logo search
Финансы и финансовый рынок для КД

3. Модели процесса финансового планирования

В современной экономической литературе встречаются следующие модели финансового планирования:

1) разработка финансовой части бизнес – плана;

2) бюджетирование;

3) составление прогнозных финансовых документов.

При разработке каждой модели применяются различные методы (приемы).

Таблица 7.1 – Модели и методы (приемы) финансового планирования

Методы (приемы), используемые в моделях финансового планирования

Модели финансового планирования

Разработка финансовой части бизнес - плана

Бюджетирование

Составление прогнозных финансовых документов

1.Прогноз объемов реализации (продаж)

+

+

+

2.Баланс денежных расходов и поступлений (баланс денежных потоков)

+

-

-

3.Бюджет наличности

-

+

-

4.Бюджет дополнительных вложений капитала

-

+

-

5.Составление таблицы доходов и затрат (расходов)

+

-

+

6.Определение потребности во внешнем финансировании

-

-

+

7.Регрессионный анализ

-

-

+

8.Определение процента от продаж

-

-

+

9.Прогнозируемый баланс активов и пассивов организации

+

-

+

10.Расчет точки безубыточности

+

-

+

«+» - метод (прием) используется; « - » - метод (прием) не используется.

Рассмотрим методы, используемые в моделях финансового планирования (в разрезе моделей).

Разработка финансовой части бизнес - плана

Данная модель включает:

- подготовку заявок на получение кредита;

- составление проспектов эмиссии ценных бумаг для привлечения дополнительного капитала в денежной форме;

- обоснование получения иностранных инвестиций, сопровождающееся предоставлением инвесторам информации о финансовой привлекательности бизнес – плана.

Из данных таблицы 7.1 видно, что при разработке модели применяются следующие методы: объемов реализации (продаж), баланс денежных расходов и поступлений (баланс денежных потоков), составление таблицы доходов и затрат (расходов), прогнозируемый баланс активов и пассивов организации, расчет точки безубыточности. Рассмотрим эти методы.

1. Метод прогноза объемов реализации (другое название – « метод прогноза продаж»). Прогнозы продаж обычно составляют на 1 год и на 5 лет, и выражаются в денежных и натуральных единицах. Годичные прогнозы продаж разбивают на квартальные и месячные.

2. Метод баланса денежных расходов и поступлений (другое название – «метод баланса денежных потоков»). Баланс составляется в виде таблицы, в которой отражаются данные о наличии денежных средств на начало периода, их поступление и расходование в течение периода и на конец периода. Таблица может быть дополнена сведениями о дебиторской, кредиторской задолженности (с целью аналитического анализа).

3. Метод составления таблицы доходов и расходов. Эта таблица аналогична отчету о прибылях и убытках организации.

4. Метод прогнозируемого баланса активов и пассивов организации дает возможность убедиться в том, что все запланированные активы организации обеспечены источниками. По форме баланс активов и пассивов имеет структуру бухгалтерского баланса. При нехватке пассивов создается эффект «пробки», которую можно выбить, найдя недостающие источники в виде кредитов или дополнительной эмиссии ценных бумаг.

5. Метод расчета точки безубыточности (другие названия – «издержки- объем – прибыль», «анализ безубыточности», «анализ точки разрыва»). Суть метода состоит в поиске точки нулевой прибыли, или безубыточности, которая означает, что валовой доход от продаж равен издержкам. Для определения плановой величины продаж, соответствующей безубыточному состоянию организации, необходимо знать три величины:

- продажную цену единицы товара;

- объем постоянных издержек (затраты на оборудование, его содержание и эксплуатацию, амортизационные отчисления, административные издержки, затраты на аренду, рекламу, социальное страхование, научные исследования и др.);

- объем переменных издержек (затраты на сырье, материалы, заработную плату, транспортировку, страхование). При уменьшении объема производства и продаж эти издержки уменьшаются и наоборот.

Графически точка безубыточности определяется на пересечении графиков валового дохода и валовых издержек. Используя этот метод организация может изменять долю переменных и постоянных затрат в общем объеме затрат. Другими словами, данный метод позволяет увеличить гибкость финансового планирования и снизить финансовый риск за счет изменения структуры издержек, необходимых для производства и реализации продукции.

Бюджетирование

Эта модель финансового планирования применяется при краткосрочном финансовом планировании (т.е оперативном). Бюджет представляет собой смету доходов и расходов организации. Выделяют несколько видов бюджетов:

- материальный бюджет включающий перечень всех видов сырья, материалов, необходимых для реализации конкретного плана и их количественной оценки;

- бюджет закупок, в котором конкретизируются расходы на закупки всех материалов, необходимых для выполнения планов;

- трудовой бюджет, то есть прямые издержки труда запланированных видов деятельности;

- бюджет административных расходов, который включает расходы на выполнение управленческих функций (оклады управляющих, командировки, гонорары, содержание служебных помещений);

- бюджет дополнительных вложений капитала: строительство, приобретение машин и оборудования и др.;

- бюджет наличности – в нем детализируются потоки наличности (входящие – доходы, и исходящие – расходы) за определенный будущий период (год, полгода с разбивкой по месяцам). Основой для составления служат ежедневные отчеты о движении наличности.

Модель финансового планирования с помощью составления прогнозных финансовых документов

Эта модель применяется при долгосрочном финансовом планировании. Целью такого планирования является составление прогноза баланса и отчета о прибылях и убытках, на основе которых организация разрабатывает оперативные бюджеты. Качество финансового планирования определяется уровнем бухгалтерского учета и финансового контроля. Финансовые отчеты организации должны включать такие позиции, как прибыльность, рыночная позиция, производительность, использование активов и инновации.

Для составления прогнозных финансовых документов применяются следующие методы:

- прогноз продаж;

- определение потребности во внешнем финансировании;

- регрессионный анализ;

- расчет процента от продаж;

- анализ безубыточности.

Метод определения потребности во внешнем финансировании применяется для расчета величины внешнего финансирования в случаях, когда величина собственного капитала организации оказывается недостаточной для увеличения объема производства (объема продаж). Другими словами, требуемый рост чистых активов организации не обеспечивается за счет внутренних источников.

Величину необходимого внешнего финансирования можно определить по формуле:

Требуемая величина = Требуемый рост « - » Величина

внешнего финансирования чистых активов внутреннего

финансирования

Требуемый рост = Плановый рост « - » Плановый рост

чистых активов общих активов текущих активов

Величина внутреннего = Чистая прибыль « - » Дивиденды

финансирования

Метод регрессивного анализа. Если для определения потребности в капитале необходим анализ зависимости одной определенной величины от другой или нескольких других величин, то применяется регрессионный анализ. Он связывает продажи с потребностью в капитале и позволяет исследовать эту взаимосвязь в динамике. Метод дает более точные и конкретные прогнозы, чем предыдущий метод. Регрессионный анализ рассматривает потребности в финансировании как функции от объема продаж. В системе координат наносятся точки, обозначающие соотношение между объемом продаж и потребностью в капитале в каждом из предыдущих годов хозяйствования организации. Точки объединяются в одну линию – прямую (линейная регрессия) или кривую (нелинейная регрессия). Полученный график определяет тенденцию соотношения между продажами и необходимыми объемами финансирования в будущем периоде.

При выборе того или иного прогноза продаж можно определить соответствующие ему потребности в капитале. Линейная регрессия строится проще, однако дает менее достоверные результаты.

Метод процента от продаж Суть метода заключается в том, что каждый из элементов прогнозных документов рассчитывается как процентное отношение от установленной величины продаж.

Этот метод позволяет определить каждую статью планового баланса и отчета о прибылях и убытках исходя из запланированной величины продаж. С помощью данного метода можно установить конкретное содержание прогнозных документов.

В основе определения процентного отношения лежат процентные соотношения, характерные для текущей деятельности организации или рассчитанные на основе ретроспективного анализа, как средняя величина за последние несколько лет; ожидаемые изменения процентных соотношений, особенно в тех случаях, когда сложившиеся процентные соотношения не удовлетворяют руководство организации, и оно хотело бы изменить их для улучшения финансовых показателей.