logo search
Фин

13.3. Правовые основы наличного денежного оборота

Наличное денежное обращение– непрерывное движение наличных денег, выполняющих функции средства обращения и платежа, опосредующее оплату товаров, оказываемых услуг и другие платежи.

В процессе наличного денежного обращения решаются следующие важные задачи:

1. Определение общего объема налично-денежного оборота, его структуры;

2. Направление денежных потоков;

3. Размещение денежной массы по территории страны;

4. Определение массы денег в наличной форме, находящейся в обращении;

5. Расчет эмиссионного результата за (на) определенный период и др.

В соответствии со ст. 31 Банковского кодекса Республики Беларусь Национальный банк в области денежного обращения устанавливает:

1. Порядок ведения кассовых операций; порядок работы банков с денежной наличностью; формы отчетности о работе банков с денежной наличностью и сроки ее представления, а также меры ответственности за их нарушение;

2. Правила хранения, инкассации и перевозки денежной наличности и других ценностей;

3. Правила осуществления эмиссионно-кассовых операций;

4. Правила определения признаков платежности наличных денег, порядок замены ветхих банкнот и поврежденных банкнот и монет, а также порядок их уничтожения.

Законодательством предусмотрено, что Национальный банк обеспечивает печатание банкнот, чеканку монет, хранение неэмитированных банкнот и монет, а также хранение и при необходимости уничтожение печатных форм, штампов и изъятых из обращения банкнот и монет. Национальному банку принадлежит также исключительное право изъятия из обращения выпущенных им наличных денег.

Банкноты и монеты, выпущенные в обращение Национальным банком, не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного платежного средства), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монеты нового образца. Срок изъятия банкнот и монет не может быть менее одного года и не должен превышать пяти лет. При этом не допускается установление каких-либо ограничений по суммам или субъектам обмена.

Национальный банк без ограничений обменивает ветхие банкноты и поврежденные банкноты и монеты в соответствии с установленными им правилами.

Национальный банк создает резервные фонды банкнот и монет и распоряжается этими фондами.

Расчеты в наличной денежной форме между субъектами хозяйствования подлежат ограничению. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 29 июня 2000 г. № 359 «Об утверждении порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь» (с изменениями и дополнениями) расчеты наличными денежными средствами допускаются между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями в размере не более 50 базовых величин в месяц (для субъектов хозяйствования, осуществляющих выставочную деятельность, розничную торговлю, допускается прием в кассы наличных денежных средств без ограничения их размера).

Наличное денежное обращение осуществляется посредством кассовых операций.

Кассовые операции– совокупность материально-технических процедур, заключающихся в приеме, хранении и выдаче наличных денег.

В соответствии с п. 2 Инструкции о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь (утверждена Постановлением Правления Национального банка 17 января 2008 г. N 4 (с изменениями и дополнениями) (далее – инструкция о кассовых операциях), кассовые операции- операции юридического лица, подразделения, индивидуального предпринимателя, частного нотариуса между собой, с банком и (или) с физическими лицами, которые связаны с приемом в кассу и (или) выдачей из кассы наличных денег с отражением этих операций в соответствующих книгах учета.

В общем виде, Инструкция о кассовых операциях содержит следующие правила:

1. Наличные деньги юридических лиц, подразделений, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов (далее – субъекты хозяйствования) подлежат обязательному зачислению и хранению на соответствующих счетах в банках, если иное не установлено законодательством.

Субъекты хозяйствования могут сдавать наличные деньги:

- в кассы банков в соответствии с законодательством;

- работникам службы инкассации в соответствии с законодательством;

- в организации Министерства связи и информатизации Республики Беларусь.

2. Наличные деньги могут быть получены субъектами хозяйствования в обслуживающих банках на цели, установленные законодательством. Наличные деньги, полученные из касс банков, расходуются на те цели, на которые они получены.

3. Порядок и сроки сдачи наличных денег, размер расходования наличных денег из выручки субъектам хозяйствования, лимит остатка кассы юридическим лицам, подразделениям устанавливаются согласно Правилам организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь. Установленные банком лимит остатка кассы, порядок и сроки сдачи выручки, разрешение на расходование наличных денег из выручки действительны в течение срока, указанного в решении банка.

Лимит остатка кассы- предельный остаток, максимально допустимая сумма наличных денег, которая может находиться в кассе юридического лица, подразделения (у индивидуального предпринимателя, частного нотариуса в случае установления им лимита остатка кассы) по состоянию на конец рабочего дня.

При образовании сверхлимитного остатка кассы наличные деньги должны быть сданы в банки независимо от установленного срока сдачи наличных денег.

4. Прием юридическими лицами, подразделениями, индивидуальными предпринимателями наличных денег при реализации продукции (товаров, работ, услуг) может осуществляться

- с использованием кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров, зарегистрированных в налоговых органах - в соответствии с законодательством.

- по приходным кассовым ордерам и (или) другим приходным документам в соответствии с законодательством. Профессиональные союзы вправе принимать в кассу наличные деньги по ведомостям с последующим проставлением на них реквизитов приходного кассового ордера либо приложением приходного кассового ордера на общую сумму принятых наличных денег по ведомости (ведомостям) без составления приходного кассового ордера на каждого вносителя наличных денег.

5. Выдача наличных денег из касс юридических лиц, подразделений, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, использующих наемный труд, производится по:

- расходному кассовому ордеру формы КО-2, утвержденному постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 19 апреля 2001 г. N 43 «Об утверждении бланков унифицированных форм первичной учетной документации»;

- платежной ведомости с последующим проставлением на ней реквизитов расходного кассового ордера либо приложением расходного кассового ордера на общую сумму выплаченных наличных денег по платежной ведомости (ведомостям) без составления расходного кассового ордера на каждого получателя.

6. Выдачи наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками работников юридического лица, подразделения, индивидуального предпринимателя, производятся в порядке и размерах, установленных законодательством.

Лица, получившие наличные деньги под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, обязаны не позднее 3 рабочих дней со дня возвращения из командировки, исключая день прибытия, предъявить в бухгалтерию отчет об израсходованных суммах и возвратить в кассу неиспользованные наличные деньги, за исключением случаев, установленных в пункте 1 части второй статьи 107 Трудового кодекса Республики Беларусь «Удержания из заработной платы работников для погашения их задолженности нанимателю могут производиться по распоряжению нанимателя для возвращения аванса, выданного в счет заработной платы; для возврата сумм, излишне выплаченных вследствие счетных ошибок; для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного на служебную командировку или перевод в другую местность, на хозяйственные нужды, если работник не оспаривает основания и размер удержания. В этих случаях наниматель вправе сделать распоряжение об удержании не позднее одного месяца со дня окончания срока, установленного для возвращения аванса, погашения задолженности, или со дня неправильно исчисленной выплаты».

7. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, открывшие текущий (расчетный) банковский счет в банке и использующие наемный труд, учитывают все поступления и выдачи наличных денег в кассовой книге.

Кассовую книгу не ведут индивидуальные предприниматели - плательщики единого налога в соответствии с законодательством независимо от использования ими наемного труда, а также индивидуальные предприниматели - плательщики единого налога независимо от использования ими наемного труда, осуществляющие одновременно деятельность с уплатой налогов и сборов в порядке, установленном законодательством, расчеты по которой проводятся только в безналичном порядке, и индивидуальные предприниматели, открывшие текущие (расчетные) банковские счета и не использующие наемный труд. Указанные лица вправе вести кассовую книгу.

8. Руководители юридических лиц, подразделений, индивидуальные предприниматели, частные нотариусы обязаны обеспечить сохранность наличных денег в кассе, а также при доставке их из банка (в банк).

9. В сроки, установленные руководителем юридического лица, подразделения, но не реже одного раза в квартал проводится внезапная инвентаризация кассы с полным полистным (поштучным) пересчетом наличных денежных средств, ценных бумаг, бланков строгой отчетности, находящихся в кассе.

Ответственность за нарушение установленных правил установлена статьей 11.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях «Нарушение порядка ведения кассовых операций

1. Нарушение должностным лицом или кассиром юридического лица либо индивидуальным предпринимателем порядка ведения кассовых операций –

влечет наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин.

2. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, –

влечет наложение штрафа в размере от двадцати до тридцати базовых величин».