1.3. Структуры финансовой системы и органы управления финансовой системой
Финансовая система - это совокупность блоков, звеньев, подзвеньев финансовых отношений.
Финансовая система РФ состоит из трех крупных блоков:
- государственные финансы; - местные финансы; - финансы юридических и физических лиц.
Государственные финансы отражают экономические отношения по формированию и использованию централизованных фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения государством его функций. Государственные финансы включают в себя государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды. По месту, занимаемому в финансовой системе, государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий финансовый год, имеющий силу закона. По своему материальному содержанию государственный бюджет - это централизованный фонд денежных средств государства. По социально-экономической сущности он представляет собой основной инструмент распределения и перераспределения ВНП и национального дохода государства.
Государственный бюджет выполняет следующие функции:
- перераспределительную (через государственный бюджет перераспределяется до 50% национального дохода страны); - регулирующую (через госбюджет осуществляется регулирование темпов и пропорций развития экономики); - стимулирующую (бюджетные, отношения имеют своей целью стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов и, в первую очередь, бюджетных средств); - контрольную (через госбюджет осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов).
По уровню управления государственный бюджет подразделяется на федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ.
Федеральный бюджет - это республиканский бюджет РФ. Бюджеты субъектов РФ включают республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты автономных областей и округов, областные бюджеты, бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга. Местное самоуправление по Конституции РФ отделено от государственной системы управления. Местные бюджеты - это окружные, городские, районные бюджеты, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов; районные бюджеты в городах.
Государственные внебюджетные фонды - это форма аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых для удовлетворения социальных потребностей и дополнительного финансирования территориальных нужд. Внебюджетные фонды создаются на федеральном и территориальном уровнях и имеют целевое назначение. Внебюджетные фонды включают в себя Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд занятости населения.
Финансы юридических и физических лиц - это совокупность экономических отношений по формированию и использованию денежных фондов организаций, предпринимателей, физических лиц, предназначенных для обеспечения процесса расширенного воспроизводства. Финансы юридических лиц делятся на две группы: финансы коммерческих и финансы некоммерческих организаций. В составе финансов физических лиц можно выделить финансы предпринимателей, не зарегистрированных в качестве юридических лиц, и финансы других физических лиц.
Финансовая система - это не просто сумма блоков, звеньев и подзвеньев. Это действительно система, которая представляет собой единое целое, все составные части этой системы тесно связаны между собой многочисленными видами экономических связей и отношений.
Структура финансовой системы представлена на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Финансовая система Российской Федерации
Особое место среди этих органов занимает Министерство финансов РФ, основными задачами которого являются:
- совершенствование бюджетной системы РФ и развитие бюджетного федерализма; - разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики РФ; - концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ; - разработка и обеспечение исполнения федерального бюджета, составление отчета об исполнении федерального и консолидированного бюджета РФ; - разработка и реализация программ государственных заимствований, управление внутренним и внешним долгом РФ; - разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков РФ; - участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней; - разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении; - осуществление государственного финансового контроля; - методологическое руководство бухгалтерским учетом, отчетностью и аудитом в РФ.
Управление финансами включает в себя планирование финансов, организацию управления ими, стимулирование выполнения финансовых планов и финансовый контроль. Управление финансами осуществляется путем выработки финансовой политики и претворения ее в жизнь.
Начальной стадией управления финансами является составление финансовых планов, основной формой которых выступает бюджетирование. На макроуровне - это разработка проектов бюджетов (федеральных, региональных), на микроуровне - это составление организациями прогнозных балансов доходов и расходов, бухгалтерских балансов, балансов денежных потоков и т.д. Качество финансовых планов зависит от точности социально-экономических прогнозов и глубины анализа финансовой деятельности за предыдущие периоды.
На базе утвержденных финансовых планов организуется процесс их реализации. На макроуровне исполнение бюджетов возложено на Федеральное казначейство. Исполнение доходов федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства. Оно предусматривает:
- зачисление доходов на единый счет федерального бюджета; - распределение федеральных регулирующих налогов; - возврат излишне уплаченных сумм доходов; - учет доходов и составление отчетности о доходах.
Финансирование расходов федерального бюджета включает в себя:
- разрешение на осуществление платежа; - осуществление платежа.
На микроуровне организация выполнения финансового плана означает управление активами и пассивами предприятия. Управление активами включает в себя управление внеоборотными (инвестициями в основные фонды и нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения) и оборотными активами (запасами и затратами, дебиторской задолженностью, денежными средствами и т.д.). Оперативное управление финансами предполагает принятие финансовых решений на основе соответствующей информации.
Необходимость выполнения финансовых планов требует стимулирования их реализации. В условиях рыночной экономики преобладают экономические методы стимулирования. Например, с целью сокращения дебиторской задолженности финансовый менеджер может использовать следующие меры:
- предоплату счетов; - взаимозачетные операции; - товарообменные (бартерные) операции; - замену долга заемным обязательством с уплатой процентов; - задаток; - банковскую гарантию или поручительство; - залог; - цессию, т. е. уступку прав требования; - факторинг - покупку специализированной финансовой компанией денежных требований поставщика к покупателю и их инкассацию; - учет векселей и др.
Заключительной стадией процесса управления финансами является финансовый контроль. Основными формами финансового контроля являются предварительный, текущий и последующий контроль. Финансовый контроль за использованием бюджетных средств осуществляется на макроуровне Федеральным казначейством и Министерством финансов РФ - главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств. Федеральное казначейство осуществляет контроль за ведением операций с бюджетными средствами участников бюджетного процесса, координирует работу других органов исполнительной власти в процессе осуществления финансового контроля. Министерство финансов РФ осуществляет внутренний контроль за использованием бюджетных средств, главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств; за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов; за использованием юридическими лицами бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций. Главные распорядители и распорядители бюджетных средств контролируют использование бюджетных средств их получателями в части их целевого использования и своевременного возвращения. На микроуровне финансовый контроль могут осуществлять контрольно-ревизионные управления Министерства финансов РФ и отраслевых министерств, ревизионные комиссии самих предприятии, независимые аудиторские фирмы и др.
- 1)Необходимость и сущность финансов. Функции финансов
- 2) Формирование бюджетов
- 3) Система финансов и ее звенья
- 4) Местные налоги и сборы
- 5) Финансы в условиях рыночной экономики
- 1.2. Сущность и функция финансов
- 1.3. Структуры финансовой системы и органы управления финансовой системой
- 6) Бюджетное устройство, принципы построения бюджетной системы
- 7)Финансовый рынок и его роль в мобилизации и распределении финансовых ресурсов
- 8) Сущность и функции финансов коммерческих организаций
- 9) История возникновения финансов
- 10) Коммерческие банки: их функции и роль.
- 11) Взаимоотношения коммерческой организации с банками
- 12) Сущность страхования и его роль в рыночной экономике
- 13) Финансовый контроль
- 14) Понятие, основы организации и этапы бюджетного процесса. Бюджетные чтения в Государственной Думе
- 15) Сущность и задачи финансовой политики и ее структура. Основные направления финансовой политики
- 3. Реализация, осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей, решение стратегических и тактических задач в области финансовой политики.
- 1. По территориальному признаку:
- 2. По временному признаку:
- 1. Мобилизация необходимых финансовых ресурсов, изыскание дополнительных резервов их увеличения для обеспечения экономического социального развития государства в определенный период.
- 16)Межбюджетные отношения и бюджетный федерализм
- 17) Организация финансовой работы на предприятии
- 18) Пенсионный фонд рф
- 19) Государственный долг и методы управления им.
- 20) Валютная политика России
- 21) Мировая валютная система
- 23) Формирование и использование финансовых ресурсов организации. Показатели, оценивающие финансовый результат работы компании
- Финансовые ресурсы предприятия
- Формирование финансовых ресурсов
- Источники финансовых ресурсов
- Использование финансовых ресурсов
- Финансовые ресурсы организации
- Управление финансовыми ресурсами
- Финансовые ресурсы государства
- Собственные финансовые ресурсы
- Состав финансовых ресурсов
- Виды финансовых ресурсов
- Анализ финансовых ресурсов
- Эффективность финансовых ресурсов
- Формы финансовых ресурсов
- Рынок финансовых ресурсов
- Распределение финансовых ресурсов
- Структура финансовых ресурсов
- Направления финансовых ресурсов
- Роль финансовых ресурсов
- Обеспечение финансовыми ресурсами
- Перераспределение финансовых ресурсов
- Потребность в финансовых ресурсах
- Привлечение финансовых ресурсов
- Муниципальные финансовые ресурсы
- Мобилизация финансовых ресурсов
- Заемные финансовые ресурсы
- Классификация финансовых ресурсов
- 23) Формирование и использование финансовых ресурсов организации. Показатели, оценивающие финансовый результат работы компании
- 25) Экономическая сущность и категории страхования.
- 26) Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики. Типы финансовой политики.
- 27) Формы и виды страхования
- 28) Нефтегазовые доходы федерального бюджета (Резервный фонд и Фонд национального благосостояния)
- 29) Цели деятельности и функции цб рф
- 30) Заемная деятельность государства. Государство как заемщик и кредитор
- 31) Функции и признаки страхования
- 32) Классификация форм и видов кредита
- 33) Коммерческий кредит. Примеры коммерческих банков
- 34) Роль органов федерального казначейства в бюджетном процессе. Задачи и структура органов.
- 35) Балансы международных расчетов.
- 36) Исполнение бюджетов
- 38) Доходы и расходы федерального бюджета, их состав и структура. Бюджетный дефицит и методы его финансирования
- 39) Понятие, задачи и участники бюджетного процесса в рф. Основные параметры Бюджета рф 2012-2014
- 40) Структура банковской системы рф
- 41) Назначение, содержание и виды бюджетной классификации рф Назначение бюджетной классификации
- Назначение бюджетной классификации (окончание)
- 42) Фонд обязательного медицинского страхования
- 43) Роль кредита в рыночной экономике. Государственный кредит
- 44) Страховые взносы как источник доходов внебюджетных фондов
- 45) Принципы и функции кредита
- Функции кредита
- Принципы кредитования
- Формы кредита
- 46) Классификация налогов. Понятие, экономическая сущность и виды прямых налогов
- 47) Роль страхового рынка в перераспределении финансовых ресурсов
- 48) Принципы функционирования бюджетной системы
- 49) Валютная система
- 50) Понятие, экономический смысл и место в экономике государственного бюджета и внебюджетных фондов
- 80% Государственного бюджета составляют различные налоги, сборы. Большую долю общих средств в государстве, кроме бюджетных, составляют внебюджетные фонды, прежде всего, социального назначения.
- 1. Имеют строгую целевую направленность;
- Различия между прямыми и косвенными налогами
- 52) Страховой рынок и оценка устойчивости страховой компании
- 53) Потребительский и международный кредит
- 54) Валютные операции, осуществляемые на межбанковском рынке
- 55) Группа Всемирного банка
- 56) Международный валютный фонд