36) Исполнение бюджетов
Исполнение бюджетов Исполнение бюджета является последней стадией бюджетного процесса и представляет собой практическую реализацию бюджета по всем предусмотренным показателям его доходной и расходной частей. В соответствии с бюджетным законодательством исполнение бюджетов относится к функциям исполнительных органов соответствующего уровня12. Порядок исполнения бюджетов устанавливается Правительством РФ по согласованию с Советом Министров республик в составе РФ, администрацией других субъектов РФ и местной администрацией. Эти же органы и обеспечивают исполнение соответствующего бюджета. В процессе исполнения бюджетов Правительство Российской Федерации, правительства (администрации) субъектов РФ и местная администрация при необходимости могут вносить изменения по доходам и расходам соответствующего бюджета в пределах утвержденных ассигнований по статьям функциональной бюджетной классификации. В исполнении бюджетов в той или иной мере принимают участие абсолютно все государственные и муниципальные органы представительной и исполнительной властей, включая министерства, ведомства, отраслевые органы управления, предприятия, учреждения и иные организации. Однако в большей мере непосредственное исполнение бюджетов осуществляется органами налоговой службы, соответствующими финансовыми органами и кредитными учреждениями. Так, органы налоговой службы обеспечивают исполнение бюджетов по их доходной части. Налоговые инспекции осуществляют контроль за правильностью исчисления налоговых и неналоговых платежей, полнотой и своевременностью их перечисления в соответствующий бюджет. Для осуществления контрольных функций органы налоговой службы наделены соответствующими правами и обязанностями13. Важная роль в исполнении бюджетов принадлежит финансовым органам, которые осуществляют практическую работу по составлению и исполнению бюджетов. Так, Министерство финансов РФ обеспечивает в установленном порядке исполнение федерального бюджета; осуществляет в соответствии с законодательством РФ корректировку бюджетных показателей; осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета и целевым использованием средств федерального бюджета, выделяемых предприятиям и иным-организациям; составляет отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ и представляет его Правительству РФ. При осуществлении своих функций Министерство финансов РФ имеет право получать от федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, иных федеральных органов материалы для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета, бухгалтерские отчеты и балансы, а также другие документы, необходимые для осуществления финансирования расходов из федерального бюджета. Министерство финансов РФ имеет право получать от предприятий, учреждений и других организаций независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности материалы, связанные с использованием средств федерального бюджета. При нарушении ими финансовой дисциплины по использованию средств федерального бюджета Министерство финансов РФ может ограничивать, а при необходимости и приостанавливать финансирование из федерального бюджета таких организаций14. Аналогичные функции осуществляют финансовые органы субъектов РФ и органов местного самоуправления в отношении подведомственных бюджетов". В исполнении федерального бюджета существенная роль принадлежит федеральному казначейству. Этот орган был создан по Указу Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 г.16; его деятельность урегулирована Положением о федеральном казначействе Российской Федерации17. В соответствии с указанными актами основными задачами органов казначейства являются организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета на счетах казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы. Осуществляя эти задачи, Главное управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации: — организует бюджетное и финансовое исполнение федерального бюджета, исходя из принципа единства кассы; — доводит до территориальных органов федерального казначейства размеры ассигнований из федерального бюджета по обслуживаемым этими органами территориям РФ; — ведет сводный реестр распорядителей средств федерального бюджета; — организует распределение в установленных размерах доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, а также передачу в местные бюджеты отчислений от поступлений по государственным налогам и доходам; — организует и осуществляет краткосрочное прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета; — организует и осуществляет сводный систематический, полный и стандартизированный учет операций по движению средств федерального бюджета; — представляет высшим органам государственной власти и управления Российской Федерации отчетность о финансовых операциях Правительства РФ, результатах исполнения федерального бюджета и состоянии бюджетной системы РФ; — выполняет иные функции. В своей деятельности по исполнению федерального бюджета Главное управление федерального казначейства взаимодействует с Центральным банком РФ, Государственной налоговой службой РФ, иными центральными органами государственной власти и управления Российской Федерации. В рамках своих полномочий функции по исполнению федерального бюджета осуществляют и территориальные органы федерального казначейства". Составной частью исполнения бюджетов является кассовое исполнение бюджетов, осуществление которого в соответствии с Законом “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Российской Федерации” возложено на банковскую систему". В основе кассового исполнения бюджета лежат принцип единства кассы и конституционные положения о разграничении бюджетных полномочий между Федерацией, субъектами РФ и органами местного самоуправления по формированию и исполнению соответствующих бюджетов. Кассовое исполнение бюджета в соответствии с принципом единства кассы означает, что все доходы каждого бюджета концентрируются в одном кассовом учреждении, исполняющем данный бюджет. Из этого же кассового учреждения в установленном порядке осуществляется и выдача денежных средств всем организациям, финансирующимся из данного бюджета. Бюджетное законодательство закрепляет, что Центральный банк РФ, его учреждения на местах, а при их отсутствии по согласованию с соответствующим органом представительной власти — любые другие банки ведут счета и являются кассирами соответствующих органов исполнительной власти. Однако помимо банков в кассовом исполнении бюджетов принимают участие и другие кредитные учреждения, входящие в банковскую систему20, а также органы федерального казначейства. Законом РФ “О Центральном банке РФ” в редакции Закона от 26 апреля 1995 года определены взаимоотношения Банка России с органами государственной власти и органами местного самоуправления, в том числе по вопросам, связанным с исполнением бюджетов. Так, Законом предусмотрено, что Банк России не вправе предоставлять Правительству РФ кредиты на покрытие бюджетного дефицита, а также покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, если это не предусмотрено Законом о федеральном бюджете. Что касается этих же отношений с субъектами РФ и органами местного самоуправления, то Закон содержит прямой запрет на предоставление кредитов указанным субъектам для покрытия бюджетного дефицита по их бюджетам. В Банке России хранятся средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, если иное не установлено федеральным законодательством. Все операции с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, с бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами Банк России осуществляет без взимания комиссионного вознаграждения. Главным документом, на основании которого осуществляется исполнение бюджетов, является бюджетная роспись, то есть распределение доходов и расходов бюджетов в соответствии с бюджетными классификациями. Бюджетная роспись составляется финансовыми органами и утверждается органом представительной власти вместе с бюджетом соответствующего уровня. Исполнение бюджетов осуществляется по их доходной и расходной частям. Доходная часть бюджетов исполняется за счет налоговых и неналоговых поступлений от юридических и физических лиц. Причем юридические лица самостоятельно исчисляют суммы причитающихся платежей и перечисляют их в безналичном порядке со своего счета на счет соответствующего бюджета. Исполнение доходной части бюджетов за счет поступлений от физических лиц осуществляется как через исчисление и удержание из заработной платы сумм по отдельным платежам предприятиями и учреждениями по месту работы физического лица, так и посредством уплаты платежей непосредственно самими физическими лицами в установленном законом порядке (например, на основании платежного извещения налоговой инспекции). Зачисление сумм, поступающих на счет конкретного бюджета, кредитные учреждения осуществляют на основании действующего законодательства и указаний финансовых органов. Исполнение расходной части бюджетов связано с использованием бюджетных средств. Средства, выделяемые из бюджета в процессе его исполнения для финансирования тех или иных расходов, называются бюджетными кредитами. Бюджетные кредиты выделяются (предоставляются) министерствам, ведомствам, отделам и управлениям, предприятиям, учреждениям и иным организациям. Размер предоставляемых бюджетных кредитов соответствует объему ассигнований, предусмотренных в соответствующем бюджете для финансирования расходов учреждений и иных организаций. Бюджетные кредиты поступают в распоряжение соответствующих руководителей учреждений и иных организаций, называемых распорядителями бюджетных кредитов. Распорядители бюджетных кредитов — это должностные лица, которым законодательством предоставлено право распоряжаться денежными средствами, выделенными из бюджета. К ним относятся первые руководители (и некоторые их заместители) бюджетных учреждений, государственных и муниципальных предприятий, руководители других организаций21. Распорядители бюджетных кредитов подразделяются на главных и нижестоящих распорядителей кредитов. К главным распорядителям бюджетных кредитов относятся: по федеральному бюджету — министры и руководители ведомств Российской Федерации; по бюджетом субъектов РФ — министры и руководители ведомств республик в составе РФ, руководители отраслевых отделов и управлений других субъектов РФ; по местным бюджетом — руководители отраслевых отделов и управлений при местной администрации, а по сельским и поселковым бюджетам — главы администраций соответствующей территории. Главные распорядители бюджетных кредитов имеют право: использовать открытые в их распоряжение бюджетные кредиты на содержание аппарата управления соответствующего министерства, ведомства, управления и т.п., на проведение централизованных мероприятий; распределять открытые кредиты между подведомственными учреждениями; переводить кредиты со своих счетов на счета нижестоящих распорядителей бюджетных кредитов; другие права в рамках своих полномочий. Нижестоящие распорядители подразделяются на две группы. В первую группу входят руководители учреждений и организаций, получающие бюджетные кредиты от главных распорядителей кредитов на расходы возглавляемого ими учреждения (организации) и для распределения таких кредитов между подведомственными учреждениями и иными организациями. К ним относятся руководители отделов и управлений министерств и ведомств РФ и республик в составе РФ, руководители иных промежуточных звеньев и организаций, например трестов. Вторую группу нижестоящих распорядителей бюджетных кредитов составляют руководители конкретных учреждений, иных организаций, имеющих самостоятельные сметы ^получающих бюджетные кредиты от вышестоящих распорядителей кредитов (распорядителей кредитов первой группы, нижестоящих распорядителей кредитов) для их использования на нужды данного учреждения (организации). К ним относятся, например, ректор вуза, главный врач больницы и т.п. Распорядители бюджетных кредитов всех уровней должны использовать выделенные им бюджетные средства строго по целевому назначению и в пределах утвержденных смет. За допущенные нарушения в использовании бюджетных средств распорядители бюджетных кредитов несут ответственность, предусмотренную российским законодательством. Функционирование бюджетов как самостоятельных звеньев бюджетной системы предполагает их взаимную ответственность в процессе исполнения. Так, согласно бюджетному законодательству РФ, если в ходе исполнения бюджета вышестоящим органом власти в пределах компетенции принимается решение, приводящее к уменьшению доходов или увеличению расходов бюджетов нижестоящего территориального уровня, то недостающие в связи с этим для сбалансирования минимального бюджета средства компенсируются этим вышестоящим органом власти за счет средств соответствующего бюджета. В случае же принятия органом власти решения с нарушением своей компетенции, которым причиняется материальный ущерб бюджету вышестоящего или нижестоящего территориального уровня, то этот ущерб должен быть возмещен органом власти, принявшим такое решение, за-счет подведомственного бюджета. Исполнение бюджетов заканчивается заключением бюджетов и составлением отчетов об их исполнении. Заключение бюджета выражается в закрытии счетов, по которым осуществляется исполнение доходной и расходной частей данного бюджета. Заключение бюджета происходит 31 декабря, после которого никакие выплаты из заключенного бюджета не производятся, равно как и не производятся зачисления бюджетных доходов на его счета. Исключением являются операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета, на завершение которых законодательством предусмотрен дополнительный льготный период, равный одному месяцу. 37) Банковский кредит
Важнейшей формой движения ссудного капитала выступает банковский кредит. Банковский кредит является универсальным инструментом перераспределения капитала в масштабах национального и международного воспроизводственного процесса. В данном случае динамическое равновесие экономики поддерживается путём устранения дисбаланса при распределении капитальных ресурсов между различными регионами и отраслями, а также создания возможностей внутриотраслевого инвестиционного маневрирования.
Банковский кредит представляет собой движение ссудного капитала, предоставляемого банками взаймы за плату на принципах материальной обеспеченности, целевой направленности, срочности, возвратности и платности. Банковский кредит выражает экономические отношения между банками и субъектами кредитования (заёмщиками). Банки осуществляют кредитование за счёт собственных источников, привлеченных денежных средств юридических лиц и вкладов граждан (за исключением зарезервированных в фонде обязательных резервов), приобретенных ресурсов у других банков (на рынке кредитных ресурсов).
При этом банки могут принимать в депозиты только собственные средства юридических и физических лиц. Часть привлеченных денежных средств депонируется в центральном банке в фонде обязательных резервов коммерческих банков, что уменьшает величину кредитных ресурсов.
Субъектами кредитования могут быть юридические и физические лица как своего государства, так и юридические лица других государств. Классификация банковских кредитов может определяться разными критериями:
в зависимости от сроков пользования
целей кредитования
вида заёмщиков
валюты, в которой предоставляются кредиты
по степени риска
и т.д.
По периоду использования принято деление кредитов на краткосрочные и долгосрочные. Срок кредита исчисляется с момента его первой выдачи до полного погашения ссудной задолженности. Различная срочность кредитов предполагает отличия и в их целевом назначении.
Так, краткосрочные кредиты предоставляются для удовлетворения временной потребности заёмщика в средствах на формирование текущих активов на любой кратковременный период в пределах 12 месяцев, конкретная величина которого обусловливается потребностями производства, реализации продукции, снижения кредитуемых запасов или затрат.
Долгосрочные кредиты предназначаются для расширенного воспроизводства долгосрочных активов, т.е. на создание, реконструкцию, расширение и модернизацию основных фондов, что требует многолетнего привлечения денежных ресурсов. Максимальный срок долгосрочного кредита должен увязываться с нормативными сроками окупаемости прокредитованных мероприятий.
Преимущественным объектом банковского кредитования являются сезонные (временные) запасы товарно-материальных ценностей и затрат в производственной сфере, внешнеэкономической деятельности, строительстве, товаров в торговле и у сбыто-снабженческих организаций, закупки сельскохозяйственной продукции и другие. На особых условиях банковские кредиты могут также предоставляться субъектам хозяйствования на выкуп государственного имущества, при учёте в банке (или под залог) товарных векселей, на строительство (покупку) жилья, потребительские нужды, на проведение лизинговых операций и т.д.
Кредиты субъектам хозяйствования предоставляются в национальной валюте, а при наличии у коммерческого банка лицензии на осуществление валютных операций — в иностранной валюте.
Не допускаются за счёт банковского кредита покрытие убытков, уплата взносов в уставные фонды юридических лиц, погашение ранее полученных кредитов либо погашение кредита за другого кредитополучателя, уплата процентов за пользование кредитом, вознаграждения, пени, штрафы, неустойки, осуществление ломбардных операций. Кредитодатель вправе предоставить кредит кредитополучателю для предварительных (авансовых) платежей только в случаях и размерах, предусмотренных законодательством.
Кредиты субъектам хозяйствования предоставляются исключительно на цели, предусмотренные в кредитном договоре. Однако ссылка в платёжном документе только на кредитный договор не может служить основанием для перечисления средств поставщику. Кредит будет выдан лишь при том условии, если в банк будут предъявлены акцептованные расчетные документы поставщика или самого ссудозаемщика непосредственно на оплату фактически отгруженных (полученных) материальных ценностей, произведенных затрат (работ) и оказанных услуг (если они являются основным видом деятельности заёмщика).
Выдача кредитов производится безналичным путём на оплату указанных выше расчётных документов. Отдельные виды кредитов, особо оговоренные в правилах кредитования центрального банка (на закупку сельхозпродукции у населения, выплату заработной платы, потребительские нужды), могут выдаваться в виде наличных денежных средств, и делается это в единичных случаях. Для этого нужны исключительные обстоятельства и соответствующее экономическое обоснование, подтвержденное необходимостью предоставления кредита наличными деньгами.
За пользование кредитами заёмщики уплачивают банку проценты, при определении размера которых банк исходит из проводимой в государстве процентной политики, уровня инфляции, вида и срока кредита, степени защиты банковского риска (качества представленных залоговых обязательств, гарантий, поручительств) и других факторов. Размер процентных ставок, порядок, периодичность, сроки начисления и уплаты процентов, а также механизм их взыскания в каждом конкретном случае определяются банком индивидуально по согласованию с клиентом и закрепляются в кредитном договоре. Процентные ставки за кредиты могут быть фиксированными (твердыми) или регулируемыми (плавающими). По фиксированным ставкам ссуды обычно выдаются на срок, не превышающий 30 дней, и погашение их сопровождается заранее установленными выплатами по процентам, неизменным в течение всего срока пользования ссудой. Кредиты на более длительный срок требуют применения плавающих процентных ставок, уровень которых в течение срока кредитования банком может пересматриваться с обязательным уведомлением заёмщика, что должно быть зафиксировано в кредитном договоре. Плавающие ставки колеблются в зависимости от развития рыночных отношений, изменения размера процентов по депозитам (вкладам), складывающегося спроса и предложения на кредитные ресурсы, а также состояния экономики. При использовании плавающей ставки процентный риск несёт заёмщик.
Решение вопроса о предоставлении кредита банк должен принимать на основе анализа кредитоспособности и юридической правоспособности заемщика, устойчивости финансового состояния, прогноза развития заёмщика в будущем, перспектив погашения кредита и других веских оснований. Кредиты предоставляются после заключения кредитного договора и на условиях, предусмотренных в нём. Условия кредитного договора определяются для каждого клиента индивидуально и таким образом, чтобы степень риска кредитной сделки была минимальной.
В кредитном договоре предусматриваются целевое назначение кредита, размер или предельная величина кредита, процентная ставка по кредиту, комиссионное вознаграждение в установленных случаях (по контокорренту), сроки погашения кредита и процентов, формы обеспечения исполнения обязательств по возврату кредита, вид иностранной валюты (для кредитов в валюте), периодичность и сроки представления банку баланса и других данных, необходимых для проверки обеспечения кредитоспособности, права, взаимные обязательства и экономическая ответственность сторон, меры по наращиванию заемщиком собственного оборотного капитала, право банка взыскивать своим распоряжением задолженность по кредиту и начисленные проценты за пользование им, включая и кредиты, выданные клиентам другого банка с расчетного (текущего) счета заёмщика, если он не выполняет в срок обязательства перед банком по возврату кредита или другие условия кредитного договора; в договоре также оговариваются другие условия выдачи и погашения кредита, в том числе дополнительные права банка по досрочному взысканию кредитов в случае нецелевого их использования и повышению процентных ставок при несоблюдении других условий и ухудшении финансово-хозяйственного положения заёмщика.
Банковская практика выработала не только принципы кредитования, но и определенные требования к заключению кредитных договоров. Так, поступление в банк заявки на получение кредита является основанием для проверки кредитоспособности и платежеспособности заёмщика, заключения кредитного договора, договора об обеспечении кредита.
При проверке кредитоспособности необходимо выяснить, обладает ли юридическое или физическое лицо, претендующее на получение кредита, дееспособностью и правоспособностью. Проверка кредитоспособности является основной для всех других действий коммерческого банка по отношению к предполагаемому заёмщику, в частности, проверка его платежеспособности. Под последней понимается возможность физических и юридических лиц вернуть банку кредит и своевременно вносить проценты и другие платежи. При этом потенциальные заёмщики должны представить в банк свои балансы, ежегодные финансовые отчёты и целый ряд других показателей работы предприятия (по требованию банка).
Кредитоспособность заёмщика означает способность юридического или физического лица полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам. Кредитоспособность клиента в мировой банковской практике является одним из основных объектов оценки при определении целесообразности выдачи кредита. При этом способность к возврату долга связывается также с моральными качествами клиента, его искусством управлять и родом занятий, степенью вложения капитала в недвижимое имущество, возможностью заработать средства для погашения ссуды и других обязательств в ходе процесса производства и обращения, т.е. кредитоспособность заёмщика основывается на моральных качествах клиента и его способности воспроизвести авансированные средства для погашения долга.
Кредитоспособность заёмщика в отличие от его платежеспособности не фиксирует неплатежи за истекший период или на какую-либо дату, а прогнозирует его платежеспособность на ближайшую перспективу. Она оценивается на основе системы показателей, которые отражают размещение и источники оборотных средств, результаты хозяйственно-финансовой деятельности заёмщика. Банки стран с развитой рыночной экономикой применяют сложную систему большого количества показателей для оценки кредитоспособности клиентов. В переходный период к рыночной экономике выбор показателей кредитоспособности должен учитывать сложившуюся структуру оборотных средств и их источников, особенности отчётности и т.д.
После анализа документов заёмщика с целью проверки его кредитоспособности и сделанного выбора о выгодности кредитной операции для коммерческого банка должно даваться в письменной форме согласие на предоставление кредита (обязательное для крупных ссуд), а также согласие заёмщика с условиями кредита. При этом в кредитных операциях банка большое значение имеет обеспечение ссуды, поскольку оно связано, с одной стороны, с обеспечением прибылей банка, а с другой — обеспечение ссуды необходимо для гарантии сохранения активов банка, поскольку они почти полностью состоят из заемных средств (вкладов клиентов). К важнейшим видам кредитного обеспечения, используемым в современной банковской практике, относятся залог, поручительство, гарантия, переуступка в пользу банка требований и счетов заемщика третьему лицу, страхование кредитного риска.
Залог является способом обеспечения исполнения обязательств, при котором кредитор (залогодержатель) имеет право в случае невыполнения должником (залогодателем) обеспеченного залогом обязательства получить компенсацию из стоимости заложенного имущества. Банки предоставляют кредиты в основном под залог реальных ценностей, наличие и сохранность которых должны проверяться на месте как предварительно (до выдачи ссуды), так и в процессе кредитования. Залог оформляется договором залога в письменной форме, в котором должны быть указаны наименование и местонахождение сторон, вид залога, опись имущества, его размер, сроки исполнения обязательств, состав и стоимость заложенного имущества, его местонахождение, а также любые иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон в договоре о залоге должно быть достигнуто соглашение.
Основные требования к предмету залога состоят в следующем:
наличие у залогодателя права собственности на предмет залога
отсутствие претензий со стороны других кредиторов на тот же предмет залога
соответствие определенным критериям качества, дифференцированным в зависимости от вида закладываемого имущества
достаточность стоимости залога для удовлетворения соответствующего обязательства клиента
Основным требованием к выбору имущества в качестве залога является степень его ликвидности. Предметом залога может быть любое имущество (предприятие, здание, сооружение, оборудование, ценные бумаги, денежные средства и другое имущество), не изъятое из гражданского оборота, направление взысканий и залог которого не запрещены законодательством, а также имущественные права, которые в соответствии с законодательством могут быть отчуждены, в том числе право залога.
В зарубежной банковской практике распространен вид залога ценностей, когда они хранятся в банке либо на нейтральных складах. В этом случае залог товаров осуществляется путем передачи банку-кредитору складской квитанции, которая, как правило, оформляется на банк, осуществляющий контроль за сохранностью ценностей и порядком выписки квитанций. При хранении имущества на складах заемщика контроль за его сохранностью может нести как работник склада, нанятый для этого банком, так и сам банк.
В случае неисполнения должником обеспеченного залогом обязательства банк удовлетворяет свои требования из стоимости заложенного имущества по решению суда. При нотариальном удостоверении задолженности взыскание долгов производится в бесспорном порядке на основании исполнительной подписи нотариуса. Если сумма, вырученная от продажи заложенного имущества, не достаточна для покрытия требования, банк имеет право получить недостающую сумму из прочего имущества должника в порядке очередности по действующему законодательству.
Поручительство состоит в том, что за исполнение обязательств перед кредитором отвечает не только должник, но и третье лицо — поручитель. Это создает для кредитора булыпую вероятность реального удовлетворения его требования к должнику по обеспечению поручительством обязательству в случае его неисполнения. В договоре поручительства указывается наименование и адрес должника, поручителя и банка-кредитора, сумма платежа, сроки и условия его выплаты, порядок расчетов между поручителем и банком и другие сведения.
В случае неисполнения обязательства должником последний вместе с поручителем несет перед кредитором солидарную ответственность. Это значит, что кредитор имеет право предъявить требование к должнику и поручителю либо к одному из них, причем как полностью, так и частично. Использование данной формы обеспечения возвратности кредитов требует тщательного анализа кредитоспособности поручителя. Она применяется при взаимоотношениях банка как с юридическими, так и с физическими лицами.
Гарантия представляет собой особый вид договора поручительства, применяемый для обеспечения обязательства только между юридическими лицами, при котором ответственность носит субсидиарный характер. По исполнении обязательства гарант не приобретает права регрессионного требования к должнику о возврате уплаченной суммы. В качестве гаранта по ссуде могут выступать вышестоящая по отношению к должнику организация, арендодатель, учредитель, банк, предприятие. Чаще всего используется гарантия, предоставляемая одним предприятием в пользу другого. В этом случае необходима информация о кредитоспособности предприятия-гаранта.
Гарантия оформляется гарантийным письмом, которое предоставляется в кредитующее учреждение банка. В нем указываются наименование гаранта, организации ссудополучателя, обслуживающих их банков, вид, срок погашения и сумма гарантии, а также предельный срок. В случае отсутствия у ссудополучателя средств на расчетном счете для погашения кредита банк предоставляет требование о погашении ссуды гаранту.
Переуступка (цессия) в пользу банка требований и счетов к третьему лицу предусматривает переход к банку права получения денежных средств по уступленному требованию. Стоимость уступленного требования должна быть достаточной для того, чтобы погасить ссудную задолженность. Банк имеет право воспользоваться поступившей выручкой только для погашения выданного кредита и платы за него. Если по уступленному требованию поступает сумма денежных средств, превышающая задолженность по кредиту, то разница возвращается заемщику (цеденту).
На практике используются такие виды цессии, как открытая и тихая. Открытая цессия предполагает сообщение должнику об уступке требования. В этом случае должник погашает свое обязательство банку, а не заемщику банка. При тихой цессии банк не сообщает третьему лицу об уступке требования, должник платит цеденту, который обязан передать полученную сумму банку. Заемщики предпочитают тихую цессию, чтобы не подрывать свою репутацию. Но для банка это связано с большим риском, поскольку: средства по уступленным требованиям нередко поступают на счета заемщиков, находящихся в других банках, заемщик имеет возможность уступать требование несколько раз, заемщик может уступать уже не существующие требования.
Страхование как форма обеспечения возвратности кредита начало использоваться в странах СНГ с 90-х гг. XX столетия. Страхование осуществлялось на добровольной основе в формах страхования ответственности заемщика за непогашение кредита и страхования риска непогашения кредита.
В первом случае страхователем выступает заемщик, а объектом страхования является его ответственность за своевременное и полное погашение кредита (включая проценты за пользование кредитом). Во втором случае страхователем является банк, а объектом страхования — ответственность всех или отдельных заемщиков перед банком.
Коммерческие банки опасаются использовать страхование как одну из форм защиты от возникающих рисков в ходе банковской деятельности. Отсутствие страхового аудита и широкого освещения в печати балансов страховых обществ вызывает сомнения в платежеспособности последних. Кроме того, в настоящее время мало страховых компаний, обладающих значительным собственным капиталом и способных возместить банкам ущерб.
Одним заёмщиком одновременно может быть использовано несколько форм обеспечения возврата кредита. Особо надежным заемщикам с безупречной репутацией и устойчивым финансовым положением банки могут предоставлять кредит под соответствующие обязательства по возврату долга без предварительного получения от клиента документов, подтверждающих наличие материального обеспечения.
После выдачи кредита банки обязаны осуществлять постоянный контроль за его целевым использованием и обеспеченностью. Они имеют право производить проверки ссудозаемщиков на месте и обязаны ежеквартально, а при необходимости ежемесячно, проверять на основе балансовых данных наличие реальных запасов и затрат для обеспечения выданных кредитов.
При проверке обеспечения кредитов учитывается задолженность по всем кредитам, включая полученные в других банках. Недостаток обеспечения, выявленный при проверке, должен быть предъявлен по взысканию с расчетного счета заемщика или отнесен на счет просроченных ссуд. Если заемщику предоставляется кредит с высокой степенью риска, то в договоре может предусматриваться взимание определенного процента от суммы предоставляемого кредита или уплата данного процента единовременно при выдаче ссуды.
В случае принятия органами законодательной и исполнительной власти решения о предоставлении кредитов на льготных условиях компенсация потерь коммерческим банкам осуществляется за счет органа, принявшего решение о предоставлении льготного кредита и за счет средств соответствующих бюджетов. Если в результате предусмотренного мероприятия заёмщик имеет доход в иностранной валюте, то проценты за кредит с его согласия могут в соответствующей доле взиматься в ней.
Порядок и конкретные сроки погашения задолженности по кредиту банка предусматриваются в кредитном договоре. Погашение кредита может осуществляться единовременно или частями. Заемщик вправе досрочно возвратить полученный кредит. Погашение долга по кредитам и начисленным процентам заемщика — юридического лица — производится при наступлении срока путем списания средств с его расчетного (текущего) счёта в соответствии с выданным банку срочным обязательством (обязательством-поручением). По обоюдному решению сторон заемщик может погашать кредит платежным поручением в конкретно оговоренные в договоре сроки.
В случае недостаточности на расчетном счёте средств для погашения долгов банку сначала погашается задолженность по кредитам, а затем проценты по ним. Погашение кредитов производится также путем непосредственного зачисления на ссудный счёт выручки от реализации товаров и услуг (при кредитовании по специальным ссудным, контокоррентным счетам, при использовании банками залогового права).
Физические лица могут погашать полученные кредиты путем взноса наличными деньгами, перевода денег через предприятия связи, перечисления средств со своего вкладного счета, предъявления расчетного чека, сертификата, в установленных случаях банковского векселя в соответствии с условиями кредитного договора.
При непогашении кредитов банк, в зависимости от формы обеспечения обязательств по их возврату, вправе предъявить сумму долга по взысканию в установленном порядке со счета гаранта, получить удовлетворение по погашению кредита из стоимости за-долженного имущества в соответствии с законодательством, разрезервировать счёт по учёту депозитов, реализовать ценные бумаги, принятые в залог, предъявить к оплате требования и счета заемщика к другому лицу, уступленные им в пользу банка.
В случае заключения договора страхования риска непогашения кредита банк при наступлении страхового случая вправе получить от страховщика страховую сумму в порядке, установленном законодательством.
По ходатайству заёмщика при наличии реального обеспечения кредита и объективных причин, вызвавших его несвоевременный возврат, банк имеет право в виде исключения пролонгировать непогашенную сумму долга, заключив дополнительное соглашение к кредитному договору. Сумма пролонгированной задолженности относится на отдельный ссудный счет со взиманием повышенного процента, размер которого определяется на договорных условиях между банком и заёмщиком. Безнадежная задолженность по кредитам погашается за счет резерва на возможные потери по сомнительным долгам, а при его недостаточности — за счёт резервного фонда и прибыли банка.
По отношению к заёмщику, не выполняющему своих обязательств по кредитному договору, а также при выявлении случаев недостоверности отчетности или запущенности в бухгалтерском учете банк предупреждает его о прекращении дальнейшего кредитования, если в согласованные сроки не будут выполнены рекомендации банка, а также применяет санкции, предусмотренные кредитным договором. За несоблюдение принципов кредитования и других условий кредитного договора банк и заёмщик в одинаковой мере несут административную, имущественную и другую ответственность согласно действующему законодательству. В случае невыполнения заёмщиком обязательств по возврату полученного кредита банк может возбудить дело о признании его экономически несостоятельным или банкротом.
- 1)Необходимость и сущность финансов. Функции финансов
- 2) Формирование бюджетов
- 3) Система финансов и ее звенья
- 4) Местные налоги и сборы
- 5) Финансы в условиях рыночной экономики
- 1.2. Сущность и функция финансов
- 1.3. Структуры финансовой системы и органы управления финансовой системой
- 6) Бюджетное устройство, принципы построения бюджетной системы
- 7)Финансовый рынок и его роль в мобилизации и распределении финансовых ресурсов
- 8) Сущность и функции финансов коммерческих организаций
- 9) История возникновения финансов
- 10) Коммерческие банки: их функции и роль.
- 11) Взаимоотношения коммерческой организации с банками
- 12) Сущность страхования и его роль в рыночной экономике
- 13) Финансовый контроль
- 14) Понятие, основы организации и этапы бюджетного процесса. Бюджетные чтения в Государственной Думе
- 15) Сущность и задачи финансовой политики и ее структура. Основные направления финансовой политики
- 3. Реализация, осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей, решение стратегических и тактических задач в области финансовой политики.
- 1. По территориальному признаку:
- 2. По временному признаку:
- 1. Мобилизация необходимых финансовых ресурсов, изыскание дополнительных резервов их увеличения для обеспечения экономического социального развития государства в определенный период.
- 16)Межбюджетные отношения и бюджетный федерализм
- 17) Организация финансовой работы на предприятии
- 18) Пенсионный фонд рф
- 19) Государственный долг и методы управления им.
- 20) Валютная политика России
- 21) Мировая валютная система
- 23) Формирование и использование финансовых ресурсов организации. Показатели, оценивающие финансовый результат работы компании
- Финансовые ресурсы предприятия
- Формирование финансовых ресурсов
- Источники финансовых ресурсов
- Использование финансовых ресурсов
- Финансовые ресурсы организации
- Управление финансовыми ресурсами
- Финансовые ресурсы государства
- Собственные финансовые ресурсы
- Состав финансовых ресурсов
- Виды финансовых ресурсов
- Анализ финансовых ресурсов
- Эффективность финансовых ресурсов
- Формы финансовых ресурсов
- Рынок финансовых ресурсов
- Распределение финансовых ресурсов
- Структура финансовых ресурсов
- Направления финансовых ресурсов
- Роль финансовых ресурсов
- Обеспечение финансовыми ресурсами
- Перераспределение финансовых ресурсов
- Потребность в финансовых ресурсах
- Привлечение финансовых ресурсов
- Муниципальные финансовые ресурсы
- Мобилизация финансовых ресурсов
- Заемные финансовые ресурсы
- Классификация финансовых ресурсов
- 23) Формирование и использование финансовых ресурсов организации. Показатели, оценивающие финансовый результат работы компании
- 25) Экономическая сущность и категории страхования.
- 26) Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики. Типы финансовой политики.
- 27) Формы и виды страхования
- 28) Нефтегазовые доходы федерального бюджета (Резервный фонд и Фонд национального благосостояния)
- 29) Цели деятельности и функции цб рф
- 30) Заемная деятельность государства. Государство как заемщик и кредитор
- 31) Функции и признаки страхования
- 32) Классификация форм и видов кредита
- 33) Коммерческий кредит. Примеры коммерческих банков
- 34) Роль органов федерального казначейства в бюджетном процессе. Задачи и структура органов.
- 35) Балансы международных расчетов.
- 36) Исполнение бюджетов
- 38) Доходы и расходы федерального бюджета, их состав и структура. Бюджетный дефицит и методы его финансирования
- 39) Понятие, задачи и участники бюджетного процесса в рф. Основные параметры Бюджета рф 2012-2014
- 40) Структура банковской системы рф
- 41) Назначение, содержание и виды бюджетной классификации рф Назначение бюджетной классификации
- Назначение бюджетной классификации (окончание)
- 42) Фонд обязательного медицинского страхования
- 43) Роль кредита в рыночной экономике. Государственный кредит
- 44) Страховые взносы как источник доходов внебюджетных фондов
- 45) Принципы и функции кредита
- Функции кредита
- Принципы кредитования
- Формы кредита
- 46) Классификация налогов. Понятие, экономическая сущность и виды прямых налогов
- 47) Роль страхового рынка в перераспределении финансовых ресурсов
- 48) Принципы функционирования бюджетной системы
- 49) Валютная система
- 50) Понятие, экономический смысл и место в экономике государственного бюджета и внебюджетных фондов
- 80% Государственного бюджета составляют различные налоги, сборы. Большую долю общих средств в государстве, кроме бюджетных, составляют внебюджетные фонды, прежде всего, социального назначения.
- 1. Имеют строгую целевую направленность;
- Различия между прямыми и косвенными налогами
- 52) Страховой рынок и оценка устойчивости страховой компании
- 53) Потребительский и международный кредит
- 54) Валютные операции, осуществляемые на межбанковском рынке
- 55) Группа Всемирного банка
- 56) Международный валютный фонд