30) Заемная деятельность государства. Государство как заемщик и кредитор
В соответствии с Гражданским кодексом РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги и другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Заемщик – РФ, субъекты РФ, заимодавцы - физические и юридические лица. Классификация государственных займов: по эмитентам: - займы, размещенные центральными органами управления; - займы, размещенные территориальными органами управления; в зависимости от места размещения: - внутренние займы; - внешние займы; в зависимости от обращения на рынке: - рыночные займы, которые свободно продаются и покупаются; - нерыночные займы, которые не подлежат обращению на рынке ценных бумаг; в зависимости от срока привлечения средств: - краткосрочные (срок погашения до 1 года); - среднесрочные (от 1 до 5 лет); - долгосрочные (от 5 лет и выше); в зависимости от обеспечения долговых обязательств: - закладные, обеспечиваемые конкретным залогом; - беззакладные не обеспечиваются ничем определенным, т.к. обеспечением служит все имущество государства или муниципалитета; по характеру выплачиваемого дохода: - долговые обязательства выигрышные (выплата дохода на основе лотереи); - процентные долговые обязательства (купонные процентные облигации); - облигации с нулевым купоном (облигации продаются со скидкой по номиналу, а выкупаются по номиналу); в зависимости от метода определения дохода: - долговые обязательства с твердым доходом; - долговые обязательства с плавающим доходом. Фиксированная ставка ЦБ является причиной роста расходов государства на выплату процентов и отпугивания инвесторов, которые ожидают повышение процента. Для покрытия бюджетного дефицита приходиться размещать займы при относительно завышенном уровне процентной ставки. Установление аналогичного процента по своим обязательствам на весь срок займа, который может составить 20-30 лет, приведет к увеличению налогового бремени. Для избежания этого используются два варианта: а) 1. Выпуск краткосрочного или среднесрочного займа. 2. После падения процентной ставки осуществляется выпуск долгосрочного займа; недостатком такого варианта является то, что заемщик несет дополнительные расходы в связи с выпуском, размещением и погашением еще одного займа, а инвесторы могут не проявить интереса ко второму займу в ожидании повышения процентной ставки;
б) систематический пересмотр процента, выплачиваемого по ценным бумагам; недостаток – должник не в состоянии спланировать свои расходы; в зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске: - обязательства с правом досрочного погашения; - обязательства без права досрочного погашения. Вопрос о досрочном погашении долговых обязательств становится актуальным только тогда, когда на финансовом рынке происходят существенные изменения. Например, заемщик выпустил облигации с ежегодным фиксированным доходом 12%, а через год ставка упала и составила 6%. В этом случае заемщик терпит существенные потери, тогда как инвестор получает значительный выигрыш. Если облигации были выпущены с правом досрочного погашения, то заемщик может уменьшить свои потери, выпустив и разместив новый займ, и погасив старый. Возможны два способа погашения задолженности: единовременно или частями. При погашении займа частями используются различные варианты: - равными частями в течение определенного срока; - возрастающими долями (например, в связи с подъемом деловой активности предполагается рост налоговых поступлений или объект, на строительство которого привлекались заемные средства, постепенно набирает мощность и начинает приносить прибыль); - снижающимися долями (когда ожидается падение доходов заемщика или увеличение его расходов). Государственные заимствования РФ – это займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ, в которых государство выступает либо заемщиком, либо гарантом погашения займов другими заемщиками. В результате заемной деятельности образуется государственный долг – долговые обязательства Правительства РФ. Общегосударственный долг включает не только задолженность Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства. Долговые обязательства РФ могут существовать в следующих формах: - кредитные соглашения и договора, заключенные от имени РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями; - государственные ценные бумаги, выпускаемые от имени РФ; - договора о предоставлении государственных гарантий РФ, договора поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами; - переоформление долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов;
- соглашения и договора, в т.ч. международные, заключенные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет. Кредиторами по внутренним займам преимущественно выступают физические и юридические лица, являющиеся резидентами данного государства, хотя определенная их часть может приобретаться и иностранными инвесторами. Внутренние займы обычно выпускаются в национальной валюте в виде ценных бумаг, которые пользуются спросом на национальном фондовом рынке. Обязательства РФ, субъектов РФ, возникшие в результате эмиссии ценных бумаг и составляющие внутренний долг, должны быть выражены в валюте РФ и подлежат оплате в ней же. Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других стран, при размещении таких займов учитываются специфические интересы инвесторов. Обязательства РФ и субъектов РФ, возникшие в результате эмиссии ценных бумаг и составляющие внешний долг, должны быть выражены в иностранной валюте и подлежат оплате в ней. Операции с госбумагами осуществляются на рынке государственных ценных бумаг, который входит в состав фондового рынка. Рынок государственных ценных бумаг позволяет решать следующие задачи: - осуществлять заимствования временно свободных денежных средств в целях финансирования бюджетного дефицита; - обеспечить проведение денежно-кредитной политики ЦБ РФ; - осуществлять регулирование ликвидности коммерческих банков и финансовых институтов. Право осуществлять государственные внешние заимствования и заключать договора о предоставлении государственных гарантий принадлежит Правительству РФ. Государственные ценные бумаги: - ГКО – краткосрочный заемный инструмент (на 3, 6 и 12 месяцев), доход инвестора складывается за счет разницы между ценой реализации (погашения) и ценой покупки, реализация ГКО осуществляется со скидкой с номинала, погашение – по номиналу. Достоинства: надежность, высокая доходность и ликвидность; - ОФЗ – купонные среднесрочные (от 1 до 2 лет) государственные бумаги с переменным или постоянным купоном; - облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) – ценная бумага на предъявителя, которая предоставляет их владельцам право на получение дохода раз в квартал или раз в полгода в зависимости от выпуска.
Государственная гарантия – это способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которых РФ или субъект РФ, является гарантом, т.е. дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дана гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично.
В РФ устанавливаются верхние пределы государственных гарантий РФ, предоставляемых в валюте РФ и иностранной валюте. Общая сумма гарантий РФ в национальной валюте включается в состав государственного внутреннего долга, а в иностранной валюте – в состав государственного внешнего долга. Гарантия не предоставляются при плохом финансовом состоянии получателя гаранта и при наличии задолженности по платежам в федеральный бюджет, либо государственные внебюджетные фонды. Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе.
Государство может выступать в качестве кредитора, кредитуя как собственные организации и предприятия, так и правительства других стран. В результате такой деятельности выдаются внутренние кредиты и внешние кредиты. Внутренние кредиты: 1) бюджетный кредит – форма финансирования бюджетных расходов, предусматривающая предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основе; 2) бюджетная ссуда – это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года. В качестве заемщиков средств федерального бюджета могут выступать: а) бюджетные учреждения, которые имеют право получать кредит только из бюджета и государственных внебюджетных фондов; б) государственные и муниципальные унитарные предприятия; в) юридические лица, не относящиеся к категориям а) и б); г) органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов. Способами обеспечения исполнения по возврату бюджетного кредита являются банковские гарантии, поручительства, залог имущества и высоколиквидных ценных бумаг. Бюджетный кредит предоставляется только тем юридическим лицам, у которых нет долгов перед бюджетами и фондами и при предоставлении следующих документов на конкурс:
1. Заключение федеральных органов исполнительной власти о невозможности изготовления на отечественных предприятиях оборудования, аналогичному к закупке по импорту, и о целесообразности закупки его по импорту. 2. Финансовые расчеты полного возврата заемных средств с указанием источников обеспечения погашения ссуды. 3. Подтверждение наличия у претендента собственных средств для осуществления авансовых платежей. Предоставляется ссуда в размере до 40% стоимости выигравшего на конкурсе проекта, для социально-значимых проектов – 100%. Государственные кредиты, предоставляемые РФ иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям являются кредиты, по которым у последних возникают долговые обязательства перед РФ как кредитором. Долговые обязательства иностранных государств перед РФ как кредитором формируют долг иностранных государств перед РФ. Федеральным законом о федеральном бюджете утверждаются: суммы погашения и выплаты процентов по долгам иностранными государствами, размер их долга на конец финансового года, предельный объем государственных кредитов для других государств, программа предоставления кредитов иностранным государствам с перечнем сумм кредитов и указанием их получателей, и целей кредитования. Займы территорий. Исполнительным органам власти субъектов Федерации разрешено получать ссуды у коммерческих банков, выпускать займы на инвестиционные цели. Предельный объем долга субъекта РФ ограничен объемом доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из вышестоящего бюджета. Объем заемных средств, направляемых субъектом РФ в течение текущего финансового года на финансирование дефицита бюджета не должен превышать 30% объема доходов субъекта РФ на текущий финансовый год без учета финансовой помощи из федерального бюджета и привлеченных заемных средств. Предельный объем расходов на обслуживание долга не должен превышать 15% объема расходов его бюджета.
Внутренние займы территорий – это займы у юридических и физических лиц под субфедеральные ценные бумаги и займы у федерального бюджета. Внешние займы могут осуществлять органы исполнительной власти г. Москва и Санкт-Петербург, Нижегородской области и ряда других административно-территориальных единиц Субъекты федерации оформляют свои обязательства в виде облигационного займа (облигации субъектов федерации, евробондов, векселя) Займы могут носить целевой и нецелевой характер. Целевые займы берутся для реализации инвестиционных проектов, а нецелевые займы идут на покрытие расходов или дефицита бюджета субъекта федерации.
- 1)Необходимость и сущность финансов. Функции финансов
- 2) Формирование бюджетов
- 3) Система финансов и ее звенья
- 4) Местные налоги и сборы
- 5) Финансы в условиях рыночной экономики
- 1.2. Сущность и функция финансов
- 1.3. Структуры финансовой системы и органы управления финансовой системой
- 6) Бюджетное устройство, принципы построения бюджетной системы
- 7)Финансовый рынок и его роль в мобилизации и распределении финансовых ресурсов
- 8) Сущность и функции финансов коммерческих организаций
- 9) История возникновения финансов
- 10) Коммерческие банки: их функции и роль.
- 11) Взаимоотношения коммерческой организации с банками
- 12) Сущность страхования и его роль в рыночной экономике
- 13) Финансовый контроль
- 14) Понятие, основы организации и этапы бюджетного процесса. Бюджетные чтения в Государственной Думе
- 15) Сущность и задачи финансовой политики и ее структура. Основные направления финансовой политики
- 3. Реализация, осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей, решение стратегических и тактических задач в области финансовой политики.
- 1. По территориальному признаку:
- 2. По временному признаку:
- 1. Мобилизация необходимых финансовых ресурсов, изыскание дополнительных резервов их увеличения для обеспечения экономического социального развития государства в определенный период.
- 16)Межбюджетные отношения и бюджетный федерализм
- 17) Организация финансовой работы на предприятии
- 18) Пенсионный фонд рф
- 19) Государственный долг и методы управления им.
- 20) Валютная политика России
- 21) Мировая валютная система
- 23) Формирование и использование финансовых ресурсов организации. Показатели, оценивающие финансовый результат работы компании
- Финансовые ресурсы предприятия
- Формирование финансовых ресурсов
- Источники финансовых ресурсов
- Использование финансовых ресурсов
- Финансовые ресурсы организации
- Управление финансовыми ресурсами
- Финансовые ресурсы государства
- Собственные финансовые ресурсы
- Состав финансовых ресурсов
- Виды финансовых ресурсов
- Анализ финансовых ресурсов
- Эффективность финансовых ресурсов
- Формы финансовых ресурсов
- Рынок финансовых ресурсов
- Распределение финансовых ресурсов
- Структура финансовых ресурсов
- Направления финансовых ресурсов
- Роль финансовых ресурсов
- Обеспечение финансовыми ресурсами
- Перераспределение финансовых ресурсов
- Потребность в финансовых ресурсах
- Привлечение финансовых ресурсов
- Муниципальные финансовые ресурсы
- Мобилизация финансовых ресурсов
- Заемные финансовые ресурсы
- Классификация финансовых ресурсов
- 23) Формирование и использование финансовых ресурсов организации. Показатели, оценивающие финансовый результат работы компании
- 25) Экономическая сущность и категории страхования.
- 26) Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики. Типы финансовой политики.
- 27) Формы и виды страхования
- 28) Нефтегазовые доходы федерального бюджета (Резервный фонд и Фонд национального благосостояния)
- 29) Цели деятельности и функции цб рф
- 30) Заемная деятельность государства. Государство как заемщик и кредитор
- 31) Функции и признаки страхования
- 32) Классификация форм и видов кредита
- 33) Коммерческий кредит. Примеры коммерческих банков
- 34) Роль органов федерального казначейства в бюджетном процессе. Задачи и структура органов.
- 35) Балансы международных расчетов.
- 36) Исполнение бюджетов
- 38) Доходы и расходы федерального бюджета, их состав и структура. Бюджетный дефицит и методы его финансирования
- 39) Понятие, задачи и участники бюджетного процесса в рф. Основные параметры Бюджета рф 2012-2014
- 40) Структура банковской системы рф
- 41) Назначение, содержание и виды бюджетной классификации рф Назначение бюджетной классификации
- Назначение бюджетной классификации (окончание)
- 42) Фонд обязательного медицинского страхования
- 43) Роль кредита в рыночной экономике. Государственный кредит
- 44) Страховые взносы как источник доходов внебюджетных фондов
- 45) Принципы и функции кредита
- Функции кредита
- Принципы кредитования
- Формы кредита
- 46) Классификация налогов. Понятие, экономическая сущность и виды прямых налогов
- 47) Роль страхового рынка в перераспределении финансовых ресурсов
- 48) Принципы функционирования бюджетной системы
- 49) Валютная система
- 50) Понятие, экономический смысл и место в экономике государственного бюджета и внебюджетных фондов
- 80% Государственного бюджета составляют различные налоги, сборы. Большую долю общих средств в государстве, кроме бюджетных, составляют внебюджетные фонды, прежде всего, социального назначения.
- 1. Имеют строгую целевую направленность;
- Различия между прямыми и косвенными налогами
- 52) Страховой рынок и оценка устойчивости страховой компании
- 53) Потребительский и международный кредит
- 54) Валютные операции, осуществляемые на межбанковском рынке
- 55) Группа Всемирного банка
- 56) Международный валютный фонд