logo
Билеты по финансы и кр

46) Классификация налогов. Понятие, экономическая сущность и виды прямых налогов

Что означает деление налогов на прямые и косвенные? Какое определение можно дать этим понятиям? Каково соотношение прямых и косвенных налогов в бюджетной системе РФ? Как они выполняют свою регулятивную и фискальную функцию? В чем заключается механизм их начисления? Эта статья даст подробные ответы на вышеперечисленные вопросы.

Классификация налогов: прямые и косвенные

Налоговая система любого государства включает в себя прямые и косвенные налоги. Классификационным признаком при этом выступает механизм взимания: для прямых налогов плательщик и носитель налогового бремени – это одно и то же лицо, для косвенных – они не совпадают. Именно поэтому носители налоговой нагрузки по косвенным налогам зачастую даже не замечают, как осуществляют налоговые платежи, уплачивая их в цене товара.

Классификация налогов на прямые и косвенные – это еще и признак типа объекта налогообложения: для прямых - это доход или имущество, для косвенных – это потребление (поэтому их также называют налогами на потребление). В чем заключается сущность тех и других?

Понятие прямых и косвенных налогов

Прямые налоги – это налоги, взимаемые непосредственно с объекта налогообложения, в качестве которого может выступать доход или имущество. Подразделяются прямые налоги на личные (налоги на доход) и реальные (налоги с имущества). Реальные прямые налоги могут иметь в качестве объекта налогообложения как имущество, служащее источником дохода, так и имущество, не являющееся таковым.

Косвенные налоги – это налоги, которые включаются в цену товаров и услуг и тем самым переносятся на их конечного потребителя. Их плательщиком выступает производитель или торговец, а носителем налоговой нагрузки – покупатель. Косвенные налоги классифицируются на

 акцизы (включая универсальный акциз – НДС),

 фискальные монополии (лицензии, разрешения, судебная госпошлина),

 таможенные пошлины (экспортные и импортные),

 особые формы (например, начисления на фонд заработной платы, идущие во внебюджетные социальные фонды, - они вместе с ФЗП включаются в себестоимость продукции как расходы на оплату труда).

Характеристика косвенных и прямых налогов будет неполной без краткого экскурса в историю. Исторически первыми появились прямые налоги – это были имущественные налоги с земельных наделов в натуральной форме. Косвенные налоги отстали ненадолго – уже при рабовладельческом строе появляются первые ввозные пошлины, которые торговцы включали в цену товара, чтобы компенсировать свои расходы.

Прямые и косвенные налоги: примеры на основе налоговой системы РФ

К прямым имущественным налогам в налоговой системе Российской Федерации относятся:

К прямым налогам на доход относятся:

К косвенным налогам относятся:

Отечественная налоговая система достаточно сложна, а законодательная база имеет разночтения, что постоянно становится почвой для возникновения судебных разбирательств с налоговой инспекцией.Урегулирование налоговых споров – сложный процесс, который следует доверять профессионалам своего дела. Если Вы сомневаетесь в правомерности решений служащих налоговой инспекции в отношении Вашей компании – обратитесь в «Largo Management Group», и мы поможем выиграть судебное разбирательство.

Соотношение прямых и косвенных налогов

В зависимости от соотношения прямых и косвенных налогов в налоговой системе государства выделяют четыре модели:

В России превалирует тенденция к формированию смешанной модели, в которой пока преобладают черты евроконтинентальной и латиноамериканской.

Функции прямых и косвенных налогов

Все налоги выполняют четыре функции:

Все ли налоги одинаково выполняют вышеперечисленные функции? Что касается фискальной и контрольной функций, то они равно присущи как прямым, так и косвенным налогам. Когда же заходит речь о социальной функции, то следует признать, что косвенные налоги, в основной своей массе, практически не служат для поддержки незащищенных страт общества.

Так, например, НДС (как универсальный акциз на потребление) сильней всего ударяет именно по малоимущим, в структуре доходов которых практически отсутствует накопление. Если весь доход семьи идет на потребление, то при 18% ставке налога из всего семейного бюджета 18% уйдет в виде налоговых платежей государству. Для семьи, которая тратит и накапливает доходы в пропорции 50/50, доля платежей по НДС составит всего 9%. То есть, чем богаче семья и чем больше средств она накапливает, тем меньше будет ее налоговая нагрузка по НДС. Налог на добавленную стоимость, вроде бы, «ударяет» всех одинаково, но больше всех «достается» тем, кто живет «от зарплаты до зарплаты». В этом и заключается социальная несправедливость данного налога, действующего по регрессивному принципу (чем меньше доход – тем больше налоговая нагрузка).

Что касается акцизного сбора, то изначально он разрабатывался как налог на товары иррационального спроса и предметы роскоши, то есть сама идея была неплохим воплощением социальной функции акциза: «Имеешь слабости? – Плати за них!». Но по факту многие страны отклонились от этой «идеальной» модели, поэтому под акциз стали подпадать не только спиртные напитки, сигареты и драгоценности, но и вполне невинные шоколадки, автомобили, давным-давно превратившиеся из «предмета роскоши» в «средство передвижения» и другие товары.

Например, Налоговый кодекс РФ рассматривает в качестве подакцизных товаров не только спирт, спиртсодержащую, алкогольную и табачную продукцию (иррациональный спрос), но и легковые автомобили, мотоциклы мощностью свыше 150 лошадиных сил, бензин, дизтопливо, печное топливо и масло для двигателей. Очевидно, что выполнение социальной функции акцизами в налоговой системе РФ также «хромает».

Что касается функции регулирования, то прямые налоги являются более точным инструментом управления экономикой, с их помощью легче обеспечить благоприятный налоговый климат в отраслях, которые требуют развития и государственной поддержки, и ужесточить условия хозяйствования в тех сферах экономики, которые, напротив, требуют сдерживания.

Регулятивная функция косвенных налогов заключается, по большому счету, в сокращении платежеспособного спроса населения как на все, так и на отдельные категории товаров. Сокращать платежеспособность невыгодно с точки зрения всей экономики, поскольку это сдерживает рост производства. Но при помощи отдельных косвенных форм налогообложения, например, таможенных пошлин, можно создавать благоприятные условия для отечественного производителя. В общем, как инструмент госрегулирования экономики косвенные налоги неудобны, могут приводить к неблагоприятным экономическим последствиям, а направлены, в основном, на выполнение фискальной функции.

Следует отметить также, что косвенные налоги, вызывающие рост цен, оказывают сдерживающее воздействие на показатели экономического роста.

НДС – самый проблемный налог в российской практике налогообложения

В 2014 году исполнилось 60 лет с момента появления на экономической арене налога на добавленную стоимость. Француз М. Лоре предложил его как альтернативу налогу с оборота – эта косвенная форма налогов предполагала многократное налогообложение на всех стадиях производственного цикла. С этой точки зрения НДС, исключивший такое многоступенчатое налогообложение, был намного прогрессивнее и рациональнее. Налогообложению теперь подлежала только добавленная стоимость, возникающая в процессе производства продукции. С тех пор НДС стал очень популярен, особенно в развивающихся странах.

В России НДС был введен с 01.01.1992 года. Он стал одним из основных источников бюджетных доходов, обеспечивая около четверти всех налоговых поступлений. Тем не менее, он стал также и самым проблемным в налоговой системе РФ. Этот факт иллюстрируется, в частности, тем, что именно споры по НДС составляют подавляющее большинство всех судебных налоговых разбирательств.

Это связано с тем, что законодательство по НДС является чрезвычайно сложным, запутанным и противоречивым, что создает почву для разночтений, а, следовательно, и конфликтов. Кроме того, как показывает статистика, процесс сбора и администрирования этого налога далек от совершенства.

Дело в том, что механизм сбора НДС предполагает как поступления по НДС, так и бюджетные возмещения по нему. В последние годы разрыв между этими денежными потоками, который, собственно, и определяет налоговый доход государства, постоянно сокращается. Это означает, что снижается эффективность данного налога, а динамика НДС не соответствует приросту ВВП. Связано это может быть лишь с одним – тенденцией к уклонению от уплаты надлежащих сумм налога на фоне стремления юрлиц получить максимальное возмещение по НДС из бюджета. Уровень «собираемости» по этому налогу составляет, по оценкам экономистов, от 60 до 80 %, а незаконное возмещение наносит существенный урон бюджету.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4