52) Страховой рынок и оценка устойчивости страховой компании
Понятие финансовой устойчивости страховой компании | |||||
Как уже отмечалось выше, ст. 25 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела" предусматривает, что основой финансовой устойчивости страховщиков является наличие у них оплаченного уставного капитала и страховых резервов, а также система перестрахования" [51, с. 76]. Однако в данной статье упомянуты далеко не все факторы, обеспечивающие финансовую устойчивость страховщика. Источником информации о финансовом положении предприятия является составляемая им и представляемая в установленном порядке учредителям и контрольным органам бухгалтерская и иная финансовая отчетность. Бухгалтерская отчетность включает в себя два основных документа: баланс предприятия и отчет о прибылях и убытках (в российской практике – "отчет о финансовых результатах"). Баланс содержит информацию об имущественном положении и обязательствах предприятия в данный момент времени, отчет о финансовых результатах – сведения о размерах и структуре доходов, расходов за определенный период и источниках образования прибыли (убытка). В балансе довольно много показателей, характеризующих финансовую устойчивость страховщика. В нем четко выделяются три основные части, оказывающие решающее влияние на финансовую устойчивость страховщика: активы (разделы I-VI актива баланса), собственный капитал (раздел VII пассива баланса) и обязательства, то есть заемный капитал (разделы VIII-ХI пассива баланса). С учетом этого схематично структуру баланса можно изобразить следующим образом (рис. 1).
Рис. 1 Финансовая устойчивость страховщика определяется соотношением этих трех величин. Так, большая величина активов говорит, в первую очередь, о наличии значительного по стоимости имущества в распоряжении страховщика и в целом свидетельствует о степени его надежности. В зависимости от того, в какой мере это имущество сформировано за счет собственного капитала, а в какой – за счет заемных средств, можно говорить о надежности и эффективности работы страховщика. Что является источником возникновения обязательств у страховщика? Для обеспечения деятельности любого предприятия (в сфере производства, торговли, банковского или страхового дела) необходимы различного рода ресурсы (денежные средства, оборудование, материалы и т.д.), называемые средствами предприятия (часто именуемыми также активами или имуществом). Средства предприятия отражаются в левой части бухгалтерского баланса, именуемой активом. Вместе с тем, любое имущество может быть приобретено либо за счет собственных источников, либо за счет займов. Источники формирования средств предприятия содержатся в правой стороне бухгалтерского баланса (пассиве) и делятся на два основных типа: обязательства и собственный капитал (обычно именуется просто "капитал"). Обязательства представляют собой внешние источники ресурсов предприятия. Такие источники обычно называют кредиторами (заимодавцами), поскольку они предоставили предприятию займы. Кредиторы имеют право платежного иска в отношении средств предприятия в сумме, равной долговым обязательствам предприятия по отношению к кредиторам. Согласно законодательству для погашения претензий кредиторов потенциально могут быть использованы все активы предприятия. Капитал формируется обычно за счет взносов инвесторов – учредителей и акционеров. Инвесторы, предоставившие компании ресурсы в форме капитала, взамен получили акции. Общая сумма капитала, предоставленного акционерами, называется акционерным капиталом. Источником акционерного капитала предприятия является также полученная им в результате хозяйственной деятельности прибыль. Однако поскольку часть прибыли обычно направляется на потребление, в том числе на выплату дивидендов по акциям, то для целей изучения финансовой устойчивости страховщика особое значение имеет та ее часть, которая остается в распоряжении предприятия, это – "нераспределенная прибыль". С точки зрения выполнения обязательств, указанные страховщиком два источника формирования активов – кредиторы и инвесторы – являются принципиально различными. Если предприятие не платит по своим долгам кредиторам, то кредиторы могут взыскать долги через суд. В отличие от кредиторов инвесторы обладают лишь правом остаточного риска, то есть если предприятие прекращает свое существование, то инвесторам достается то, что остается после платежей по обязательствам предприятия. Иными словами, иск по обязательствам "сильнее", чем иск по средствам. Вместе с тем, поскольку основными кредиторами страховой компании являются ее клиенты – страхователи, которые в силу специфики страховой деятельности лишены возможности в достаточной мере следить за надежностью страховой компании, контроль за страховыми предприятиями осуществляется страховым надзором. Данные финансовой отчетности позволяют выделить пять факторов, обеспечивающих финансовую устойчивость страховщика: достаточный собственный капитал; обязательства (включая технические резервы); размещение активов; ограничение единичного риска (перестрахование); тарифная политика. Указанные факторы оказывают решающее влияние и на платежеспособность страхового предприятия. Однако понятия "платежеспособность" и "финансовая устойчивость" различны. Платежеспособность обычно понимается как "...во-первых,...способность хозяйственной единицы выполнить свои финансовые обязательства перед прочими субъектами рынка и, во-вторых, используется как синоним ликвидности". Не возражая в принципе против такой трактовки, можно более контрастно разделить понятия "ликвидность" и "платежеспособность". Ликвидность – это способность организации превратить свои материальные ценности в денежные средства, чтобы рассчитаться по неотложным обязательствам, а платежеспособность – способность ее оплатить как уже предъявленные претензии, так и те обязательства, срок исполнения которых еще не наступил. Действующий в Российской Федерации Закон о несостоятельности (банкротстве) предприятий определяет платежеспособность как способность платить по обязательствам и признает предприятие неплатежеспособным, если оно не оплачивает свои обязательства в течение трех месяцев. На наш взгляд, платежеспособность должна быть обеспечена в любой момент времени, хотя иногда от страховщиков можно услышать "теорию велосипеда": обязательства по договорам страхования, выполнение которых приходится на будущие периоды, должно покрываться за счет будущих же поступлений. В связи с этим страховщики, попавшие в тяжелое финансовое положение, иногда обращаются в ведомство страхового надзора с просьбой о выдаче им лицензии на дополнительные виды страхования, чтобы привлечь недостающие финансовые ресурсы. Естественно, что лицензии в таких случаях им не выдаются. Однако не стоит забывать, что в любом случае, когда изучаются показатели ликвидности и платежеспособности, то подразумевается, что предприятие находится в некоторой устойчивой среде, при этом все остальные параметры известны и, что особенно важно, стабильны. Однако страховщик берет обязательства на будущее, руководствуясь прошлым опытом. И никакое самое точное, обоснованное авторитетное предсказание не может быть верным на 100 процентов. Более того, страховщик берет на себя обязательства, выполнять которые он должен либо через достаточно большой промежуток времени (при страховании на дожитие или пенсионном страховании), либо срок и размер обязательств неизвестны, и они определяются с помощью теории вероятностей (страхование от несчастных случаев, автотранспортных средств и т.п.). Итак, если любое другое предприятие знает, когда и сколько ему нужно платить своим деловым партнерам, в каком размере и в какие сроки оно должно погасить кредит и уплатить по нему проценты, то страховщику сроки и размеры своих обязательств перед страхователями известны с весьма большой степенью допуска. Для страховой деятельности важна не просто способность платить по обязательствам (что, в принципе, определяется на основании соотнесения отдельных статей баланса), а способность выполнять их при любом неблагоприятном изменении ситуации, при самом худшем для страховщика стечении обстоятельств. По-нашему мнению, платежеспособность есть частное проявление финансовой устойчивости страховщика, поскольку отражает его способность платить по обязательствам в "нормальных" условиях. Понятие "финансовая устойчивость" страховщика можно сформулировать следующим образом: это способность выполнять принятые обязательства по договорам страхования при воздействии неблагоприятных факторов изменения экономической конъюнктуры. Как уже упоминалось выше, в Законе о страховании сформулированы основы финансовой устойчивости страховщиков, а контроль за финансовым состоянием страховщиков возложен на ведомство страхового надзора. По-видимому, такой подход в нынешних условиях вполне разумен, так как становление российского страхового рынка осуществляется в чрезвычайно сложных условиях. Подавляющее число страховщиков не имеет достаточного опыта работы, отсутствует достоверная статистика, поэтому большинство принимаемых на страхование рисков в нужной степени не изучены. С другой стороны, в силу неразвитости механизма защиты прав потребителей и отсутствия нормального режима судопроизводства клиенты практически лишены возможности самостоятельно удовлетворить претензии к страховой организации в случае невыполнения последней своих обязательств. Особенностью российского страхового рынка, к сожалению, является отсутствие внутренних механизмов регулирования рынка, к которым принято относить деятельность создаваемых страховщиками самостоятельно союзов и ассоциаций, а также страховых и перестраховочных пулов. В передовых развитых странах в целях защиты интересов клиентов создаются гарантийные фонды, за счет которых оплачиваются претензии страхователей в случае банкротства страховой компании. В России их нет. Поэтому установление государством обязательных требований по обеспечению финансовой устойчивости страховщиков, а также деятельность специализированного государственного органа – ведомства страхового надзора, направленная на контроль за соблюдением этих требований, объективно необходима. Безусловно, если риск нераспознаваем, то есть если нельзя точно определить вероятность его наступления и размер, то никакие технические действия страховщика или решения государственных органов не способны обеспечить его покрытие. Но активная роль государства позволяет придать стройность системе страховой защиты, максимально использовать имеющиеся резервы и емкость рынка, оптимизировать использование финансовых ресурсов. | |||||
Глава 2. Состав и назначение страховых резервов | |||||
| |||||
2.1. Сущность страховых резервов | |||||
Понятие "страховые резервы" в ст. 26 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в РФ" раскрывается следующим образом: "Для обеспечения принятых страховых обязательств страховщики в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации, образуют из полученных страховых взносов необходимые для предстоящих страховых выплат страховые резервы по личному страхованию, имущественному страхованию и страхованию ответственности...". Необходимо четко разделять понятия "страховой фонд" и "страховой резерв", поскольку они представляют собой различные экономические категории. В отечественной страховой литературе понятие "страховой фонд" – это часть совокупного общественного продукта, используемая для возмещения потерь, причиненных народному хозяйству стихийными бедствиями, катастрофами, несчастными случаями, авариями, преступлениями и другими неблагоприятными событиями в жизни общества. Поскольку совокупный общественный продукт – понятие скорее абстрактное, то и страховой фонд как часть его – тоже абстракция. Страховые резервы, наоборот, – понятие совершенно конкретное. Страховые резервы отражают величину не исполненных на данный момент времени обязательств страховщика по заключенным им со страхователями договорам страхования. Страховые резервы отражаются в балансе любого страховщика на каждую отчетную дату и, в принципе, могут определяться вообще на любую дату. Но если в балансе страховщика отсутствуют страховые резервы, это не значит, что он не участвует в формировании совокупного страхового фонда, а только означает, что на данную дату он рассчитался по всем имевшимся у него договорам страхования и формировать страховые резервы для неисполненных обязательств по ним нет необходимости. Еще одно не менее принципиальное различие – страховой фонд, формируемый методом страхования, характеризует сумму страховых взносов, уплаченных страхователями в течение определенного периода, в то время как страховые резервы отражают сумму "отложенных" страховых выплат, причем на конкретную дату. Страховые резервы предназначены для того, чтобы страховщик мог отвечать по своим обязательствам, которые он несет в соответствии с заключенными им со страхователями договорами страхования. Согласно принятой за рубежом технике формирования страховых резервов каждый вид обязательств, которые имеет страховщик, покрывается соответствующим видом страхового резерва. В частности, в страховании жизни в зависимости от условий действующих договоров формируются математические резервы, резервы ежегодной ренты, фондовые резервы и резервы участия; по другим видам страхования – резервы премий (резерв неистекших рисков, резерв возрастающих рисков) и резервы убытков (установленных, но не оплаченных убытков; предъявленных, но не установленных убытков; непредъявленных убытков). Поскольку обязанность страховщиков формировать страховые резервы закреплена Законом Российской Федерации "Об организации страхового дела в РФ ", а также учитывая их предназначение, в соответствии с действующим налоговым законодательством отчисления на пополнение страховых резервов исключаются из налогооблагаемой базы. Назначение и соответственно порядок формирования страховых резервов различны, но общим для них является то, что они являются средствами страхователей, а не страховщиков, и предназначены для страховых выплат согласно обязательствам по неоконченным на отчетную дату договорам страхования. Величина страховых резервов должна полностью покрывать суммы предстоящих выплат по действующим договорам. Поэтому определение их размера является результатом тщательного анализа операций страховщика и трудоемких математических расчетов. Зарубежная практика свидетельствует: при наличии опытных и квалифицированных специалистов такой расчет становится достаточно надежным и его результаты в значительной степени гарантируют страховщика от возможного банкротства. По мере формирования в России страхового рынка страховщики в своей практике все в большей степени используют имеющийся мировой опыт. При всем многообразии страховых операций в зарубежном законодательстве их принято разделять на две большие группы – страхование жизни и остальные виды страхования, поскольку в основе проведения этих видов страхования лежат различные технические принципы. |
- 1)Необходимость и сущность финансов. Функции финансов
- 2) Формирование бюджетов
- 3) Система финансов и ее звенья
- 4) Местные налоги и сборы
- 5) Финансы в условиях рыночной экономики
- 1.2. Сущность и функция финансов
- 1.3. Структуры финансовой системы и органы управления финансовой системой
- 6) Бюджетное устройство, принципы построения бюджетной системы
- 7)Финансовый рынок и его роль в мобилизации и распределении финансовых ресурсов
- 8) Сущность и функции финансов коммерческих организаций
- 9) История возникновения финансов
- 10) Коммерческие банки: их функции и роль.
- 11) Взаимоотношения коммерческой организации с банками
- 12) Сущность страхования и его роль в рыночной экономике
- 13) Финансовый контроль
- 14) Понятие, основы организации и этапы бюджетного процесса. Бюджетные чтения в Государственной Думе
- 15) Сущность и задачи финансовой политики и ее структура. Основные направления финансовой политики
- 3. Реализация, осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей, решение стратегических и тактических задач в области финансовой политики.
- 1. По территориальному признаку:
- 2. По временному признаку:
- 1. Мобилизация необходимых финансовых ресурсов, изыскание дополнительных резервов их увеличения для обеспечения экономического социального развития государства в определенный период.
- 16)Межбюджетные отношения и бюджетный федерализм
- 17) Организация финансовой работы на предприятии
- 18) Пенсионный фонд рф
- 19) Государственный долг и методы управления им.
- 20) Валютная политика России
- 21) Мировая валютная система
- 23) Формирование и использование финансовых ресурсов организации. Показатели, оценивающие финансовый результат работы компании
- Финансовые ресурсы предприятия
- Формирование финансовых ресурсов
- Источники финансовых ресурсов
- Использование финансовых ресурсов
- Финансовые ресурсы организации
- Управление финансовыми ресурсами
- Финансовые ресурсы государства
- Собственные финансовые ресурсы
- Состав финансовых ресурсов
- Виды финансовых ресурсов
- Анализ финансовых ресурсов
- Эффективность финансовых ресурсов
- Формы финансовых ресурсов
- Рынок финансовых ресурсов
- Распределение финансовых ресурсов
- Структура финансовых ресурсов
- Направления финансовых ресурсов
- Роль финансовых ресурсов
- Обеспечение финансовыми ресурсами
- Перераспределение финансовых ресурсов
- Потребность в финансовых ресурсах
- Привлечение финансовых ресурсов
- Муниципальные финансовые ресурсы
- Мобилизация финансовых ресурсов
- Заемные финансовые ресурсы
- Классификация финансовых ресурсов
- 23) Формирование и использование финансовых ресурсов организации. Показатели, оценивающие финансовый результат работы компании
- 25) Экономическая сущность и категории страхования.
- 26) Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики. Типы финансовой политики.
- 27) Формы и виды страхования
- 28) Нефтегазовые доходы федерального бюджета (Резервный фонд и Фонд национального благосостояния)
- 29) Цели деятельности и функции цб рф
- 30) Заемная деятельность государства. Государство как заемщик и кредитор
- 31) Функции и признаки страхования
- 32) Классификация форм и видов кредита
- 33) Коммерческий кредит. Примеры коммерческих банков
- 34) Роль органов федерального казначейства в бюджетном процессе. Задачи и структура органов.
- 35) Балансы международных расчетов.
- 36) Исполнение бюджетов
- 38) Доходы и расходы федерального бюджета, их состав и структура. Бюджетный дефицит и методы его финансирования
- 39) Понятие, задачи и участники бюджетного процесса в рф. Основные параметры Бюджета рф 2012-2014
- 40) Структура банковской системы рф
- 41) Назначение, содержание и виды бюджетной классификации рф Назначение бюджетной классификации
- Назначение бюджетной классификации (окончание)
- 42) Фонд обязательного медицинского страхования
- 43) Роль кредита в рыночной экономике. Государственный кредит
- 44) Страховые взносы как источник доходов внебюджетных фондов
- 45) Принципы и функции кредита
- Функции кредита
- Принципы кредитования
- Формы кредита
- 46) Классификация налогов. Понятие, экономическая сущность и виды прямых налогов
- 47) Роль страхового рынка в перераспределении финансовых ресурсов
- 48) Принципы функционирования бюджетной системы
- 49) Валютная система
- 50) Понятие, экономический смысл и место в экономике государственного бюджета и внебюджетных фондов
- 80% Государственного бюджета составляют различные налоги, сборы. Большую долю общих средств в государстве, кроме бюджетных, составляют внебюджетные фонды, прежде всего, социального назначения.
- 1. Имеют строгую целевую направленность;
- Различия между прямыми и косвенными налогами
- 52) Страховой рынок и оценка устойчивости страховой компании
- 53) Потребительский и международный кредит
- 54) Валютные операции, осуществляемые на межбанковском рынке
- 55) Группа Всемирного банка
- 56) Международный валютный фонд