35) Балансы международных расчетов.
Международные экономические, политические и культурные отношения страны находят обменное выражение в балансах международных расчетов. Они занимают в системе агрегатных экономических показателей важное место, поскольку отражают перераспределение национального дохода между странами. Поэтому при определении ВНП и национального дохода учитывается чистое сальдо международных требований и обязательств.
Балансы международных расчетов — это соотношение денежных требований и обязательств, поступлений и платежей одной страны по отношению к другим странам. Основными видами таких балансов являются: расчетный баланс; баланс международной задолженности; платежный баланс.
Расчетный баланс — это соотношение требований и обязательств данной страны на какую-либо дату по отношению к другим странам независимо от сроков наступления платежей. Такие требования и обязательства возникают в результате экспорта (импорта) товаров и услуг, предоставления (получения) займов и кредитов.
Различают расчетные балансы на определенный период и на определенную дату. Активные статьи расчетного баланса за соответствующий календарный период показывают сумму новых требований данной страны к иностранным государствам и произведенные ею инвестиции за границей. Пассивные статьи отражают вновь возникшие обязательства страны по кредитам и инвестициям иностранных государств. Расчетный баланс за период показывает лишь динамику требований и обязательств одной страны по отношению к другим государствам, но по нему нельзя выявить валютно-финансовое положение страны в целом.
Для оценки международной расчетной позиции страны важен расчетный баланс на определенную дату (на начало или конец года), который отражает соотношение всех требований я обязательств данной страны к загранице независимо от периода их возникновения и срока оплаты. Его активное сальдо показывает, что страна больше предоставляла, чем привлекала кредитов и инвестиций, и как кредитор она будет получать валютные поступления в будущем. Пассивное сальдо расчетного баланса на определенную дату характеризует позицию страны как , нетто-должника и показывает размер ее будущих платежей;; иностранным государствам, не покрытых поступлениями. Баланс международной задолженности широко используется В' статистике развитых и развивающихся стран. Он близок к расчетному балансу, но отличается от него набором статей и имеет свои особенности в отдельных странах. Например, в США применяется
так называемый «баланс международных инвестиций», состоящий из следующих основных
Как видно из приведенных данных, в 80—90-е гт. США превратились из кредитора в нетто-должника прежде всего из-за роста своих обязательств по статьям «портфельные инвестиции» и особенно «зарубежные обязательства банков США», которые отражают рост вложений в американские ценные бумаги и на счета американских банков «горячих денег» (это средства, быстро переводимые их владельцам из одной страны в другую для получения выгоды от изменения валютных курсов или процентных ставок, а также во избежание потерь от изменения экономической и политической обстановки в стране их прежнего пребывания). «Горячие деньги» — это, как правило, временно свободные средства ТНК, ТНБ, а также индивидуальных вкладчиков капитала.
Большинство развивающихся стран является нетто-должниками, но не из-за притока «горячих денег», а вследствие широкого привлечения внешних займов, которое привело к обострению проблемы внешней задолженности в этой группе стран. Их задолженность в начале 90-х гг. составила 1,5 трлн долл.
Платежный баланс занимает центральное место в балансах международных расчетов. Он представляет собой количественное и качественное выражение масштабов, структуры и характера внешнеэкономических связей государства.
Платежный баланс — это соотношение суммы платежей, произведенных данной страной за границей, и поступлений, полученных ею из-за границы за определенный период времени. Различают платежные балансы: за определенный период (год, квартал., месяц) и на определенную дату. Платежный баланс за определенный период представляет собой соотношение платежей и поступлений за данный отрезок времени и позволяет выявить изменения в международных экономических отношениях страны, состояние и развитие ее экономики. Хотя платежный баланс на определенную дату не фиксируется в форме публикуемых статистических показателей, он отражает изменения ежедневных соотношений ; платежей и поступлений, которые подлежат исполнению на конкретную дату.
Если валютные поступления превышают платежи, то платежный баланс активен, а если платежи больше поступлений, то пассивен.
Основные различия между расчетным и платежным балансами состоят в следующем
♦ расчетный баланс включает требования и обязательству страны к загранице, в том числе непогашенные; платежный; баланс отражает только фактически произведенные поступления и платежи;
♦ в расчетный баланс входят все полученные и предоставленные кредиты, включая непогашенные, не вошедшие в платежный баланс;
♦ конечное сальдо — активное или пассивное — платежного и расчетного балансов не совпадают и обычно противоположны, поскольку расчетные балансы стран-кредиторов (США, ФРГ, Японии и др.) обычно активны, а платежные балансы, особенно по текущим операциям, периодически пассивны. У стран-должников пассивные и расчетные балансы иногда сочетаются с активными платежными балансами;
♦ в платежный баланс включаются только оплаченные экспорт и импорт, а расчетный баланс охватывает и неоплаченную часть товарооборота, осуществляемого в кредит.
Таким образом, различия между платежным и расчетным балансами определяются преимущественно развитием международных кредитных отношений.
По характеру операций публикуемые платежные балансы содержат два основных раздела: 1-й раздел — платежный баланс по текущим операциям; а) платежи и поступления по внешнеторговым операциям, или торговый баланс; б) баланс услуг (международные перевозки, фрахт, страхование и пр.) и некоммерческих операций (расчеты по патентам, технической помощи), доходы и платежи по инвестициям; 2-й раздел — баланс движения капиталов (краткосрочные и долгосрочные операции) и кредитов.
К балансу движения капиталов и кредитов примыкает статья «Ошибки и пропуски». Она показывает неучтенное движение краткосрочного капитала. Изменение валютных резервов отражает международные валютные операции центральных банков, связанные с выравниванием платежного баланса и поддержанием курса национальной валюты.
При определении сальдо платежного баланса его статьи подразделяются на основные и балансирующие. К основным статьям относятся операции: влияющие на сальдо платежного баланса и обладающие относительной самостоятельностью: текущие операции и движение долгосрочного капитала. В балансирующие статьи входят операции, не имеющие самостоятельности или обладающие ограниченной самостоятельностью. Эти статьи характеризуют методы и источники погашения сальдо платежного баланса и включают: движение валютных резервов; изменения краткосрочных активов; отдельные виды иностранной помощи; внешние государственные займы; кредиты международных валютно-кредитных организаций и т.п. Итоговые показатели основных и балан-
сирующих статей взаимно погашают друг Друга, т.е. ж_х мально платежный баланс уравновешивается. Если платежи превышают поступления по основным статьям, то возникает проблема погашения дефицита за счет балансирующих статей, характеризующих источники и методы урегулирования сальдо платежного баланса, для чего традиционно используются займы и ввоз предпринимательского капитала. Это временный метод балансирования платежного баланса, так как страны-должники обязаны выплачивать проценты и дивиденды, а также сумму займа.
Минусовое сальдо составило в 1982 г. 11,6 млрд. долл., а к 1997 г. — 160,2 млрд. долл. (2,1% ВНП). Дефициту платежного баланса США противостоят активные сальдо платежных балансов Японии (25,3 млрд. долл. к 1995 г.) и стран ЕС (84,6 млрд. долл. к 1997 г.) Возникновение у Германии дефицита платежного баланса в 90-е годы (2,1 млрд. долл. к 1995 г.) компенсировалось появлением активных сальдо в Германии и во Франции, соответственно 42 млрд. долл. (3,5% ВНП) и 19,5 млрд. долл. (1,3% ВНП).
Новым способом покрытия пассивного сальдо баланса стали краткосрочные кредиты по соглашениям своп, взаимно предоставляемые центральными банками в национальной валюте.
Для покрытия временного дефицита платежного баланса МВФ предоставляет странам — членам фонда резервные (безусловные) кредиты (в пределах 25% квот).
Промышленно развитые страны мобилизуют для погашения дефицита платежного баланса средства на мировом рынке ссудных капиталов в виде кредитов банковских консорциумов, облигационных займов.
К временным методам покрытия дефицита платежного ба
ланса относятся также льготные кредиты, полученные страной
по линии иностранной «помощи».
Окончательным методом балансирования платежного баланса служит использование страной ее официальных золотовалютных резервов. Главным средством окончательного сбалансирования платежного баланса служат резервы конвертируемой иностранной валюты.
С 70-х гг. для приобретения иностранной валюты, необходимой для покрытия дефицита платежного баланса, стали применяться СДР путем перевода их со счета одной страны на счет другой в МВФ. С 1979 г. страны — члены ЕВС для покрытия временного дефицита платежного баланса применяют также ЭКЮ. Окончательным средством погашения дефицита платежного баланса служит также иностранная помощь в виде субсидий и даров.
Вспомогательным средством сбалансирования платежного баланса является продажа иностранных и национальных ценных бумаг на иностранную валюту. Например, США частично погашают пассивное сальдо своего платежного баланса, размещая облигации казначейства в центральных банках других стран.
Методология составления платежного баланса. Первые попытки учета масштабов и оценки последствий международных экономических операций относятся к концу XIV в.
К началу XX в. наиболее полное развитие получили методы составления платежного баланса в США и Англии. Первая попытка публикации платежного баланса в США предпринята в 1923 г. по показателям 1922 г. В 1943 г. американский экономист X. Лери составил платежный баланс США за 1919— 1939 гг. Он и послужил прообразом платежного баланса США, составляемого после Второй мировой войны. С 1946 г. квартальные и годовые отчеты о платежном балансе стали печататься Министерством торговли США в журнале «Сервей оф каррент бизнес».
В 1947 г. была создана схема платежного баланса, опубликованная как документ ООН, послужившая базой для разработки МВФ формы и принципов составления платежного баланса. Издавая «Руководство по платежному балансу», МВФ продолжал разработку унификации его схемы, которая в общих чертах повторяет систему построения платежных балансов ведущих развитых стран с некоторыми изменениями. Они делают эту схему более универсальной, что позволяет сравнить балансы развитых и развивающихся стран. Обрабатывая исходные данные, представленные странами, эксперты МВФ вносят уточнения, используют неофициальные публикации, перегруппировывают статьи платежных балансов и выполняют другие корректирующие действия, что позволяет судить о масштабах исследуемых процессов.
Регулирование платежного баланса: национальное и межгосударственное. Платежный баланс является одним из объектов государственного регулирования. Хотя платежные балансы по своей природе не могут быть постоянно активны или пассивны, поляризация их состояния усиливает нестабильность валютных курсов и переливы капитала, особенно «горячих денег», отрицательно влияет на денежное обращение и в конечном счете на экономику. При этом стихийный механизм выравнивания платежного баланса через автоматический процесс ценового регулирования действует крайне слабо. Поэтому восстановление равновесия международных расчетов требует целенаправленных государственных мероприятий.
Задача уравновешивания баланса международных расчетов входит в число главных целей экономической политики государства наряду с обеспечением темпов экономического роста» борьбой с инфляцией и безработицей. Государственное регулирование платежного баланса — это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мер, направленных на формирование основных статей платежного баланса. Существует разнообразный арсенал методов регулирования платежного баланса, нацеленных на стимулирование либо ограничение внешнеэкономических операций в зависимости от валютно- экономического положения и состояния международных расчетов страны.
Странами с дефицитом платежного баланса обычно для стимулирования экспорта, сдерживания импорта товаров, привлечения иностранных капиталов, ограничения вывоза капитала применяются следующие меры: дефляционная политика; девальвация; валютные ограничения; финансовая и денежно-кредитная политика; специальные меры воздействия на платежный баланс в ходе формирования его основных статей.
При активном платежном балансе регулирование направлено на устранение чрезмерно активного сальдо. С этой целью указанные выше методы — финансовые, кредитные, валютные, а также ревальвация валюты — используются для расширения импорта и сдерживания экспорта товаров, увеличения экспорта капиталов (в том числе кредитов и помощи) и ограничения их импорта. Активное сальдо используется для погашения внешней задолженности страны, предоставления кредитов иностранным государствам, увеличения золотовалютных резервов.
Новым явлением с середины 70-х гг. стали попытки выработки принципов коллективного регулирования баланса международных расчетов, в частности, на регулярных встречах на высшем уровне стран большой семерки.
К межгосударственным средствам регулирования платежных балансов относятся:
♦ согласование условий экспортных кредитов;
♦ двусторонние правительственные кредиты, краткосрочные взаимные кредиты центральных банков в национальных валютах по соглашениям своп;
♦ кредиты международных валютно-кредитных и финансовых организаций, прежде всего МВФ.
Таким образом, регулирование платежного баланса значительно усложнилось, а его инструментарий расширился. Оно приобрело систематический характер в сочетании с другими формами экономической политики.
Платежный баланс России. Информация о состоянии платежного баланса СССР всегда считалась закрытой. Министерство финансов ежегодно готовило отчет о выполнении валютного плана страны, который было трудно назвать платежным балансом.
После подачи Россией заявки на вступление в МВФ1 и в соответствии с его уставом она была обязана представить необходимую статистическую информацию, характеризующую ее экономическое и финансовое положение. Специалистам МВФ и группе экспертов КВЭС РФ Внешэкономбанк и Министерство экономики и финансов РФ представили ранее закрытую официальную информацию о неторговых операциях, платежах по обслуживанию долга и динамике валютных резервов. Это позволило рассчитать платежный баланс бывшего СССР и Российской Федерации за 1990—1991 гг. в разбивке по группам стран, с которыми СССР имел различные системы расчетов.
Платежный баланс России рассчитывался на базе союзного по следующей методике. Доля России в союзном экспорте была установлена на уровне 78%, в импорте — 68% в 1990 г. и 67% в 1991 г. Предполагается, что российским является 67% добываемого в стране золота. В платежах по обслуживанию долга доля России — 67%. Эта же доля принята в расчетах и по другим статьям российского платежного баланса.
После образования Российской Федерации и стран СНГ возникла проблема расчета платежного баланса России с учетом ее экономических связей с другими государствами — членами- СНГ и прочими бывшими союзными республиками. Без этого платежный баланс России не может быть полным. Однако включение сальдо расчетов России по межреспубликанским экономическим связям в ее платежный баланс с прочими зарубежными странами требует решения многочисленных методологических, теоретических и организационных вопросов.
Дефицит платежного баланса России по итогам 1996 г. составил 22,6 млрд долл., увеличившись на 11,5 млрд долл. по сравнению с 1995 г. Финансирование дефицита платежного баланса было в основном произведено за счет перенесения на будущие периоды платежей по обслуживанию внешнего долга (8,4 млрд долл.), а также за счет государственных займов, среди которых наибольшее значение имели кредиты МВФ (3,8 млрд долл.), Германии и Франции (на общую сумму 3,5 млрд долл.).
В 1997 г. на платежный баланс России серьезно повлияли два внешних фактора: снижение мировых цен на энергоносители и кризис, охвативший во второй половине года фондовые и валютные рынки Юго-Восточной Азии. Тем не менее, сальдо внешней торговли, хотя и существенно снизилось, оставалось активным, а приток иностранного капитала в целом за 1997 г. превысил аналогичный показатель предшествующего периода почти в 2 раза. Это обеспечило платежному балансу достаточную степень устойчивости и позволило Банку России увеличить валютные резервы на 1,8 млрд долл.
Вместе с тем, положительное сальдо счета текущих операций составило 3,3 млрд долл. (в 1996 г. — 12,1 млрд долл.), о т.е. сложилось на самом низком уровне с 1993 г.
- 1)Необходимость и сущность финансов. Функции финансов
- 2) Формирование бюджетов
- 3) Система финансов и ее звенья
- 4) Местные налоги и сборы
- 5) Финансы в условиях рыночной экономики
- 1.2. Сущность и функция финансов
- 1.3. Структуры финансовой системы и органы управления финансовой системой
- 6) Бюджетное устройство, принципы построения бюджетной системы
- 7)Финансовый рынок и его роль в мобилизации и распределении финансовых ресурсов
- 8) Сущность и функции финансов коммерческих организаций
- 9) История возникновения финансов
- 10) Коммерческие банки: их функции и роль.
- 11) Взаимоотношения коммерческой организации с банками
- 12) Сущность страхования и его роль в рыночной экономике
- 13) Финансовый контроль
- 14) Понятие, основы организации и этапы бюджетного процесса. Бюджетные чтения в Государственной Думе
- 15) Сущность и задачи финансовой политики и ее структура. Основные направления финансовой политики
- 3. Реализация, осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей, решение стратегических и тактических задач в области финансовой политики.
- 1. По территориальному признаку:
- 2. По временному признаку:
- 1. Мобилизация необходимых финансовых ресурсов, изыскание дополнительных резервов их увеличения для обеспечения экономического социального развития государства в определенный период.
- 16)Межбюджетные отношения и бюджетный федерализм
- 17) Организация финансовой работы на предприятии
- 18) Пенсионный фонд рф
- 19) Государственный долг и методы управления им.
- 20) Валютная политика России
- 21) Мировая валютная система
- 23) Формирование и использование финансовых ресурсов организации. Показатели, оценивающие финансовый результат работы компании
- Финансовые ресурсы предприятия
- Формирование финансовых ресурсов
- Источники финансовых ресурсов
- Использование финансовых ресурсов
- Финансовые ресурсы организации
- Управление финансовыми ресурсами
- Финансовые ресурсы государства
- Собственные финансовые ресурсы
- Состав финансовых ресурсов
- Виды финансовых ресурсов
- Анализ финансовых ресурсов
- Эффективность финансовых ресурсов
- Формы финансовых ресурсов
- Рынок финансовых ресурсов
- Распределение финансовых ресурсов
- Структура финансовых ресурсов
- Направления финансовых ресурсов
- Роль финансовых ресурсов
- Обеспечение финансовыми ресурсами
- Перераспределение финансовых ресурсов
- Потребность в финансовых ресурсах
- Привлечение финансовых ресурсов
- Муниципальные финансовые ресурсы
- Мобилизация финансовых ресурсов
- Заемные финансовые ресурсы
- Классификация финансовых ресурсов
- 23) Формирование и использование финансовых ресурсов организации. Показатели, оценивающие финансовый результат работы компании
- 25) Экономическая сущность и категории страхования.
- 26) Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики. Типы финансовой политики.
- 27) Формы и виды страхования
- 28) Нефтегазовые доходы федерального бюджета (Резервный фонд и Фонд национального благосостояния)
- 29) Цели деятельности и функции цб рф
- 30) Заемная деятельность государства. Государство как заемщик и кредитор
- 31) Функции и признаки страхования
- 32) Классификация форм и видов кредита
- 33) Коммерческий кредит. Примеры коммерческих банков
- 34) Роль органов федерального казначейства в бюджетном процессе. Задачи и структура органов.
- 35) Балансы международных расчетов.
- 36) Исполнение бюджетов
- 38) Доходы и расходы федерального бюджета, их состав и структура. Бюджетный дефицит и методы его финансирования
- 39) Понятие, задачи и участники бюджетного процесса в рф. Основные параметры Бюджета рф 2012-2014
- 40) Структура банковской системы рф
- 41) Назначение, содержание и виды бюджетной классификации рф Назначение бюджетной классификации
- Назначение бюджетной классификации (окончание)
- 42) Фонд обязательного медицинского страхования
- 43) Роль кредита в рыночной экономике. Государственный кредит
- 44) Страховые взносы как источник доходов внебюджетных фондов
- 45) Принципы и функции кредита
- Функции кредита
- Принципы кредитования
- Формы кредита
- 46) Классификация налогов. Понятие, экономическая сущность и виды прямых налогов
- 47) Роль страхового рынка в перераспределении финансовых ресурсов
- 48) Принципы функционирования бюджетной системы
- 49) Валютная система
- 50) Понятие, экономический смысл и место в экономике государственного бюджета и внебюджетных фондов
- 80% Государственного бюджета составляют различные налоги, сборы. Большую долю общих средств в государстве, кроме бюджетных, составляют внебюджетные фонды, прежде всего, социального назначения.
- 1. Имеют строгую целевую направленность;
- Различия между прямыми и косвенными налогами
- 52) Страховой рынок и оценка устойчивости страховой компании
- 53) Потребительский и международный кредит
- 54) Валютные операции, осуществляемые на межбанковском рынке
- 55) Группа Всемирного банка
- 56) Международный валютный фонд