logo
Билеты по финансы и кр

Привлечение финансовых ресурсов

Выделяют следующие типы стратегий привлечения финансовых средств, которые могут иметь внутреннюю и внешнюю ориентацию (но, как правило, должны органически сочетать ту и другую).  1. Использование собственных средств для расширения своей рыночной ниши. Применяется средними и крупными узкоспециализированными фирмами, действующими на сложившихся устойчивых рынках. В целом малоприбыльна.  2. Объединение финансовых ресурсов средних и крупных фирм для осуществления дорогостоящих проектов захвата новых рынков.  3. Использование всех доступных источников финансирования (займы, выпуск акций, создание консорциумов и пр.) для формирования и реализации перспективных инновационных программ малых и средних предприятий наукоемких отраслей. Рискованно, но высокоприбыльно.  4. Привлечение донорских средств крупных фирм — потребителей продукции в рамках вертикальной интеграции с ними.  5. Перекрестное финансирование (подразделения, генерирующие финансовые средства, делятся ими с теми, у кого их недостает).  Внешняя ориентация предполагает опору на заемные средства (облигационные займы и банковские кредиты), внутренняя — на собственные (уставный капитал и прибыль).  Стратегия финансирования определяет: 1) оптимальное соотношение внутренних и внешних источников привлечения финансовых средств;  2) цену, которую фирма может за них заплатить;  3) способы распределения (перераспределения) финансовых ресурсов между подразделениями.  Первая задача является особо сложной и не имеет однозначного решения. Причина состоит в том, что отклонение от оптимума в ту и другую сторону одновременно чрезвычайно выгодно и рискованно.  Ориентация на использование прибыли — наиболее безопасный способ финансирования. Но, во-первых, ее величина вообще ограниченна, что накладывает жесткие рамки на потенциальные возможности развития фирмы. Во-вторых, рост доли прибыли, направляемой на расширение и совершенствование производства, ущемляет текущие интересы собственников.  Эти ограничения, казалось бы, можно преодолеть за счет эмиссии акций, которая приносит дополнительно огромные средства. Однако компании идут на этот шаг обычно с большой неохотой, и этому есть причины. Дело в том, что акции реализуются сторонним лицам, а, следовательно, уходят из-под контроля эмитента и впоследствии свободно продаются и покупаются на рынке ценных бумаг. Таким образом, рано или поздно они могут сосредоточиться в руках любого лица (в том числе и конкурента), что позволит ему без ведома учредителей установить контроль над корпорацией.  В этом смысле использование внешних (заемных) источников финансирования более предпочтительно. Но фирма при этом попадает в зависимость к кредиторам, которые при случае (что особенно характерно для России) могут ее целенаправленно обанкротить.  Однако использование заемных средств может принести компании немалые выгоды (а не только предотвратить скрытую смену собственника). Дело в том, что увеличение их доли обусловливает рост главного показателя, характеризующего эффективность ее работы, — рентабельности собственного капитала.  Чем она выше, тем большим спросом пользуются акции фирмы, тем, следовательно, выше их курс и, таким образом, цена самой корпорации. Причина состоит в том, что привлеченный капитал зарабатывает прибыль наравне с собственным, а из расчета рентабельности в данном случае исключается.  В то же время увеличение доли заемного капитала, как уже говорилось, соответственно увеличивает и риск банкротства, ибо у фирмы в нужный момент может не оказаться средств на погашение займов.  Многие негативные стороны описанных выше стратегий привлечения финансовых ресурсов можно преодолеть с помощью лизинга — долгосрочной аренды оборудования. Фирма-лизингодатель закупает (в том числе и по поручению фирмы-лизингополучателя) и передает в аренду необходимые элементы основного капитала.  Иногда имеет место возвратный лизинг — субъект продает имущество лизинговой компании и берет его в аренду с возможностью обратного выкупа.  По содержанию лизинг представляет собой форму товарного кредита в основной капитал, а по форме схож с инвестиционным финансированием. Существуют следующие основные варианты лизинга.  1. В зависимости от количества участников:  • прямой лизинг (поставщик и лизингодатель — одно лицо);  • косвенный лизинг (имущество в лизинг сдает не поставщик, а финансовый посредник).  2. По типу имущества, становящегося объектом сделки (движимое и недвижимое).  3. В зависимости от места ее заключения (внутренний и внешний). При внутреннем лизинге все участники представляют одну страну. При внешнем (международном) — разные государства.  4. В зависимости от формы возврата средств выделяют лизинг:  • с денежным платежом;  • с компенсационным платежом (продукцией, услугами);  • со смешанным платежом.  5. По объему обслуживания:  • чистый лизинг (все обслуживание имущества осуществляет лизингополучатель);  • с дополнительным обслуживанием.  6. По сроку использования имущества и связанными с ним условиями амортизации:  • с полной окупаемостью и полной амортизацией;  • с неполной.  7. По характеру оплаты (оперативный и финансовый лизинг).  Оперативный лизинг предполагает сдачу имущества в аренду на срок, меньший нормативного срока его службы. Поэтому лизинговые платежи по одному договору не покрывают всей стоимости имущества, и оно сдается несколько раз. При этом обязанности по ремонту и страхованию имущества обычно ложатся на лизингодателя. Такая форма лизинга используется в отношении средств транспорта, строительного оборудования, сельскохозяйственной и компьютерной техники.  Размеры платежей при оперативном лизинге выше, чем при других формах, в связи с учетом дополнительных рисков невозможности повторно предоставить имущество в лизинг. По окончании срока договора имущество возвращается.  Финансовый лизинг — операция по специальному приобретению имущества в собственность с последующей сдачей в пользование на срок, приблизительно совпадающий со сроком эксплуатации и амортизации. Обычно имущество приобретается для конкретного пользователя, который его сам выбирает. Риск переходит к лизингополучателю.  Иногда используется раздельный лизинг, который частично финансируется лизингодателем, а частично — за счет ссуд. Основной риск при этом несут кредиторы.  Предприятия со слабой финансовой базой, но высокорентабельные, а также молодые и малые предприятия могут использовать сублизинг.  Лизингодатель снижает для себя риск невозврата ссуд, получает определенные налоговые (на имущество) и амортизационные льготы.  Лизингополучатель приобретает: • 100%-ное финансирование;  • отсутствие необходимости немедленного возврата средств;  • возможность создания удобной всем схемы выплат;  • уменьшение риска морального и физического износа для лизингополучателя;  • снижение налогооблагаемой прибыли, поскольку лизинговые платежи относятся на издержки;  • ускорение оборота продукции, стимулирование внедрения новинок и освоения достижений НТП.  Стратегию привлечения капитала не в последнюю очередь обусловливает цена, которую за это нужно заплатить. На нее влияют: • выплаты из прибыли, например дивиденды по привилегированным акциям;  • процент по банковским ссудам и облигациям;  • ставка налогообложения.  На практике рассчитывается средневзвешенная, или текущая, цена капитала (СВЦК), которая часто используется в качестве ставки дисконтирования и эталона для сравнения выгодности условий привлечения дополнительного капитала и определения соответствующей стратегии действий.  Любой новый вариант стратегии привлечения капитала сравнивается с его действующей ценой или внутренней нормой доходности, и, если та оказывается выше, такой вариант берется на вооружение.  Что же касается перераспределения финансовых потоков между подразделениями, то его стратегия вырабатывается с помощью портфельных матриц, например Мак-Кинси.