9. Регулирование дефицита бюджета и государственного (муниципального) долга.
К государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие настоящего Кодекса.
В состав государственного долга входят долговые обязательства в следующих формах:
- кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ с кредитными организациями и иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
- государственных ценных бумаг;
- переоформленных долговых обязательств третьих лиц в государственный долг на основе принятых федеральных законов;
- договоров о предоставлении государственных гарантий РФ, договоров поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
- соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации обязательств прошлых лет.
Долговые обязательства РФ подразделяются на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (от5 до 30 лет). Они погашаются в сроки, определенные условиями займа и не могут превышать 30 лет.
Показатель | Субъекты РФ | Муниципальные образования |
Размер дефицита бюджета | Не более 15% доходов без учета безвозмездных поступлений. Для высокодотационных – 10% | Не более 10% доходов без учета безвозмездных поступлений. Для высокодотационных – 5% |
Предельный размер долга | Не более доходов без учета безвозмездных поступлений. Для высокодотационных – не более 50% доходов. | То же самое |
Предельный объем расходов на обслуживание долга (процентные расходы) | Не более 15% объема расходов без учета субвенций |
|
Формирование политики государственного кредита рассматривается как управлением им. Управление системой государственного кредита - финансовая политика органов власти и управления, обслуживающая их деятельность в качестве кредитора, заемщика и гаранта. Она включает в себя определение бюджетного дефицита, объемов займов для его финансирования, определение направлений воздействия на денежное обращение, производство и занятость при осуществлении общегосударственных программ. Оценка государственной задолженности относится к критериям экономической безопасности РФ и не должна превышать 60% ВВП, т.к. в противном случае увеличится доля налоговых поступлений, обслуживающих бюджетный дефицит.
Управление государственным долгом представляет собой совокупность мероприятий государства по выпуску и размещению долговых обязательств, выплате процентов по ним, по погашению займов и определению условий выпуска новых государственных ценных бумаг.
В качестве методов управления можно назвать следующие:
- конверсия изменение (увеличение или снижение доходности займов);
- консолидация - увеличение срока обращения займов;
- унификация - уменьшение видов обращающихся ценных бумаг;
- аннулирование - отказ от некоторых безнадежных займов;
- реструктуризация долга - это погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований или принятием других долговых обязательств в объемах погашаемых с установлением других условий обслуживания и сроков погашения. Чаще, на практике, реализуется как продление сроков погашения долга и выплаты по нему процентов. Реструктуризация долга может осуществляться с частичным списанием или сокращением суммы основного долга.
Оперативным управлением государственным кредитом занимается Министерство Финансов РФ и ЦБ РФ.
верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2011 года в сумме 3 301 795 464,0 тыс. рублей;
верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2011 года в сумме 63,3 млрд. долларов США, или 45,2 млрд. евро;
дефицит федерального бюджета в сумме 2 936 910 907,6 тыс. рублей.
Когда к примеру госдолг США составляет:
2009 - 12311,4 млрд.$ - 86,1 % к ВВП
2010 (прогнозн.) – 14456,3 млрд.$ - 98,1% к ВВП
2011(прогнозн.) – 15673,9 млрд.$ - 101,1% к ВВП
2012 (прогнозн.) – 16565,7 млрд.$ - 100,6% к ВВП
- 2.Финансы как экономическая категория: признаки финансовых отношений, функции финансов как проявление их сущности.
- 3.Понятие системы финансов: подсистемы и звенья системы финансов, их характеристика, взаимосвязь звеньев финансов.
- 4.Статистика финансов в национальной экономике.
- 5. Роль финансов в процессе глобализации мировой экономики.
- 6. Основные направления бюджетной политики в условиях модернизации экономики России.
- 7. Бюджетная система рф, ее принципы.
- 9. Регулирование дефицита бюджета и государственного (муниципального) долга.
- 8 Бюджетный процесс и полномочия его основных участников, направления реформирования бюджетного процесса.
- 11 Экономическое содержание, классификация и функции налогов. Налоговая политика: цели, задачи, роль в системе государственного регулирования экономики.
- 12. Налоговая политика государства в системе государственного регулирования экономики.
- 13. Налоговая система рф: структура, общая характеристика, основные направления развития.
- 14. Общая характеристика налогов, взимаемых с организаций в рф.
- 15. Экономическое содержание и структура налогов с физических лиц в рф.
- 16. Доходы организаций (предприятий), формирование и использование выручки от продаж.
- 17. Себестоимость проданной продукции (работ, услуг); нормативное регулирование и планирование.
- 18. Расчет точки безубыточности организации. Эффект производственного рычага.
- 19. Источники финансирования инвестиций на предприятиях. Амортизационная политика в современных условиях.
- 20. Планирование потребности в оборотном капитале. Финансовый цикл организации.
- 21. Капитал акционерного общества. Состав, классификация, порядок формирования и использования.
- 1. Собственный капитал:
- 22. Стоимость акционерного капитала. Теории и модели.
- 23. Эффект финансового рычага. Американская и европейская концепция.
- 24. Современные теории дивидендов. Виды дивидендной политики и порядок выплаты дивидендов в рф.
- 25. Модель средней взвешенной стоимости капитала и области ее применения.
- 26. Инвестиции: понятие и классификация, общая характеристика инвестиционной среды в рф.
- 27. Финансирование реальных инвестиций: источники, формы и способы.
- 28. Способы определения ставки дисконтирования при оценке инвестиционных проектов.
- 29. Понятие финансового инструмента. Классификация финансовых инструментов, оценка их стоимости и доходности
- 30. Портфель финансовых инвестиций. Методы снижения риска инвестиционного портфеля.
- 51. Деньги. Определение категории. Содержание денег (функции) и форма (эволюция от примитивных к современным).
- 52. Денежная система, её элементы. Виды денежных систем или стандартов (металлические: подвиды и неразменные бумажные). Преимущества и недостатки каждого вида.
- 53. Равновесие на рынке кредита и факторы, влияющие на величину процентной ставки: эффект ликвидности, дохода, инфляционные и вытеснения.
- 54. Деньги центрального банка и деньги коммерческих банков. Природа денежного мультипликатора.
- 55. Иерархия целей денежно-кредитной политики.
- 56. Современная российская валютная система.
- 57. Особенности валютного рынка. Основные валютные операции.
- 58. Валютный курс, факторы его формирования и методы регулирования.
- 59. Конвертируемость валют: условия и режимы конвертируемости.
- 60. Платёжный баланс и его структура. Методы определения сальдо и регулирования платёжного баланса.
- Баланс движения капитала
- 61. Международные и российские рейтинговые компании. Особенности рейтингования долговых ценных бумаг.
- 62. Слияний и поглощений на мировом биржевом рынке
- 63. Фондовые индексы. Мировой опыт и российская действительность.
- 45. Особенности клиринговой, депозитарной и регистраторской деятельности на рынке ценных бумаг России.
- 46. Ожидаемая доходность и ожидаемый риск портфеля ценных бумаг.
- 66. Эффективный набор портфелей.
- 48. Модель сарм и её модификации.
- Модификации capm
- 1.Сарм для случая, когда ставки по займам и депозитам не равны
- 2. Сарм с нулевой бетой
- 3. Версия сарм для облигаций
- 49. Пассивные и активные стратегии управления портфелем.
- 50. Методика определения риска var
- 32. Структура банковской системы рф, и меры Правительства и Банка России по укреплению ее стабильности в условиях финансового кризиса.
- Федеральный закон Российской Федерации от 27 октября 2008 г. N 175-фз "о дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года"
- 52. Функции и операции коммерческих банков, особенности российского рынка банковских услуг.
- 53. Источники формирования банковских ресурсов. Структура ресурсов российских банков
- 54. Система страхования вкладов физических лиц в коммерческих банках рф. Функции Агентства по страхованию вкладов и его деятельность по финансовому оздоровлению банков.
- 35. Классификация банковских кредитов и способы их выдачи и погашения.
- 55. Кредитная политика банка и организация кредитного процесса. Особенности кредитной политики банков в условиях посткризисного развития.
- 36. Национальная платёжная система России, её основные источники и направления развития.
- 38.Виды банковских счетов, порядок их открытия, очерёдность платежей с банковского счёта клиента. Содержание договора банковского счёта.
- 39. Расчёты по инкассо. Платёжные требования и инкассовые поручения.
- 59.Расчёты посредством банковских карт. Рынок банковских карт в России.
- 40. Организация кассового обслуживания клиентов в банках. Порядок приёма и выдача наличных денег. План-прогноз кассовых оборотов банка.
- 41. Личное страхование, его значение и виды.
- 42. Принципы организации операций по страхованию жизни.
- 43. Страхование ответственности: содержание, формы и основные виды.
- 44. Имущественное страхование: содержание, основные виды. Формы и системы страхового возмещения.
- 45. Государственное регулирование финансовой устойчивости страховых организаций
- 46. Социальное страхование: содержание, принципы организации и финансовый механизм.
- 47. Страховые взносы в системе социального страхования рф: состав и назначение, порядок регулирования.
- 48. Обязательное пенсионное страхование в рф: содержание и виды обеспечения.
- 49. Организации и финансирования обязательного медицинского страхования.
- 50. Системы социальных пособий, финансируемых Фондом социального страхования