logo
ФК ответы общие-2012 надо дополнять

61. Международные и российские рейтинговые компании. Особенности рейтингования долговых ценных бумаг.

Рейтинговое агентство — коммерческая организация, занимающаяся оценкой платёжеспособности эмитентов, долговых обязательств, качества корпоративного управления, качества управления активами и т. п. Наиболее известный продукт рейтинговых агентств — это оценка платёжеспособности — кредитный рейтинг. Он отражает риск невыплаты по долговому обязательству и влияет на величину процентной ставки, на стоимость и доходность долговых обязательств. При этом более высокий рейтинг соответствует меньшему риску невыплаты.

Бум рейтингования - следствие глобализации финансовых рынков, формирования крупного единого экономического и валютного пространства, развития информационных и коммуникационных технологий.

Российские рейтинговые агентства (впрочем, как и международные) можно разделить на два основных типа: это универсальные и специализированные агентства. Универсальные рейтинговые агентства выставляют рейтинги различным компаниям как финансового сектора, так и других отраслей. К числу таких агентств относятся Fitch Ratings,Moody's,Standard & Poor's,Morningstar Эксперт РА, Moodys Interfax Rating Agency (совместное предприятие Moodys Investors Service и Интерфакс). Специализированные агентства анализируют определенный сегмент (скажем, банковский рынок) и выставляют рейтинги участникам данного рынка (примеры - НАУФОР, "РусРейтинг", AK&M).

На российском рынке серьезная рейтинговая деятельность не ведется, а составляемые различными участниками рынка списки компаний и ценных бумаг представляют собой лишь статистику фондового рынка, подобранную по определенному показателю. Причиной этого является неготовность, а также нежелание отечественных эмитентов нести расходы по проведению анализа их деятельности сторонними специалистами. В тех же случаях, когда речь идет о размещении ценных бумаг отечественных эмитентов на зарубежных фондовых рынках, они обращаются к услугам международных рейтинговых агентств.

Минимальные требования к рейтинговым агентствам (по версии Базельского комитета):

1. Объективность и достоверность. Методология присвоения рейтинга должна быть системной и верифицируемой на базе исторических данных. Рейтинги должны периодически пересматриваться и отвечать изменениям в финансовом состоянии заемщика. Методология оценки должна применяться не менее трех лет.

2. Независимость. Процедура присваивания рейтинговых оценок должна быть свободна от любого внешнего политического влияния или ограничений, экономического давления со стороны оцениваемых заведений.

3. Открытость и Международный доступ. Для целей проверки индивидуальные оценки должны быть публично доступны. Агентства не обязаны оценивать фирмы более чем в одной стране, но их результаты должны быть доступны иностранным заинтересованным лицам на тех же условиях, что и для резидентов.

4. Ресурсы. Рейтинговое агентство должно иметь достаточные кадровые ресурсы для осуществления полноценного анализа а также для того, чтобы позволить значимый постоянный контакт с высшим о операционным менеджментом оцениваемого учреждения.

5. Признание. Рейтинговое агентство и его методика должны быть признаны профессиональным сообществом и регулирующими органами.

Применение рейтингов для оценки акций используется значительно реже. В этой сфере специалистами являются «Standard & Poor's Corporation» и «Value Line Investment Survey». Присвоение рейтинга акциям не всегда является квалифицированным, поскольку сами по себе акции к этому не приспособлены. Акции неустойчивы в цене, не имеют гарантированного дохода и т. д. В итоге агентство «Standard & Poor's Corporation» оценивает качество акций только на основе двух факторов — прибыли корпорации и размеров дивидендов.

Особенности - Большинство рейтинговых агентств разграничивают кредитный рейтинг эмитента и кредитный рейтинг эмиссии.

Так, например, кредитный рейтинг эмитента, присвоенный агентством Standard & Poor's, - «это текущее заключение относительно способности и готовности должника исполнять свои финансовые обязательства. Это заключение об общей кредитоспособности юридического лица, оно отличается от кредитного рейтинга отдельной эмиссии. В отличие от последнего, кредитный рейтинг эмитента не учитывает характер и условия конкретного обязательства, его статус в случае банкротства, гарантов, страховку и иные атрибуты, характерные для такого инструмента».

Под кредитным рейтингом эмиссии специалисты Standard & Poor's понимают «текущую оценку кредитоспособности эмитента в отношении конкретного финансового обязательства, конкретного типа финансовых обязательств или конкретного финансового проекта».

Кроме того, большинство рейтинговых агентств разграничивают краткосрочный и долгосрочный кредитные рейтинги эмиссии в зависимости от срока погашения долгового обязательства.

Краткосрочные кредитные рейтинги эмиссии присваиваются долговым обязательствам, которые были выпущены с первоначальным сроком оплаты 12 месяцев или менее, а долгосрочные кредитные рейтинги эмиссии – долговым обязательствам со сроком погашения более 12 месяцев. 

Что касается кредитных рейтингов эмитентов, то они иногда также делятся на краткосрочные и долгосрочные, однако четко фиксированные сроки не указываются.

В общем виде классификация кредитных рейтингов может быть представлена следующим образом

Важной чертой рейтингов это Несопоставимость информации, содержащейся в кредитных рейтингах различных рейтинговых агентств.