logo
ФК ответы общие-2012 надо дополнять

12. Налоговая политика государства в системе государственного регулирования экономики.

Налоговая политика государства – косвенный метод государственного регулирования экономики, система актов и мероприятий, проводимых государством в области налогов, направленных на реализацию определённых задач, стоящих перед обществом. Налоговая политика отражает тип, степень и цель государственного вмешательства в экономику и изменяется в зависимости от происходящих в ней процессов. Содержание и цели НП обусловлены социально-экономическим строем, структурой государственной власти, стратегическими целями развития национальной экономики, а также международными обязательствами в сфере государственных финансов.

Воздействие налогов на экономику происходит не прямо, а опосредованно через участие государства в распределении и перераспределении ВВП. Налоги должны быть важнейшим инструментом, способствующим антицикличности в экономике и регулятором инвестиций. Посредством налогов государство должно создавать необходимые условия для ускорения накопления капитала в наиболее перспективных отраслях экономики.

Задачи НП обусловлены функциями и ролью налогов в макроэкономическом регулировании. 3группы:

Различают три типа НП.

  1. высокий уровень налогообложения, т.е. политика, характеризующаяся максимальным увеличением налогового бремени;

  2. низкое налоговое бремя, когда государство максимально учитывает не только собственные фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика;

  3. налоговая политика с достаточно существенным уровнем налогообложения как для корпораций, так и для физических лиц, который компенсируется для граждан страны высоким уровнем социальной защиты, существованием множества государственных социальных гарантий и программ.

В настоящее время налоговая политика ведущих стран с развитой экономикой опирается на теоретические постулаты экономики предложения: борьба с кризисными явлениями в экономике. Это инфляция, снижение темпов экономического роста, безработица, рост теневой экономики. Борьба проводится путем радикального снижения предельных ставок налогов., что должно способствовать усилению стимула к ПД, расширению НБ, что должно привести к увеличению поступлений в бюджет. Сторонниками снижения налогов и стимулирования инвестирования являются представители школы предложения: нужно отказаться от системы прогрессивного налогообложения (именно получатели крупных доходов - лидеры в обновлении производства), снизить налоговые ставки на ПД, ЗП и дивиденды. Требуется стимулировать I-ный процесс, желание иметь дополнительную работу и дополнительный заработок. В своих рассуждениях теоретики опираются на кривую А. Лаффера. При сокращении ставок база налогообложения в конечном счете увеличивается (больше продукции - больше налогов). Высокие налоги снижают базу налогообложения и доходы государственного бюджета. Изъятие у налогоплательщика значительной суммы доходов (порядка 40—50%) является пределом, за которым ликвидируются стимулы к предпринимательской инициативе, расширению производства. Образуются целые группы налогоплательщиков, занятых поиском методов ухода от налогообложения и стремящихся концентрировать финансовые ресурсы в теневом секторе экономики. Однозначного ответа, какое значение эффективной ставки является критическим, не существует. Если исходить из концепции Лаффера, изъятие у производителей более 35-40% ДС провоцирует невыгодность I в целях расширенного воспроизводства, что равносильно попаданию в порочный круг - т.е. «налоговую ловушку».

Кроме снижения налоговых ставок, экономика предложения ориентирована на замену кейнсианской концепции налогооблажения, основанной на активной фискальной политике государства, неоклассической концепцией налоговой нейтральности, в основе которой лежит не прямое, а косвенное воздействие государства на экономику. Налоги должны быть не бременем для налогоплательщика, а стимулом для развития национальной экономики. Низкие налоговые ставки, преобладание регулирующей роли налогов должны положительно отразиться на стимулах к труду и ПД. Все это будет способствовать увеличению госдоходов, что ограничит необходимость государства вмешиваться в эффективные сектора экономики, будет способствовать сдерживанию увеличению цен при инфляции, переходу теневой экономики в легальную. Налоговое регулирование является одной из форм управления рыночной эк-кой.

В перспективе до 2010 приоритетом правительства РФ в области налоговой политики является создание эффективной, сбалансированной налоговой и бюджетной системы, отказ от необоснованных мер в области увеличения налогового бремени. На практике налоговая политика реализуется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложения, включая такие элементы, как ставки, льготы и др. Основы налоговой политики закладываются на каждый финансовый год при утверждении бюджета страны. Реализация оформляется принятием соответствующих нормативных актов: ФЗ, указов Президента, постановлений Правительства и иных.

Антикризисное налоговое регулирование – увеличение льгот для предприятий, функционирующих в желательных для государства сферах экономики, для малых предприятий и предприятий, осуществляющих реконструкцию, техническое перевооружение или расширение действующего производства; в установлении моратория на уплату обязательных платежей; в замораживании начисления пеней; в предоставлении рассрочки и отсрочки погашения долга, в возможности получения налогового кредита.

Документы: