12. Налоговая политика государства в системе государственного регулирования экономики.
Налоговая политика государства – косвенный метод государственного регулирования экономики, система актов и мероприятий, проводимых государством в области налогов, направленных на реализацию определённых задач, стоящих перед обществом. Налоговая политика отражает тип, степень и цель государственного вмешательства в экономику и изменяется в зависимости от происходящих в ней процессов. Содержание и цели НП обусловлены социально-экономическим строем, структурой государственной власти, стратегическими целями развития национальной экономики, а также международными обязательствами в сфере государственных финансов.
Воздействие налогов на экономику происходит не прямо, а опосредованно через участие государства в распределении и перераспределении ВВП. Налоги должны быть важнейшим инструментом, способствующим антицикличности в экономике и регулятором инвестиций. Посредством налогов государство должно создавать необходимые условия для ускорения накопления капитала в наиболее перспективных отраслях экономики.
Задачи НП обусловлены функциями и ролью налогов в макроэкономическом регулировании. 3группы:
фискальная – мобилизация денежных средств в бюджеты всех уровней для обеспечения государства необходимыми для выполнения его функций финансовыми ресурсами;
регулирующая (эк.) – направлена на повышение уровня экономического развития государства, оживление деловой и предпринимательской активности в стране и международных экономических связей, содействие решению социальных проблем;
контролирующая – контроль за деятельностью субъектов экономики.
Различают три типа НП.
высокий уровень налогообложения, т.е. политика, характеризующаяся максимальным увеличением налогового бремени;
низкое налоговое бремя, когда государство максимально учитывает не только собственные фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика;
налоговая политика с достаточно существенным уровнем налогообложения как для корпораций, так и для физических лиц, который компенсируется для граждан страны высоким уровнем социальной защиты, существованием множества государственных социальных гарантий и программ.
В настоящее время налоговая политика ведущих стран с развитой экономикой опирается на теоретические постулаты экономики предложения: борьба с кризисными явлениями в экономике. Это инфляция, снижение темпов экономического роста, безработица, рост теневой экономики. Борьба проводится путем радикального снижения предельных ставок налогов., что должно способствовать усилению стимула к ПД, расширению НБ, что должно привести к увеличению поступлений в бюджет. Сторонниками снижения налогов и стимулирования инвестирования являются представители школы предложения: нужно отказаться от системы прогрессивного налогообложения (именно получатели крупных доходов - лидеры в обновлении производства), снизить налоговые ставки на ПД, ЗП и дивиденды. Требуется стимулировать I-ный процесс, желание иметь дополнительную работу и дополнительный заработок. В своих рассуждениях теоретики опираются на кривую А. Лаффера. При сокращении ставок база налогообложения в конечном счете увеличивается (больше продукции - больше налогов). Высокие налоги снижают базу налогообложения и доходы государственного бюджета. Изъятие у налогоплательщика значительной суммы доходов (порядка 40—50%) является пределом, за которым ликвидируются стимулы к предпринимательской инициативе, расширению производства. Образуются целые группы налогоплательщиков, занятых поиском методов ухода от налогообложения и стремящихся концентрировать финансовые ресурсы в теневом секторе экономики. Однозначного ответа, какое значение эффективной ставки является критическим, не существует. Если исходить из концепции Лаффера, изъятие у производителей более 35-40% ДС провоцирует невыгодность I в целях расширенного воспроизводства, что равносильно попаданию в порочный круг - т.е. «налоговую ловушку».
Кроме снижения налоговых ставок, экономика предложения ориентирована на замену кейнсианской концепции налогооблажения, основанной на активной фискальной политике государства, неоклассической концепцией налоговой нейтральности, в основе которой лежит не прямое, а косвенное воздействие государства на экономику. Налоги должны быть не бременем для налогоплательщика, а стимулом для развития национальной экономики. Низкие налоговые ставки, преобладание регулирующей роли налогов должны положительно отразиться на стимулах к труду и ПД. Все это будет способствовать увеличению госдоходов, что ограничит необходимость государства вмешиваться в эффективные сектора экономики, будет способствовать сдерживанию увеличению цен при инфляции, переходу теневой экономики в легальную. Налоговое регулирование является одной из форм управления рыночной эк-кой.
В перспективе до 2010 приоритетом правительства РФ в области налоговой политики является создание эффективной, сбалансированной налоговой и бюджетной системы, отказ от необоснованных мер в области увеличения налогового бремени. На практике налоговая политика реализуется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложения, включая такие элементы, как ставки, льготы и др. Основы налоговой политики закладываются на каждый финансовый год при утверждении бюджета страны. Реализация оформляется принятием соответствующих нормативных актов: ФЗ, указов Президента, постановлений Правительства и иных.
Антикризисное налоговое регулирование – увеличение льгот для предприятий, функционирующих в желательных для государства сферах экономики, для малых предприятий и предприятий, осуществляющих реконструкцию, техническое перевооружение или расширение действующего производства; в установлении моратория на уплату обязательных платежей; в замораживании начисления пеней; в предоставлении рассрочки и отсрочки погашения долга, в возможности получения налогового кредита.
Документы:
Бюджетное послание президента РФ
Концепция долгосрочного социального развития
Бюджетная стратегия РФ
Основное направление РФ на 2011-2013гг.
Модернизация российской экономике
- 2.Финансы как экономическая категория: признаки финансовых отношений, функции финансов как проявление их сущности.
- 3.Понятие системы финансов: подсистемы и звенья системы финансов, их характеристика, взаимосвязь звеньев финансов.
- 4.Статистика финансов в национальной экономике.
- 5. Роль финансов в процессе глобализации мировой экономики.
- 6. Основные направления бюджетной политики в условиях модернизации экономики России.
- 7. Бюджетная система рф, ее принципы.
- 9. Регулирование дефицита бюджета и государственного (муниципального) долга.
- 8 Бюджетный процесс и полномочия его основных участников, направления реформирования бюджетного процесса.
- 11 Экономическое содержание, классификация и функции налогов. Налоговая политика: цели, задачи, роль в системе государственного регулирования экономики.
- 12. Налоговая политика государства в системе государственного регулирования экономики.
- 13. Налоговая система рф: структура, общая характеристика, основные направления развития.
- 14. Общая характеристика налогов, взимаемых с организаций в рф.
- 15. Экономическое содержание и структура налогов с физических лиц в рф.
- 16. Доходы организаций (предприятий), формирование и использование выручки от продаж.
- 17. Себестоимость проданной продукции (работ, услуг); нормативное регулирование и планирование.
- 18. Расчет точки безубыточности организации. Эффект производственного рычага.
- 19. Источники финансирования инвестиций на предприятиях. Амортизационная политика в современных условиях.
- 20. Планирование потребности в оборотном капитале. Финансовый цикл организации.
- 21. Капитал акционерного общества. Состав, классификация, порядок формирования и использования.
- 1. Собственный капитал:
- 22. Стоимость акционерного капитала. Теории и модели.
- 23. Эффект финансового рычага. Американская и европейская концепция.
- 24. Современные теории дивидендов. Виды дивидендной политики и порядок выплаты дивидендов в рф.
- 25. Модель средней взвешенной стоимости капитала и области ее применения.
- 26. Инвестиции: понятие и классификация, общая характеристика инвестиционной среды в рф.
- 27. Финансирование реальных инвестиций: источники, формы и способы.
- 28. Способы определения ставки дисконтирования при оценке инвестиционных проектов.
- 29. Понятие финансового инструмента. Классификация финансовых инструментов, оценка их стоимости и доходности
- 30. Портфель финансовых инвестиций. Методы снижения риска инвестиционного портфеля.
- 51. Деньги. Определение категории. Содержание денег (функции) и форма (эволюция от примитивных к современным).
- 52. Денежная система, её элементы. Виды денежных систем или стандартов (металлические: подвиды и неразменные бумажные). Преимущества и недостатки каждого вида.
- 53. Равновесие на рынке кредита и факторы, влияющие на величину процентной ставки: эффект ликвидности, дохода, инфляционные и вытеснения.
- 54. Деньги центрального банка и деньги коммерческих банков. Природа денежного мультипликатора.
- 55. Иерархия целей денежно-кредитной политики.
- 56. Современная российская валютная система.
- 57. Особенности валютного рынка. Основные валютные операции.
- 58. Валютный курс, факторы его формирования и методы регулирования.
- 59. Конвертируемость валют: условия и режимы конвертируемости.
- 60. Платёжный баланс и его структура. Методы определения сальдо и регулирования платёжного баланса.
- Баланс движения капитала
- 61. Международные и российские рейтинговые компании. Особенности рейтингования долговых ценных бумаг.
- 62. Слияний и поглощений на мировом биржевом рынке
- 63. Фондовые индексы. Мировой опыт и российская действительность.
- 45. Особенности клиринговой, депозитарной и регистраторской деятельности на рынке ценных бумаг России.
- 46. Ожидаемая доходность и ожидаемый риск портфеля ценных бумаг.
- 66. Эффективный набор портфелей.
- 48. Модель сарм и её модификации.
- Модификации capm
- 1.Сарм для случая, когда ставки по займам и депозитам не равны
- 2. Сарм с нулевой бетой
- 3. Версия сарм для облигаций
- 49. Пассивные и активные стратегии управления портфелем.
- 50. Методика определения риска var
- 32. Структура банковской системы рф, и меры Правительства и Банка России по укреплению ее стабильности в условиях финансового кризиса.
- Федеральный закон Российской Федерации от 27 октября 2008 г. N 175-фз "о дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года"
- 52. Функции и операции коммерческих банков, особенности российского рынка банковских услуг.
- 53. Источники формирования банковских ресурсов. Структура ресурсов российских банков
- 54. Система страхования вкладов физических лиц в коммерческих банках рф. Функции Агентства по страхованию вкладов и его деятельность по финансовому оздоровлению банков.
- 35. Классификация банковских кредитов и способы их выдачи и погашения.
- 55. Кредитная политика банка и организация кредитного процесса. Особенности кредитной политики банков в условиях посткризисного развития.
- 36. Национальная платёжная система России, её основные источники и направления развития.
- 38.Виды банковских счетов, порядок их открытия, очерёдность платежей с банковского счёта клиента. Содержание договора банковского счёта.
- 39. Расчёты по инкассо. Платёжные требования и инкассовые поручения.
- 59.Расчёты посредством банковских карт. Рынок банковских карт в России.
- 40. Организация кассового обслуживания клиентов в банках. Порядок приёма и выдача наличных денег. План-прогноз кассовых оборотов банка.
- 41. Личное страхование, его значение и виды.
- 42. Принципы организации операций по страхованию жизни.
- 43. Страхование ответственности: содержание, формы и основные виды.
- 44. Имущественное страхование: содержание, основные виды. Формы и системы страхового возмещения.
- 45. Государственное регулирование финансовой устойчивости страховых организаций
- 46. Социальное страхование: содержание, принципы организации и финансовый механизм.
- 47. Страховые взносы в системе социального страхования рф: состав и назначение, порядок регулирования.
- 48. Обязательное пенсионное страхование в рф: содержание и виды обеспечения.
- 49. Организации и финансирования обязательного медицинского страхования.
- 50. Системы социальных пособий, финансируемых Фондом социального страхования