logo
ФК ответы общие-2012 надо дополнять

53. Равновесие на рынке кредита и факторы, влияющие на величину процентной ставки: эффект ликвидности, дохода, инфляционные и вытеснения.

Состояние рынка кредитов характеризуется процентом за кредит . Производители инвестируют всю свою прибыль, если процент за кредит хотя бы чуть больше внутренней доходности инвестиций Условие равновесия на рынке кредитов выражается как

- внутренняя норма доходности – ставка доходности, при которой текущая приведенная стоимость поступлений от проектов равна приведенной стоимости инвестиций (затрат), т.е. при которой чистая приведенная стоимость (NPV-это не деньги которые приносит проект а величина превышения этого дохода над доходами по альтернативным проектам с доходностью рынка) проекта равна нулю.

При выполнении этого условия производителям безразлично, инвестировать деньги или тратить их на потребление.(иначе производителям было бы выгодно предъявлять неограниченный спрос на кредиты, чтобы делать неограниченные инвестиции, каждая единица которых приносит, пусть небольшую, по положительную прибыль). Поэтому спрос производителей на инвестиции будет конечным. Условие равновесия рынка кредитов (II) связывает процент за кредит с темпом роста цен.

На равновесном рынке предложение кредита коммерческими банками равно спросу производителей на кредит :

на величину и динамику ставки процента влияют как общие, макроэкономические факторы, так и факторы частные, лежащие на стороне самих участников кредитного процесса, в том числе отдельных банков. К числу макроэкономических факторов, влияющих на величину ссудного процента, относятся:

Микроэкономические (частные) факторы, влияющие на величину ссудного процента, определяются условиями функционирования конкретного банка (кредитного учреждения), его положением на рынке кредитных ресурсов, избранной кредитной и процентной политикой, степенью рискованности осуществляемых операций. Уровень процентных ставок по активным операциям банка формируется во многом на базе спроса и предложения заемных средств. Вместе с тем на этот уровень существенное влияние оказывают следующие микроэкономические факторы:

М. Фридман признал, что модель предпочтения ликвидности верна, и назвал тезис о том, что увеличение предло­жения денег (при неизменных прочих параметрах) понижает ставку процента, эф­фектом ликвидности. Однако, на его взгляд, эффект ликвидности далеко не пол­ностью описывает рассматриваемый процесс; увеличение предложения денег мо­жет не только не сохранить «прочие параметры неизменными», но и оказать дополнительное влияние на экономику, что в свою очередь может привести к росту ставок процента. Если эти эффекты окажутся значительными, то вполне возможно, что с ростом предложения денег возрастут и процентные ставки.

Эффект дохода. Рост предложения денег оказывает расширительное воз­действие на экономику, поэтому должны возрасти и национальный доход, и бла­госостояние. Модель предпочтения ликвидности, как и модель рынка заемных средств, указывает, что процентные ставки при этом будут расти. Таким образом, эффект дохода при росте предложения денег сводится к рос­ту процентных ставок как реакции на более высокий уровень дохода.

Эффект уровня цен. Увеличение предложения денег может также явиться причиной роста общего уровня цен в стране. Согласно модели предпочтения лик­видности, это приведет к росту процентных ставок. Следовательно, эффект уровня цен при росте предложения денег заключается в росте процентных ставок как ре­акции на рост уровня цен.

Эффект ожидаемой инфляции. Растущий уровень цен (высокий темп инф­ляции), являющийся результатом увеличения предложения денег, воздействует на процентные ставки и через свое влияние на оценку ожидаемого темпа инфля­ции. В частности, когда растет предложение денег, люди могут ожидать более вы­сокого уровня цен в будущем, а это значит, что ожидается более высокая инфляция. Согласно модели рынка заемных средств, такой рост ожидаемой инфляции приведет к более высокому уровню процентных ставок. Таким образом, эффект ожидаемой инфляции при росте предложения денег заключается в росте процент­ных ставок в ответ на рост ожидаемого темпа инфляции.

ЭФФЕКТ ВЫТЕСНЕНИЯ — повышение процентных ставок и последующее сокращение объема инвестиций в экономике, вызванное увеличением займов правительства на денежном рынке, в связи с чем при постоянном объеме общих денежных средств уменьшаются частные инвестиции. Увеличивая размеры государственных расходов (это может быть вызвано, к примеру, экономическим спадом), правительство выходит на денежный рынок, чтобы профинансировать бюджетный дефицит. Рост спроса на деньги на финансовом рынке приводит к росту цены этих денег — то есть к росту процентной ставки, что неизбежно снизит спрос на инвестиции в реальный сектор экономики.

Таким образом, увеличение государственных расходов, в том числе государственных инвестиций, значительно снижает возможности частного инвестирования.

На первый взгляд может показаться, что эффект уровня цен и эффект ожидае­мой инфляции — это одно и то же. Оба они указывают на то, что рост уровня цен, порожденный увеличением предложения денег, повысит процентные ставки. Однако между ними есть тонкое различие, почему их и рассматривают как два разных эффекта.

Предположим, сегодня произошло однократное увеличение предложения денег, в результате чего цены к будущему году постепенно вырастут до более высокого уровня. Под влиянием эффекта уровня цен вместе с ростом цен в тече­ние года увеличиваются и процентные ставки. И только в конце года, когда цены достигнут своего пика, эффект уровня цен будет максимально ощутимым.

Растущий уровень цен повысит процентные ставки также и через эффект ожидаемой инфляции, поскольку люди ждут, что в течение года темп инфляции будет выше. Однако, когда в следующем году рост уровня цен прекратится, темп инфляции и ожидаемой инфляции упадет до нуля. И тогда повышение процент­ных ставок, вызванное предшествующим ростом ожидаемого темпа инфляции, исчерпает себя. Таким образом, видим, что, в противоположность эффекту уров­ня цен, чье наибольшее влияние ощущается на следующий год, влияние эффекта ожидаемой инфляции в следующем году будет наименьшим (нулевым). Следова­тельно, основное различие между этими двумя эффектами состоит в том, что эффект уровня цен продолжает действовать и после того, как цены перестали расти, в то время как эффект ожидаемой инфляции исчезает.