8 Бюджетный процесс и полномочия его основных участников, направления реформирования бюджетного процесса.
Бюджетный процесс – в соответствии с БК РФ, регламентируемая законодательством РФ деятельность органов власти, местного самоуправления и иных участников БП, по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению внешней проверки, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Бюджетный процесс в РФ организуется в соответствии с установленными принципами единства государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами власти, самостоятельности местного самоуправления, а также разделения государственной власти на самостоятельные законодательные, исполнительные и судебные органы.
В соответствии с принципом самостоятельности бюджетов, органы государственной власти и местного самоуправления осуществляют бюджетный процесс на соответствующем уровне бюджетной системы самостоятельно.
В соответствии с БК РФ устанавливаются участники БП (ст. 152):
- Президент РФ
- Высшее должностное лицо субъекта РФ
- Глава МО
- Законодательные органы власти и представительные органы местного самоуправления
- Исполнительные органы власти;
- ЦБР;
- Органы государственного финансового контроля;
- Органы управления государственными внебюджетными фондами;
- Главные распорядители и получатели бюджетных средств
- Главные администраторы и администраторы доходов и источников финансирования дефицита бюджета
Каждый из перечисленных участников обладает кругом бюджетных полномочий, вытекающих из его статуса и обеспечивающих выполнение возлагаемых обязательств.
Полномочия:
Президента РФ: как участника БП связаны с формирование бюджетной политики и обеспечением законотворческой деятельности в области бюджетных правоотношений. В соответствии со ст. 170 БК РФ ежегодно в Федеральное собрание ежегодно направляется бюджетное послание Президента, в котором определяются основные направления бюджетной политики на очередной финансовый год и плановый период. Законодательное регулирование бюджетных правоотношений обеспечивается президентом в рамках осуществления полномочий законодательной инициативы, подписания ФЗ и применения права отлагательного вето.
Законодательные органы власти обеспечивают исполнение и утверждение соответствующих бюджетов и отчетов об их исполнении, а также осуществляют контроль за исполнением бюджетов.
Исполнительные органы осуществляют ведомственный контроль, составление и представление отчета об исполнении бюджетов и иные полномочия, предусмотренные ст. 154 БК РФ. В основной своей части указанные полномочия возложены на финансовые органы.
ЦБР в установленных случаях КО, в соответствии со ст. 155 БК РФ и ФЗ «О ЦБ РФ» обеспечивает во взаимодействии с правительством разработку и проведение единой государственной ДКП, осуществляет обслуживание счетов бюджетов БС, а также выполняет функции генерального агента по государственным ценным бумагам России. В соответствии со ст. 156 БК РФ КО осуществляют обслуживание счетов бюджетов в случае отсутствия учреждений Банка России на соотв. территории или невозможности выполнения этими учреждениями данных функций.
Распорядители – органы власти или самоуправления, распределяющие бюджетные средства по подведомственным получателям.
Получатели – орган власти или самоуправления, а также находящееся в ведении главного распорядителя бюджетное учреждение, имеющее право на принятие бюджетных обязательств за счет средств соотв. бюджета. Бюджетные полномочия главных распорядителей и распорядителей средств устан. ст. 158 БК РФ.
На стадии разработки бюджета главные распорядители средств осуществляют:
Установление заданий подведомственным распорядителям и получателям по предоставлению государственных или муниципальных услуг
Планирование и обоснование бюджетных ассигнований
Распределение предельных объемов бюджетов по подразделениям классификации
На стадии исполнения бюджета главный распорядитель обеспечивает:
Составляет и утверждает бюджетную роспись
Утверждает расходы подведомственных учреждений
Вносит предложения об изменениях в сводной бюджетной росписи
Бюджетные полномочия главного администратора, администратора доходов и источников финансирования бюджетов определены в ст. 160 и 161 БК РФ.
Главный администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями: представляет сведения, необходимые для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета; формирует и представляет бюджетную отчетность главного администратора доходов бюджета.
Администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями: осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.
Главный администратор источников финансирования дефицита бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями: обеспечивает адресности и целевой характер использования выделенных в его распоряжение ассигнований, предназначенных для погашения источников финансирования дефицита бюджета; распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным администраторам источников финансирования дефицита бюджета и исполняет соответствующую часть бюджета.
Администратор источников финансирования дефицита бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями: осуществляет планирование (прогнозирование) поступлений и выплат по источникам финансирования дефицита бюджета; осуществляет контроль за полнотой и своевременностью поступления в бюджет источников финансирования дефицита бюджета.
Постановлением от 20.05.04 №249 утверждена концепция реформирования бюджетного процесса. Вводится БОР – бюджетирование, ориентированное на результат (США, Канада, Франция, другие страны – с середины 20 века). 2004 г. – административная реформа.
Бюджетная классификация нужна для прозрачности операций – нужно чтобы каждая операция привязывалась к распорядителю.
В течение бюджетной реформы изменили классификацию, учет, ввели среднесрочное планирование и поправили бюджетное законодательство (Федеральный закон №63-ФЗ – изменения бюджетного планирования, про обязательства, расширение программно-целевых методов планирования), а также введены инструменты БОР (бюджетирования, ориентированного на результат)
Инструменты БОР:
ДРОНД (Доклад о результатах и основных направлениях деятельности) – составляют и публикуют на своих страничках – описывает цели и задачи своей деятельности, достигнутые за три года и планируемые на три года результаты
Сводный доклад правительства
Реестр расходных обязательств
Обоснование бюджетных ассигнований (ОБАС) – расчеты к запрашиваемым средствам на стадии подачи бюджетных заявлений. Эти расчеты содержат не только финансовые параметры, но и обоснование с необходимостью достижения определенных результатов
Государственное и муниципальное задание – администрация дает его бюджетному учреждению или другому исполнителю – они содержат не только количественные показатели, но и качественные требования, стандарты качества
Мониторинги и оценки качества управления. Указы №825 и №604 «Об оценке эффективности управления органов исполнительной власти РФ»
- 2.Финансы как экономическая категория: признаки финансовых отношений, функции финансов как проявление их сущности.
- 3.Понятие системы финансов: подсистемы и звенья системы финансов, их характеристика, взаимосвязь звеньев финансов.
- 4.Статистика финансов в национальной экономике.
- 5. Роль финансов в процессе глобализации мировой экономики.
- 6. Основные направления бюджетной политики в условиях модернизации экономики России.
- 7. Бюджетная система рф, ее принципы.
- 9. Регулирование дефицита бюджета и государственного (муниципального) долга.
- 8 Бюджетный процесс и полномочия его основных участников, направления реформирования бюджетного процесса.
- 11 Экономическое содержание, классификация и функции налогов. Налоговая политика: цели, задачи, роль в системе государственного регулирования экономики.
- 12. Налоговая политика государства в системе государственного регулирования экономики.
- 13. Налоговая система рф: структура, общая характеристика, основные направления развития.
- 14. Общая характеристика налогов, взимаемых с организаций в рф.
- 15. Экономическое содержание и структура налогов с физических лиц в рф.
- 16. Доходы организаций (предприятий), формирование и использование выручки от продаж.
- 17. Себестоимость проданной продукции (работ, услуг); нормативное регулирование и планирование.
- 18. Расчет точки безубыточности организации. Эффект производственного рычага.
- 19. Источники финансирования инвестиций на предприятиях. Амортизационная политика в современных условиях.
- 20. Планирование потребности в оборотном капитале. Финансовый цикл организации.
- 21. Капитал акционерного общества. Состав, классификация, порядок формирования и использования.
- 1. Собственный капитал:
- 22. Стоимость акционерного капитала. Теории и модели.
- 23. Эффект финансового рычага. Американская и европейская концепция.
- 24. Современные теории дивидендов. Виды дивидендной политики и порядок выплаты дивидендов в рф.
- 25. Модель средней взвешенной стоимости капитала и области ее применения.
- 26. Инвестиции: понятие и классификация, общая характеристика инвестиционной среды в рф.
- 27. Финансирование реальных инвестиций: источники, формы и способы.
- 28. Способы определения ставки дисконтирования при оценке инвестиционных проектов.
- 29. Понятие финансового инструмента. Классификация финансовых инструментов, оценка их стоимости и доходности
- 30. Портфель финансовых инвестиций. Методы снижения риска инвестиционного портфеля.
- 51. Деньги. Определение категории. Содержание денег (функции) и форма (эволюция от примитивных к современным).
- 52. Денежная система, её элементы. Виды денежных систем или стандартов (металлические: подвиды и неразменные бумажные). Преимущества и недостатки каждого вида.
- 53. Равновесие на рынке кредита и факторы, влияющие на величину процентной ставки: эффект ликвидности, дохода, инфляционные и вытеснения.
- 54. Деньги центрального банка и деньги коммерческих банков. Природа денежного мультипликатора.
- 55. Иерархия целей денежно-кредитной политики.
- 56. Современная российская валютная система.
- 57. Особенности валютного рынка. Основные валютные операции.
- 58. Валютный курс, факторы его формирования и методы регулирования.
- 59. Конвертируемость валют: условия и режимы конвертируемости.
- 60. Платёжный баланс и его структура. Методы определения сальдо и регулирования платёжного баланса.
- Баланс движения капитала
- 61. Международные и российские рейтинговые компании. Особенности рейтингования долговых ценных бумаг.
- 62. Слияний и поглощений на мировом биржевом рынке
- 63. Фондовые индексы. Мировой опыт и российская действительность.
- 45. Особенности клиринговой, депозитарной и регистраторской деятельности на рынке ценных бумаг России.
- 46. Ожидаемая доходность и ожидаемый риск портфеля ценных бумаг.
- 66. Эффективный набор портфелей.
- 48. Модель сарм и её модификации.
- Модификации capm
- 1.Сарм для случая, когда ставки по займам и депозитам не равны
- 2. Сарм с нулевой бетой
- 3. Версия сарм для облигаций
- 49. Пассивные и активные стратегии управления портфелем.
- 50. Методика определения риска var
- 32. Структура банковской системы рф, и меры Правительства и Банка России по укреплению ее стабильности в условиях финансового кризиса.
- Федеральный закон Российской Федерации от 27 октября 2008 г. N 175-фз "о дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года"
- 52. Функции и операции коммерческих банков, особенности российского рынка банковских услуг.
- 53. Источники формирования банковских ресурсов. Структура ресурсов российских банков
- 54. Система страхования вкладов физических лиц в коммерческих банках рф. Функции Агентства по страхованию вкладов и его деятельность по финансовому оздоровлению банков.
- 35. Классификация банковских кредитов и способы их выдачи и погашения.
- 55. Кредитная политика банка и организация кредитного процесса. Особенности кредитной политики банков в условиях посткризисного развития.
- 36. Национальная платёжная система России, её основные источники и направления развития.
- 38.Виды банковских счетов, порядок их открытия, очерёдность платежей с банковского счёта клиента. Содержание договора банковского счёта.
- 39. Расчёты по инкассо. Платёжные требования и инкассовые поручения.
- 59.Расчёты посредством банковских карт. Рынок банковских карт в России.
- 40. Организация кассового обслуживания клиентов в банках. Порядок приёма и выдача наличных денег. План-прогноз кассовых оборотов банка.
- 41. Личное страхование, его значение и виды.
- 42. Принципы организации операций по страхованию жизни.
- 43. Страхование ответственности: содержание, формы и основные виды.
- 44. Имущественное страхование: содержание, основные виды. Формы и системы страхового возмещения.
- 45. Государственное регулирование финансовой устойчивости страховых организаций
- 46. Социальное страхование: содержание, принципы организации и финансовый механизм.
- 47. Страховые взносы в системе социального страхования рф: состав и назначение, порядок регулирования.
- 48. Обязательное пенсионное страхование в рф: содержание и виды обеспечения.
- 49. Организации и финансирования обязательного медицинского страхования.
- 50. Системы социальных пособий, финансируемых Фондом социального страхования