logo search
Билеты по финансы и кр

47) Роль страхового рынка в перераспределении финансовых ресурсов

После отмены государственной монополии на проведение всех видов страховых операций современный российский рынок страхования развивался очень активно. Характерное для этого периода времени возникновение множества новых страховых компаний привело к тому, что их число к 1996 г. достигло 2700. Государственные компании – «Росгосстрах» и «Ингосстрах» не только не ушли с рынка, но и сохранили лидирующие позиции. С введением в 1997 г. Федерального закона от 31 декабря 1997 г. №157-ФЗ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», предъявившем более жесткие требования к размеру уставного капитала, число страховщиков стало резко сокращаться. По данным Единого государственного реестра на 1 июля 1998 г. было зарегистрировано уже 2144 страховых организации, а отчетность предоставили лишь 1470 компаний. На 1 января 2000 г. в Едином государственном реестре состоит 1532 компании, в том числе с участием иностранного капитала – 54. В 2001 г. последние собрали страховых взносов 21,1 млрд руб., что составляет 7,6% совокупных страховых взносов всех российских страховых компаний. Действующее страховое законодательство прямо запрещает заключение договоров страхования в зарубежных страховых компаниях и устанавливает ограничения на деятельность страховщиков-резидентов с преобладающим участием иностранного капитала. Таким компаниям, например, запрещается осуществлять обязательное страхование и страхование жизни.

По объему страховых премий на душу населения Россия занимает 70-е место из 78 учтенных стран. В 1999 г. в России отношение совокупной страховой премии к ВВП составляло 2,17% против 1,5% в 1988 г. Таким образом, российскому страховому рынку удавалось постепенно приближаться к уровню восточно-европейских стран, где отношение страховых взносов к ВВП было около 2–3%, но при этом следует учитывать относительно невысокий российский объем ВВП.

Тенденция успешного развития рынка заключается в объединении страховщиков, что позволяет увеличить их инвестиционный потенциал, и следовательно, создает благоприятные условия для усиления экономических позиций страны. Мировая практика доказала, что страхование является мощнейшим инвестиционным и финансовым институтом. В США, например, на долю таких финансовых посредников, как банковский и страховой секторы, приходится 19% ВВП, а в России но итогам 2001 г. отношение величины страховых взносов к ВВП достигло 3%, и это рекордная цифра для российского рынка. По оценкам экспертов, потребность в страховании на макроэкономическом уровне сейчас в России в 3 раза меньше, чем в РСФСР времен бывшего СССР. В настоящий момент в нашей стране застраховано менее 10% потенциальных рисков. Данный показатель в большинстве развитых стран составляет 90–95%.

Для текущего периода существования национального страхового рынка характерна концентрация страхового капитала за счет ухода мелких страховых организаций и образования страховых групп, возникших при естественных монополиях и финансово-промышленных группах. Так, в настоящий момент десять лидирующих страховщиков собирают 58% всех взносов по добровольным видам страхования.

Учредили собственные страховые компании крупные нефтегазодобывающие акционерные общества. Хотя за 2001 г. российскими страховщиками и собрано 276,6 млрд руб., но это в 2 раза меньше сбора премий одной западной страховой компании.

Значительное место на любом страховом рынке занимает специфический вид страховых отношений – перестрахование. Наиболее точное его определение дано в Немецком торговом уставе, где перестрахование трактуется как страхование риска, взятого на себя страховщиком. Целью перестрахования является защита страховщика от возможных финансовых потерь. В отличие от страхования в большинстве стран перестрахование осуществляется вне рамок законодательства, т.е. не регулируется установленными законом фиксированными правилами. В качестве правовой основы перестраховочного бизнеса используется договор перестрахования – соглашение между страховой и перестраховочными компаниями, а также деловые обычаи и традиции. Неоднократные попытки стандартизировать правила, условия и методы перестрахования не были приняты и использованы на рынке, так как перестраховочное договорное право все время изменяется в соответствии предъявляемыми требованиями международного рынка перестрахования.

Поскольку рынок перестрахования является международным и разделение рисков происходит на мировом уровне, то ущерб после наступления какого-либо страхового события распределяется между странами-участниками договора перестрахования и не отражается на экономике только одной страны. Российские перестраховщики активно поддерживают отношения с зарубежными партнерами, но, к сожалению, чаще всего в одностороннем порядке. На сегодняшний день больше ⅔ перестраховываемых в России премий передается за границу. Небольшие страховые компании пользуются услугами западных профессионалов не только для обеспечения своей финансовой устойчивости, но и с целью привлечения опытных

специалистов по управлению риском. Доля получаемых из-за рубежа рисков невысока, она составляет приблизительно около 20% принятых в перестрахование премий. Предложения по размещению риска в России поступают в основном из Белоруссии, Украины, Казахстана, Армении.

Российский перестраховочный рынок в данное время ограничен по своей емкости, так, доля иностранных зарубежных перестраховщиков в Северо-Западном регионе – одном из лидеров на российском страховом рынке – составляет 48%. Приведенные цифры свидетельствуют о больших возможностях для роста отечественных перестраховщиков. Подобная ситуация должна измениться в лучшую сторону, так как в соответствии с новыми правилами размещения страховщиками страховых резервов доля иностранных страховщиков не должна превышать 30% суммарной величины страховых резервов, причем на одного перестраховщика должно приходиться не более 10%.

Огромное влияние на страхование, как на важнейший элемент социально-экономической системы общества, оказывают, безусловно, несовершенство правовой и налоговой политики, общая экономическая нестабильность, а также низкая страховая культура. Серьезной проблемой представляется недоверие населения к страховым компаниям. Большинство граждан до сих пор предпочитают вкладывать свои сбережения в банки, переводить в валюту или хранить дома.

Развитие страхового рынка должно оказывать непосредственное влияние и на развитие инвестиционной активности. Так, в развитых станах на долю страховых организаций приходится до 50% накоплений, инвестируемых в развитие производства. Крупные страховые компании, вкладывая свои временно свободные финансовые ресурсы в акции, облигации и другие ценные бумаги, существенно способствуют ускоренному развитию инвестиционной и инновационной деятельности и оказывают положительное влияние на регулирование денежной массы.

На сегодняшний день в России низкий удельный вес страховых премий в ВВП, как уже отмечалось, не позволяет существенным образом страховщикам влиять на перераспределение финансовых ресурсов. Для ускорения развития отечественного страхового рынка необходимо повысить уровень доверия граждан к страховым компаниям, законодательно увеличить минимальный размер их уставного капитала, а также создать более льготные условия для отнесения затрат на страхование по его отдельным видам на себестоимость продукции (налоговые вычеты). Постепенное снижение величины страховых премий за счет увеличения круга страхователей, введение и продвижение на страховой рынок новых страховых продуктов также позволит привлечь на страховой рынок потребителей страховых услуг. Благодаря перечисленным выше мерам, страхование получит мощный внутренний импульс дальнейшего своего развития, который, безусловно, окажет положительное влияние на экономический рост страны, так как аккумулированные страховыми компаниями финансовые ресурсы могут быть перераспределены по различным каналам в инвестиционный сектор экономики. Успешному развитию страхового и перестраховочного рынков способствует и тот факт, что происходит постепенное совершенствование и укрупнение финансовой системы России в целом, а это приведет к сравнительно легкой передаче новых услуг и инструментов снижающих риски страховых компаний.

Важным моментом в развитии страхования явилось принятие в полном объеме второй части Налогового кодекса, в котором к числу налоговых вычетов, связанных с производством и реализацией товаров (работ, услуг), отнесен вычет страховых взносов по обязательному и добровольному страхованию. Согласно ст. 265 гл. 25 «Налог на доходы организаций», кроме вычетов по всем видам обязательного страхования, вычетам подлежат затраты по страхованию следующих видов добровольного страхования:

• средств транспорта (водного, воздушного или наземного, трубопроводного), расходы на содержание которого включаются в расходы, связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг);

• грузов;

• основных средств производственного назначения, товарно-материальных запасов, урожая сельскохозяйственных культур и животных;

• ответственности за причинение вреда, если такое страхование налогоплательщиком прямо предусмотрено законодательством РФ, либо является необходимым условием осуществления им соответствующей деятельности в соответствии с международными обязательствами РФ или общепринятыми международными требованиями.

Таким образом, теперь предприятия могут без ограничений относить страховые взносы по основным видам имущественного страхования и страхования ответственности на себестоимость производимых ими товаров или оказываемых услуг (ранее это разрешалось в границах 1%, позднее – 3%). К налоговым вычетам также относятся не превышающие 12% фонда оплаты труда взносы по долгосрочному страхованию жизни и не превышающие 3% взносы ПО добровольному медицинскому страхованию (ДМС). Налоговый кодекс открывает прекрасные возможности для развития добровольного пенсионного страхования, объем потенциальных взносов по которому специалистами Промышленно-страховой компании оценивается в 20 млрд руб. в год.