logo search
ФК ответы общие-2012 надо дополнять

8 Бюджетный процесс и полномочия его основных участников, направления реформирования бюджетного процесса.

Бюджетный процесс – в соответствии с БК РФ, регламентируемая законодательством РФ деятельность органов власти, местного самоуправления и иных участников БП, по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению внешней проверки, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Бюджетный процесс в РФ организуется в соответствии с установленными принципами единства государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами власти, самостоятельности местного самоуправления, а также разделения государственной власти на самостоятельные законодательные, исполнительные и судебные органы.

В соответствии с принципом самостоятельности бюджетов, органы государственной власти и местного самоуправления осуществляют бюджетный процесс на соответствующем уровне бюджетной системы самостоятельно.

В соответствии с БК РФ устанавливаются участники БП (ст. 152):

- Президент РФ

- Высшее должностное лицо субъекта РФ

- Глава МО

- Законодательные органы власти и представительные органы местного самоуправления

- Исполнительные органы власти;

- ЦБР;

- Органы государственного финансового контроля;

- Органы управления государственными внебюджетными фондами;

- Главные распорядители и получатели бюджетных средств

- Главные администраторы и администраторы доходов и источников финансирования дефицита бюджета

Каждый из перечисленных участников обладает кругом бюджетных полномочий, вытекающих из его статуса и обеспечивающих выполнение возлагаемых обязательств.

Полномочия:

Президента РФ: как участника БП связаны с формирование бюджетной политики и обеспечением законотворческой деятельности в области бюджетных правоотношений. В соответствии со ст. 170 БК РФ ежегодно в Федеральное собрание ежегодно направляется бюджетное послание Президента, в котором определяются основные направления бюджетной политики на очередной финансовый год и плановый период. Законодательное регулирование бюджетных правоотношений обеспечивается президентом в рамках осуществления полномочий законодательной инициативы, подписания ФЗ и применения права отлагательного вето.

Законодательные органы власти обеспечивают исполнение и утверждение соответствующих бюджетов и отчетов об их исполнении, а также осуществляют контроль за исполнением бюджетов.

Исполнительные органы осуществляют ведомственный контроль, составление и представление отчета об исполнении бюджетов и иные полномочия, предусмотренные ст. 154 БК РФ. В основной своей части указанные полномочия возложены на финансовые органы.

ЦБР в установленных случаях КО, в соответствии со ст. 155 БК РФ и ФЗ «О ЦБ РФ» обеспечивает во взаимодействии с правительством разработку и проведение единой государственной ДКП, осуществляет обслуживание счетов бюджетов БС, а также выполняет функции генерального агента по государственным ценным бумагам России. В соответствии со ст. 156 БК РФ КО осуществляют обслуживание счетов бюджетов в случае отсутствия учреждений Банка России на соотв. территории или невозможности выполнения этими учреждениями данных функций.

Распорядители – органы власти или самоуправления, распределяющие бюджетные средства по подведомственным получателям.

Получатели – орган власти или самоуправления, а также находящееся в ведении главного распорядителя бюджетное учреждение, имеющее право на принятие бюджетных обязательств за счет средств соотв. бюджета. Бюджетные полномочия главных распорядителей и распорядителей средств устан. ст. 158 БК РФ.

На стадии разработки бюджета главные распорядители средств осуществляют:

  1. Установление заданий подведомственным распорядителям и получателям по предоставлению государственных или муниципальных услуг

  1. Планирование и обоснование бюджетных ассигнований

  1. Распределение предельных объемов бюджетов по подразделениям классификации

На стадии исполнения бюджета главный распорядитель обеспечивает:

  1. Составляет и утверждает бюджетную роспись

  1. Утверждает расходы подведомственных учреждений

  1. Вносит предложения об изменениях в сводной бюджетной росписи

Бюджетные полномочия главного администратора, администратора доходов и источников финансирования бюджетов определены в ст. 160 и 161 БК РФ.

Главный администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями: представляет сведения, необходимые для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета; формирует и представляет бюджетную отчетность главного администратора доходов бюджета.

Администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями: осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.

Главный администратор источников финансирования дефицита бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями: обеспечивает адресности и целевой характер использования выделенных в его распоряжение ассигнований, предназначенных для погашения источников финансирования дефицита бюджета; распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным администраторам источников финансирования дефицита бюджета и исполняет соответствующую часть бюджета.

Администратор источников финансирования дефицита бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями: осуществляет планирование (прогнозирование) поступлений и выплат по источникам финансирования дефицита бюджета; осуществляет контроль за полнотой и своевременностью поступления в бюджет источников финансирования дефицита бюджета.

Постановлением от 20.05.04 №249 утверждена концепция реформирования бюджетного процесса. Вводится БОР – бюджетирование, ориентированное на результат (США, Канада, Франция, другие страны – с середины 20 века). 2004 г. – административная реформа.

Бюджетная классификация нужна для прозрачности операций – нужно чтобы каждая операция привязывалась к распорядителю.

В течение бюджетной реформы изменили классификацию, учет, ввели среднесрочное планирование и поправили бюджетное законодательство (Федеральный закон №63-ФЗ – изменения бюджетного планирования, про обязательства, расширение программно-целевых методов планирования), а также введены инструменты БОР (бюджетирования, ориентированного на результат)

Инструменты БОР:

  1. ДРОНД (Доклад о результатах и основных направлениях деятельности) – составляют и публикуют на своих страничках – описывает цели и задачи своей деятельности, достигнутые за три года и планируемые на три года результаты

  2. Сводный доклад правительства

  3. Реестр расходных обязательств

  4. Обоснование бюджетных ассигнований (ОБАС) – расчеты к запрашиваемым средствам на стадии подачи бюджетных заявлений. Эти расчеты содержат не только финансовые параметры, но и обоснование с необходимостью достижения определенных результатов

  5. Государственное и муниципальное задание – администрация дает его бюджетному учреждению или другому исполнителю – они содержат не только количественные показатели, но и качественные требования, стандарты качества

  6. Мониторинги и оценки качества управления. Указы №825 и №604 «Об оценке эффективности управления органов исполнительной власти РФ»