logo search
Фин

4.6. Межбюджетные отношения и межбюджетные трансферты

В целях обеспечения соответствия между полномочиями государственных органов на осуществление расходов, закрепленных законодательными актами за республиканским и местными бюджетами, и бюджетными ресурсами, которые должны обеспечивать исполнение этих полномочий, осуществляется регулирование межбюджетных отношений.

Межбюджетные отношения основываются на принципах:

1. Разграничения и закрепления доходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Республики Беларусь;

2. Распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Республики Беларусь;

3. Выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь.

В межбюджетных отношениях используются два основных метода:

- метод отчислений регулирующих доходов;

- метод оказания прямой финансовой поддержки.

Нормативы отчислений по бюджетам разных уровней утверждает соответственно вышестоящий орган представительной власти. Особенностью данных отчислений является подвижность их количественного состава и материального объема, что обусловлено ежегодностью принятия бюджетов всех уровней.

В случае недостатка собственных и регулирующих доходных источников бюджетным законодательством предусмотрена передача финансовых средств из вышестоящих бюджетов в нижестоящие в виде межбюджетных трансфертов. Этот вид помощи имеет порой определяющее значение в обеспечении необходимыми средствами нижестоящих бюджетов, поскольку других источников пополнения средств нет.

Межбюджетные трансферты- бюджетные средства, передаваемые из одного бюджета в другой бюджет на безвозвратной и безвозмездной основе.

В соответствии с главой 12 Бюджетного кодекса, межбюджетные трансферты предоставляются в формах:

1. Дотаций. Дотация- межбюджетный трансферт, предоставляемый из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету в случае, если собственных и регулирующих доходов недостаточно для сбалансированности нижестоящего бюджета. Дотация из вышестоящего бюджета в нижестоящий бюджет предоставляется в случае превышения прогнозного объема расходов местного бюджета над прогнозным объемом его доходов. Дотация из вышестоящего бюджета в нижестоящий бюджет может быть предоставлена только после учета в полном объеме собственных доходов бюджета и регулирующих доходов по необходимым для сбалансированности бюджета нормативам отчислений от установленных доходов.

2.Субвенций.Субвенция - межбюджетный трансферт, предоставляемый другому бюджету на осуществление определенных целевых расходов. Субвенции предоставляются другому бюджету при передаче полномочий на осуществление функционального вида расходов, закрепленного за бюджетом в соответствии с БК, и используются по целевому назначению. Неиспользованные и использованные не в полном объеме субвенции подлежат возврату в вышестоящий бюджет.

Межбюджетные трансферты приостанавливаются, или их объем уменьшается в следующих случаях:

1. При несоблюдении местными исполнительными и распорядительными органами установленного законодательством порядка зачисления налогов, сборов (пошлин) и других доходов в вышестоящий бюджет;

2. При нецелевом использовании средств, выделенных из вышестоящего бюджета;

3. При имеющейся задолженности по платежам в вышестоящий бюджет.