logo search
Фин

5.3. Рассмотрение и утверждение бюджета

Президент Республики Беларусь вносит проект закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год в Палату представителей не позднее 1 ноября года, предшествующего очередному финансовому году.

По действующему порядку, представительный Правительством проект республиканского бюджета до внесения его на утверждение сессии Парламента рассматривается в постоянных комиссиях. Аналогичный порядок существует и на уровне местного самоуправления. К рассмотрению представленных материалов по проекту бюджета постоянные комиссии имеют право привлекать представителей Правительства и Минфина.

По результатам рассмотрения постоянные комиссии вносят предложения Палате Представителей о принятии проекта бюджета или его отклонении.

Предложения об уменьшении доходов республиканского бюджета должны определять источники компенсации потерь доходов республиканского бюджета или виды и объем расходов, подлежащих соответствующему сокращению. Предложения об увеличении расходов республиканского бюджета должны определять источники покрытия таких расходов.

Принятию проекта закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год предшествуют принятие проекта закона о внесении изменений и (или) дополнений в законы по вопросам налогообложения и иные законы при необходимости внесения в них изменений, а также принятие других необходимых законов.

С докладом на сессии Палаты Представителей о проекте бюджета выступает представитель Правительства. Содоклад делает председатель Комиссии по бюджетно-финансовой и налоговой политике. Затем – прения по докладам.

На голосование выносятся основные показатели доходной и расходной частей, нормативы отчислений от общереспубликанских налогов и доходов, предельный размер дефицита бюджета. Решение принимается простым большинством.

Принятый Палатой представителей республиканский бюджет оформляется законом.

Принятый закон в течение 5 дней передается на одобрение в Совет Республики, где рассматривается в течение 20 дней.

Закон считается одобренным Советом Республики, если за него проголосовало большинство от полного состава. В случае отклонения закона Советом Республики, палаты могут создать согласительную комиссию, формируемую на паритетной основе. Выработанный согласительной комиссией вариант, представляется на одобрение обеих палат.

Закон, принятый Палатой Представителей и одобренный Советом Республики, в десятидневный срок направляется Президенту на подпись. Если закон не возвращен по истечении 2-х недель, он считается подписанным.

При несогласии Президента, закон возвращается с его возражениями в Палату Представителей, которая должна рассмотреть бюджет не позднее 30 дней, затем в 5-ти дневный срок закон направляется в Совет Республики, где рассматривается не позднее 20-ти дней.

Закон подписывается Президентом в 5-ти дневный срок.

Принятие закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год осуществляется не позднее 1 декабря года, предшествующего очередному финансовому году. Принятый закон о бюджете подлежит опубликованию в средствах массовой информации.

Принятие решений местными Советами депутатов о бюджете на очередной финансовый год осуществляется до начала планируемого финансового года.

Утверждение нижестоящих бюджетов производится после утверждения соответствующих вышестоящих бюджетов.

В случае неутверждения республиканского бюджета и (или) местных бюджетов до начала финансового года осуществляется временное управление бюджетом. При временном управлении бюджетом Правительство Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы вправе осуществлять расходы соответствующего бюджета со следующими ограничениями:

1. Ежемесячные расходы соответствующего бюджета не должны превышать 1/12 объема расходов, определенных законом о республиканском бюджете, решениями местных Советов депутатов о бюджете на предыдущий финансовый год;

2. Расходы, не предусмотренные проектами закона о республиканском бюджете, решения местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, не финансируются;

3. Нормативы отчислений от регулирующих доходов в нижестоящие бюджеты, прочие нормативы, тарифы и ставки, определяемые законом о республиканском бюджете, решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, применяются в размерах и порядке, определенных законом о республиканском бюджете, решениями местных Советов депутатов о бюджете на предыдущий финансовый год.

При временном управлении бюджетом Правительство Республики Беларусь и местные исполнительные и распорядительные органы не имеют права:

1. Предоставлять бюджетные ссуды, бюджетные займы;

2. Осуществлять финансирование государственных капитальных вложений;

3. Формировать резервные фонды и осуществлять расходы из этих фондов;

4. Осуществлять заимствования.