1. Методические барьеры обусловлены:
• усечённым использованием метода;
• смешением стратегических факторов и возможных управленческих решений;
• смешением внутренних и внешних факторов;
• универсальностью используемых формулировок и т.д.
Опыт показывает, что чаще всего на практике встречается усечённое использование метода, что существенно сужает его возможности. А именно: результаты стратегического анализа, проведённого специалистами и экспертами компании, обобщаются на основе построения четырехклеточной матрицы (рис. 4), которая представляет собой просто структурированное информационное поле, где все стратегические факторы подразделяются, с одной стороны, на внешние и внутренние, а с другой – на положительные и отрицательные.
Силы (S)
| Слабости (W)
|
Возможности (O)
| Угрозы (T)
|
Рис. 4. Пример представления результатов SWOT-анализа для компании, специализирующейся на издании справочной и рекламной литературы для строительного рынка.
Такое представление блокирует возможность дальнейшего использования техники SWOT для формирования стратегических альтернатив, что существенно обедняет потенциал применения данного метода в стратегическом процессе и в определённом смысле выхолащивает его содержание.
Однако «ловушки» возникают даже при использовании техники анализа в таком упрощённом виде, и связаны они чаще всего со смешением факторов и действий (стратегических альтернатив), а также внешних и внутренних факторов.
Чаще всего наблюдается смешение объективно существующих внешних (рыночных) факторов и возможных управленческих решений (стратегических альтернатив), которые могут быть приняты по итогам стратегического анализа. Особенно это касается квадрата SWOT-матрицы, где должны быть отражены благоприятные тенденции и явления внешней среды (возможности), которые находятся вне сферы контроля менеджеров компании и которые могут быть использованы для развития и роста компании. Вместо возможностей или объективных факторов внешней среды в данном квадрате могут встречатся такие предложения, как диверсификация, выход на международные рынки, развитие сбытовой сети и т.д. Но эти предложения – управленческие решения, которые могут быть приняты в ответ на возможности или угрозы внешней среды.
Данный факт свидетельствует о довольно грустном явлении: менеджеры не в состоянии увидеть рыночные возможности (ниши, бизнес-сегменты), которые и должны определить стратегические решения. Вместо этого сразу предлагаются решения – диверсификация, экспорт и пр. Казалось бы, в этом нет ничего страшного, кроме одного – дискредитации метода, так как уместен вопрос: а зачем нам в этом случае SWOT-анализ?
Другой типичной ошибкой, свидетельствующей об аналитической слабости менеджмента, является смешение внешних и внутренних факторов. Чаще всего путают возможности рынка и сильные стороны самой компании, хотя встречается смешение угроз рынка и слабых сторон компании. Такие смешения является грубой методической ошибкой. И вряд ли можно согласиться с высказыванием о том, что «почти неразрешимыми в ходе SWOT-анализа могут стать трудности разграничения сильных и слабых сторон организации и рыночных возможностей и угроз». Единственным критерием такого разграничения является возможность воздействия на выделенный фактор: если менеджеры компании могут воздействовать на указанный фактор, то это сильная или слабая сторона компании, если не могут – возможность или угроза рынка.
Что касается другой методической проблемы, а именно как точно диагностировать внутренние факторы – как силу или слабость компании, то она вполне разрешима допущением возможности одновременной записи некоторых факторов в SWOT-матрице как силы и как слабости. Поэтому вряд ли правомерно говорить об ограниченности SWOT-метода в этой части. Например, пищевая компания поставляет более 50% продукции одному клиенту. В поле сил SWOT-матрицы отражается ценность контракта с Х, а в поле слабостей – чрезмерная зависимость от X.
Другой пример: IT компания, специализирующаяся на разработке программных продуктов по автоматизации банковской деятельности, имеет головной офис в Новосибирске. В поле сил SWOT-матрицы выделяется, что такое географическое положение способствует установлению партнёрских связей с банковскими структурами Сибири и Урала, а в поле слабостей отмечается, что расположение головного офиса в регионе затрудняет работу в столице.
На самом деле здесь нет никакой ограниченности или противоречия. Отнесение внутреннего фактора к сильной или, наоборот, слабой стороне компании обычно отражает личностное восприятие данного фактора экспертом, который заполняет SWOT-матрицу (авторское видение). Одновременное присутствие фактора в двух клетках матрицы (в силах и в слабостях) должно стимулировать дальнейшую аналитическую работу в компании, так как необходимо понять, нужно ли снижать зависимость от клиента X или, наоборот, укреплять с ним партнёрские связи. Точно также в случае с IT компанией необходимо понять, стоит ли переводить головной офис в Москву или по-прежнему ориентироваться в основном на сибирский регион.
Универсальность используемых при заполнении SWOT-матрицы формулировок, отсутствие их привязки к специфике конкретной компании и конкретного рынка также дискредитирует саму идею данного метода.
Отмеченные методические ошибки приводят к искажению выводов относительно позиции компании на рынке и отрицательно влияют на процесс формирования стратегии.
- «Национальный исследовательский
- Оглавление
- Введение
- 1 Общая характеристика индивидуальной работы
- 2 Требования к оформлению индивидуальной работы
- 2.1 Общие требования
- 2.2 Нумерация страниц и деление текста
- 2.3 Оформление заголовков
- 2.4 Оформление таблиц
- 2.5 Оформление иллюстраций
- 2.6 Оформление формул и расчётов
- 2.7 Оформление ссылок
- 3 Требования к структурным элементам индивидуальной работы
- 3.1 Титульный лист
- 3.2 Задание, реферат и оглавление индивидуальной работы
- 3.3 Введение
- 3.4 Основная часть
- 3.5 Заключение
- 3.6 Список использованных источников
- 3.7 Приложения
- 3.8 Графический материал
- 4 Требования к содержанию индивидуальной работы
- 4.1 Анализ финансового состояния нефтегазовой организации
- 4.2 Порядок проведения экспресс-анализа финансового состояния
- 4.3 Порядок проведения детализированного анализа финансового состояния
- 4.3.1 Формирование аналитического баланса
- 4.3.2 Оценка имущественного положения и структуры капитала (вертикальный и горизонтальный анализ баланса)
- 4.3.3 Оценка и анализ финансового положения предприятия
- 4.3.3.1 Анализ ликвидности и платёжеспособности
- 4.3.3.2 Анализ финансовой устойчивости
- 4.3.4 Анализ результативности финансово-хозяйственной деятельности
- 4.3.4.1 Анализ деловой активности
- 4.3.4.2 Анализ прибыли и рентабельности
- 4.3.5 Оценка вероятности финансовой несостоятельности
- 4.4 Дополнительные рекомендации для оценки финансового состояния предприятия
- 4.5 Подходы к формированию рекомендаций по улучшению финансового состояния предприятия
- 4.6Swot-анализ деятельности организации
- 1. Методические барьеры обусловлены:
- 2. Информационные проблемы
- 3. Управленческие проблемы
- 4.7 Дополнительные методы стратегического анализа деятельности предприятия
- 5 Порядок защиты индивидуальной работы
- 5.1 Общие условия
- 5.2 Распределение баллов на защите индивидуальной работы
- Заключение
- Список использованных источников
- Приложение аПример оформления титульного листа
- Приложение в Пример оформления реферата индивидуальной работы Реферат
- Приложение г Пример оформления оглавления индивидуальной работы Оглавление
- Приложение д Пример оформления таблицы индивидуальной работы
- Приложение е Пример оформления графического материала индивидуальной работы
- Приложение ж Пример оформления списка использованных источников Список использованных источников
- Приложение и Список замечаний для определения оценки за выполнение индивидуальной работы
- Стратегический анализ деятельности