logo search
Финансы организаций

3.1.4. Планирование себестоимости продукции

Основной целью планирования себестоимости является определение оптимальной величины затрат на производство продукции при наиболее эффективном использовании всех видов ресурсов. Таким образом, при планировании себестоимости решаются следующие задачи:

При планировании себестоимости используются различные показатели:

1) Абсолютные показатели: сумма затрат на производство всей продукции; себестоимость проданных или реализованных товаров, продукции, работ, услуг.

2) Показатели, характеризующие уровень затрат на производство продукции: себестоимость единицы продукции и затраты на один рубль продукции.

3) Показатели, характеризующие динамику затрат.

По срокам различают следующие виды планирования себестоимости:

Краткосрочное планирование себестоимости за рубежом принято называть бюджетированием или сметным планированием. Бюджет представляет собой финансовый план предприятия, то есть план, содержащий, помимо натуральных, и стоимостные показатели. Как правило, бюджет составляется на год с разбивкой по кварталам и месяцам, а при необходимости – и по неделям.

Известно несколько методов планирования себестоимости. Первым методом является нормативно-балансовый метод (метод прямого счета). Сущность метода заключается в составлении балансов потребности и распределения по направлениям хозяйственной деятельности предприятия материальных, трудовых и денежных ресурсов для выполнения плана выпуска продукции. Вторым методом планирования себестоимости является расчетно-аналитический (пофакторный) метод. Он предусматривает обоснование влияния технико-экономических факторов на плановый объем затрат. Таким образом, плановая сумма себестоимости может быть получена путем вычитания суммы экономии (прибавления величины перерасхода) из (к) фактической себестоимости продукции базисного периода.

Важнейшим документом при планировании себестоимости является смета затрат на производство. Большую часть сметы затрат составляют расходы, связанные с выпуском готовой продукции. Здесь отражаются также затраты на оказание услуг другим предприятиям, включая услуги непромышленного характера, и услуги своему капитальному строительству. Кроме того, в смете затрат учитывается себестоимость изменения остатков незавершенного производства и затраты на освоение производства новых видов продукции. На основе сметы затрат определяются все важнейшие показатели по себестоимости продукции: сумма затрат на производство в целом и по отдельным элементам расходов, себестоимость валовой, готовой и реализованной продукции, затраты на один рубль продукции, динамика этих затрат и структура себестоимости. На основе сметы затрат на производство определяется прибыль от производства и реализации продукции, а также потребность в оборотных средствах.