3.2.2 Управление прибылью на предприятии
Наиболее подробно разработаны в теории и успешно применяются на практике следующие методы планирования прибыли: метод прямого счета и аналитический метод.
Как известно, на размеры получаемой прибыли оказывают воздействие различные факторы, главными из которых являются: величина затрат и объем производимой продукции. Поэтому существуют методы анализа влияния изменения затрат и объемов производства на величину получаемой прибыли, к которым относят:
- операционный анализ (называемый также анализом «издержки - объем – прибыль» («соsts – volume – рrofit (СVР»));
- предельный анализ.
Метод прямого счета применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах с полной ее себестоимостью за вычетом НДС и акцизов;
П = (В × Ц) - (В × С) (27)
П – плановая прибыль;
В – выпуск товарной продукции в плановом периоде в натуральном выражении;
Ц – цена за единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);
С – полная себестоимость единицы продукции.
Расчет прибыли методом прямого счета прост и доступен, но он не позволяет выявить влияние отдельных факторов на ее рост и при большой номенклатуре продукции очень трудоемок.
Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также в качестве дополнительного к методу прямого счета в целях проверки и контроля последнего.
При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из следующих этапов:
определение базовой рентабельности как частного от деления прибыли за отчетный период на полную себестоимость продукции за тот же период;
исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного периода и определение прибыли от продажи исходя из базовой рентабельности;
учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижение (повышение) себестоимости сравнимой продукции, повышение ее качества, изменение ассортимента, цен и т.п.
Предельный анализ планирования прибыли сводится к следующему. Производитель стремится максимизировать получаемую им прибыль, т.е. разницу между выручкой и полной себестоимостью продукции. Основными факторами, определяющими уровень получаемой прибыли являются:
объем;
цена продукции.
Очевидно, что каждая выпускаемая единица продукции обеспечивает увеличение общей выручки от реализации, но и также требует увеличение затрат. Таким образом, приращение общей выручки на некоторую величину, которую вызывает выпуск дополнительной единицы продукции, называется предельной выручкой. Соответственно прирост общих затрат, вызываемый выпуском дополнительной единицы продукции представляет собой предельные издержки производства. Если при выпуске дополнительные единицы продукции темпы роста выручки превышают темпы роста затрат, связанных с ее выпуском, то предельная выручка выше предельных издержек, и, соответственно, прибыль производителя увеличивается.
В случае равенства предельной выручки с предельными издержками прибыль достигает своего максимального значения. Именно это равенство определяет равновесную цену и оптимальный объем производства, обеспечивающие оптимальную прибыль.
- 3.2 Опорный конспект
- 1.1.1 Понятие и классификация предприятий
- 1.1.2 Капитал предприятия
- 1.1.3 Экономическое содержание и функции финансов предприятий. Роль финансов предприятий в финансовой системе экономики
- Стоимость созданного на предприятии продукта (выручка, цена)
- Распределение
- Перераспределение
- Финансовый рынок, страхование
- 1.1.4 Роль финансов в деятельности предприятий.
- Тема 1.2 Организация финансов предприятия
- 1.2.1 Влияние классификационных признаков предприятия на организацию финансов предприятия
- 1.2.2 Движение денежных средств и формирование системы финансовых отношений предприятия.
- 1.2.3 Структура финансовых отношений предприятия
- 1.2.4 Денежные потоки предприятия.
- 1.2.5 Финансовый механизм предприятия. Принципы организации финансов предприятия.
- Тема 1.3 Финансовые ресурсы и денежные средства предприятия. Способы финансирования деятельности организации
- 1.3.1 Финансовые ресурсы и денежные средства организаций
- 1.3.2 Источники собственных средств предприятия.
- 1.3.3 Заемные средства предприятия.
- 1.3.5 Методы и формы финансирования деятельности организации.
- 2.1.1 Структура основного капитала и источники его финансирования.
- 2.1.2 Стоимостная оценка основных фондов.
- 2.1.3 Износ и амортизация основных фондов
- 2.1.4 Ускоренная амортизация и ее методы.
- Тема 2.2 Финансовое обеспечение движения оборотного капитала.
- 2.2.1 Содержание, состав и структура оборотных средств
- 2.2.2 Методы определения потребностей предприятия в оборотном капитале
- 2.2.3 Нормирование оборотных средств
- 2.2.3.1 Нормирование производственных запасов предприятия
- 2.2.3.2 Нормирование незавершенного производства
- 2.2.6 Показатели эффективности использования оборотных средств предприятия
- 2.2.7 Производственный и финансовый цикл предприятия
- 3.1.1 Экономическое содержание и классификация затрат предприятия.
- 3.1.2. Себестоимость продукции, ее виды и формы. Структура себестоимости.
- 3.1.3. Калькулирование себестоимости продукции
- 3.1.4. Планирование себестоимости продукции
- 3.1.5 Стоимостные и финансовые результаты деятельности предприятия и их взаимосвязь
- Тема 3.2. Формирование и распределение прибыли предприятия
- 3.2.1 Экономическое содержание прибыли. Виды прибыли предприятия.
- 3.2.2 Управление прибылью на предприятии
- 2.2.3 Операционный анализ на предприятии
- 3.2.4 Показатели эффективности деятельности предприятия
- 3.2.5 Основные показатели финансового состояния предприятия
- 3.2.6 Учетная политика и ее влияние на финансовые результаты предприятия.
- Тема 3.3. Финансовое планирование на предприятии
- 3.3.1 Содержание, цели, задачи, объекты и субъекты финансового планирования на предприятии
- 3.3.2 Виды, формы и методы финансового планирования на предприятии
- 8.3 Основы бюджетирования на предприятии
- 4.1.1. Основы функционирования акционерного общества
- 4.1.2 Уставный капитал акционерного общества
- 4.1.3 Ценные бумаги акционерного общества
- 4.1.4 Чистые активы и фонды акционерных обществ.
- 4.1.5 Порядок распределения чистой прибыли в акционерном обществе.
- Тема 4.2 Организация финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий.
- 4.2.1 Основы деятельности унитарных предприятий
- 4.2.2 Источники деятельности унитарного предприятия
- Тема 4.3 Финансы некоммерческих организаций
- 4.3.1 Основы деятельности некоммерческих организаций
- 4.3.2 Организационно-правовые формы некоммерческих организаций
- 4.3.3 Особенности финансов некоммерческих организаций
- Тема 4.4 Финансы бюджетных учреждений
- 4.4.1 Сущность бюджетного учреждения
- 4.4.2 Принципы организации финансов бюджетных учреждений
- 4.4.3 Структура финансовых отношений бюджетных организаций
- 4.4.4 Финансовые ресурсы бюджетных организаций
- 4.4.5 Собственные средства бюджетных организаций
- 4.4.6 Расходы бюджетных учреждений.
- 4.4.7 Планирование расходов в бюджетных организациях
- 4.4.9 Особенности финансирования научных организаций
- 4.4.10 Особенности финансов бюджетных учреждений в сфере культуры
- 4.4.11 Особенности финансов учреждений здравоохранения.
- 4.4.12 Финансирование органов государственной власти рф
- Тема 4.5 Финансы предприятий отраслей экономики.
- 4.5.1 Влияние отраслевых особенностей на организацию финансов предприятия
- 4.5.2 Особенности организации финансов предприятий торговли
- 4.5.3 Финансы строительства
- 4.5.4 Финансы транспорта
- 4.5.5 Финансы предприятий сельского хозяйства
- 4.5.6 Финансы предприятий жилищно-коммунального хозяйства
- 3.3 Глоссарий