logo
Финансы организаций

4.5.2 Особенности организации финансов предприятий торговли

Торговля обеспечивает доведение произведенной продукции, после того как она поступила в сферу обращения от производителя до потребителя, и от состояния торговли зависит превращение капитала из товарной формы в денежную

Особенностью торговых предприятий является высокий удельный вес оборотных средств в структуре активов предприятия. Структура оборотных средств торговли характеризуется высокой долей товарных запасов – около 90% от общей стоимости оборотных средств и денежных средств – 10%. Особенностью оборота оборотных средств торговли является отсутствие производственной стадии, т.е. движение оборотного капитала происходит по формуле Д - Т - …- Т* - Д*. Таким образом, особенностью также является отсутствие НЗП в составе оборотных средств, что значительно сокращает операционный и финансовый циклы предприятий.

Источники формирования оборотных средств торговли характеризуются высоким участием кредитов банка в формировании товарных запасов.

Товарооборот торговли отражает процесс распределения созданного продукта, национального дохода, изменения объемов и структуры потребления товаров, состояние денежного обращения.

Прибыль торговых предприятий определяется как разность между валовым доходом и издержками обращения. Валовой доход формируется как разница между розничной ценой без НДС и ценой приобретения товаров без НДС (рис. 4.5.2.1).

Издержки обращения торговых предприятий представляют собой выраженные в денежной форме затраты общественного труда, связанные с процессом продвижения и продажи товаров от мест производства до потребителя.

Издержки обращения планируются и учитываются по следующим статьям:

1) расходы на перевозку товаров

2) расходы на оплату труда

3) расходы на аренду и содержание помещений

4) амортизация

5) расходы на хранение, маркировку, упаковку товаров

6) расходы на рекламу

7) проценты за кредит

8) отчисления на социальное страхование

9) прочие расходы.

Розничный товарооборот (розничная цена)

Оптовая цена

Наценка (валовой доход)

Издержки обращения

Прибыль

Рисунок 4.5.2.1 – Особенности формирования прибыли торговли