logo
Финансы организаций

4.4.3 Структура финансовых отношений бюджетных организаций

Для учета и контроля движения денежных средств бюджетные организации открывают лицевые счета в органах Федерального Казначейства. Лицевые счета бюджетных организаций по источнику зачисляемых средств делятся на два вида:

- лицевые счета по учету финансирования из федерального бюджета;

- лицевые счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой бюджетными организациями.

Отличительной особенностью бюджетных организация является то, что они не имеют права самостоятельно заключать с банками договор банковского счета для открытия счетов по учету бюджетного финансирования. Бюджетные средства зачисляются на единый счет федерального казначейства, с которым непосредственно и работают банки.

Бюджетные организации представляют платежные документы в федеральное казначейство, которое после проверки передает их банкам (в основном ЦБ РФ) для исполнения. Казначейство также получает от банка подтверждение о приеме расчетных документов к обработке, выписки по счетам. Наличные средства бюджетные организации получают непосредственно в банке, но по чековой книжке, выданной структурами Федерального казначейства. Оставшиеся неиспользованными средства федерального бюджета или федеральных внебюджетных фондов бюджетная организация сдает в кассы банка.

Размещение бюджетных средств на банковских депозитах и получение вследствие этого дополнительных доходов, передача средств в доверительное управление не допускаются (за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ). Предоставление банком кредитов и ссуд бюджетным организациям запрещено в законодательном порядке.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ практически все бюджетные организации как ведущие, так и не ведущие предпринимательскую деятельность вовлекаются в круг плательщиков налога на прибыль и налога на добавленную стоимость. Прибыль бюджетной организации определяется как превышение доходов от реализации товаров, работ, услуг над соответствующими им расходами. При отсутствии у бюджетной организации предпринимательской деятельности налог должен быть уплачен с возможной прибыли, полученной в результате превышения внереализационных доходов над внереализационными расходами.

Целевое и рациональное использование средств бюджета находится под особым контролем государства. Для этого на Федеральном уровне созданы специализированные контрольные органы: Счетная палата РФ, федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. На региональном уровне к органам контроля относятся контрольно-счетные палаты субъектов РФ, контрольно-ревизионные управления финансовых органов субъектов РФ. За финансами бюджетных организаций также осуществляют контроль федеральные министерства, которые контролируют использование бюджетных средств нижестоящими получателями.

Формами финансового контроля со стороны контролирующих органов выступают ревизия и проверка.