logo search
Фин

4.2. Субъекты бюджетного права, их взаимодействие

Субъекты бюджетного права– носители бюджетных прав и обязанностей в области образования и использования бюджетов всех уровней.

Субъекты бюджетного права определяются по его предмету, т.е. регулируемым отношениям.

К субъектам бюджетного права относятся:

  1. Республика Беларусь. Основная особенность бюджетно-правового статуса Республики Беларусь состоит в том, что бюджетные полномочия представляют собой неотъемлемую часть компетенции суверенного государства.

  2. Административно - территориальные единицы. Бюджетно-правовой статус административно-территориальных единиц характеризуется совокупностью материальных бюджетных прав, прежде всего – право на бюджет.

  3. Государственные органы, которые в качестве субъектов бюджетного права представлены:

- высшими и местными представительными органами;

- органами государственного управления общей компетенции;

- органами государственного управления специальной компетенции.

Государственные органы вступают в бюджетные отношения как непосредственные их участники, главным образом, в процессе осуществления их процессуальных полномочий. Вместе с тем государственные органы имеют право на получение бюджетных ассигнований, т.е. имеют права и материального характера.

4. Бюджетные организации- организации, созданные (образованные) Президентом Республики Беларусь, государственными органами, в том числе местным Советом депутатов, местным исполнительным и распорядительным органом, или иной уполномоченной на то Президентом Республики Беларусь государственной организацией для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, которые финансируются из соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы и бухгалтерский учет которой ведется в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным в установленном порядке для бюджетных организаций, либо учет активов и обязательств которой ведется в соответствии с законодательством для государственных органов, имеющих воинские формирования, воинские части и организации, а также подчиненных этим органам воинских частей и организаций.

Субъекты бюджетного права, реализуя бюджетно-правовые нормы, вступают в бюджетные правоотношения.

Бюджетные правоотношения– это урегулированные нормами бюджетного права общественные отношения по образованию, распределению и использованию средств государственного и местных бюджетов.

Бюджетные правоотношения, являясь одним из видов финансовых правоотношений, характеризуются всеми признаками, свойственными любому финансовому правоотношению. В то же время им присущи и некоторые особенности,свойственные только этому виду финансовых отношений, касающиеся их содержания и субъектного состава:

  1. Они возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованного государственного фонда и денежных фондов соответствующих административно-территориальных образований.

  2. Права и обязанности субъектов правоотношений обусловлены формированием и исполнением бюджета как основного финансового плана.

  3. В бюджетных правоотношениях обязательно участвуют государство и соответствующие органы местного управления и самоуправления.

  4. Бюджетные правоотношения, как правило, не могут длиться более одного года и прекращаются в конце соответствующего года.

Бюджетные отношения можно классифицироватьпо двум критериям:

- по функциональному признаку:

1. Отношения, касающиеся бюджетного устройства и бюджетной системы.

2. Отношения, связанные с определением структуры и перечня доходов и расходов государственного бюджета и распределением их между звеньями бюджетной системы.

3. Отношения по поводу разграничения полномочий, прав и обязанностей между республикой и местным управлением в бюджетном процессе.

4. Отношения по участию в бюджетном процессе.

5. Отношения по поводу организации и осуществления контроля за всеми стадиями бюджетного процесса и применения ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

6. Отношения по поводу дефицита бюджета и источников его финансирования, а также по обслуживанию внутреннего государственного долга и т.д..

- по субъектному составуотношения складываются между:

  1. Представительной и исполнительной властью.

  2. Внутри представительной власти и внутри исполнительной власти по вертикали и по горизонтали.

  3. Государством, в лице органов его представляющих, и юридическими лицами.

  4. Республикой Беларусь и иностранными государствами и международными финансовыми организациями в связи с привлечением внешних займов и предоставлением внешних кредитов.

  5. Правительством и Минфином по поводу организации бюджетного процесса.

  6. Минфином и НБ по поводу кассового исполнения бюджета.

  7. Минфином и МНС и ГТК, по поводу формирования доходной части бюджета.