logo search
Финансы организаций

1.1.1 Понятие и классификация предприятий

Предприятие есть основная форма организации предпринимательской деятельности. Как экономическая система предприятие представляет собой единую организацию, которая обладает производственно-техническим, социально-экономическим, организационным единством.

В экономической литературе наиболее общим определением является следующее. Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

В настоящее время предприятия классифицируются по многим признакам. Основными из них являются следующие.

1. По отраслевой принадлежности выделяются предприятия:

- сферы материального производства;

- предприятия непроизводственной сферы (здравоохранение, образование и наука, управление, искусство, культура, спорт и т.п.).

2. В соответствии с российским законодательством все предприятия функционируют в определенных организационно-правовых формах и классифицируются как:

- коммерческие (хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия, производственные кооперативы, а также индивидуальное предпринимательство).

- некоммерческие, создаваемые для удовлетворения различных потребностей (потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, фонды, учреждения, государственные корпорации, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы), некоммерческие партнерства).

3. По формам собственности выделяются предприятия:

-частные (индивидуальные и коллективные)

- государственные (федеральные, областные, муниципальные)

4. По масштабам деятельности предприятия классифицируются на малые, средние и крупные.

Крупномасштабному бизнесу свойственны формы организации, в основе которых лежит объединение предприятий в совокупные структуры. Формами объединения предприятий выступают картели, синдикаты, тресты, концерны, конгломераты, консорциумы, ассоциации, корпорации, холдинги, финансово-промышленные группы, франчайзинговые предприятия.

Значительное распространение получил такой тип хозяйственных структур, как малое предприятие. Термин «малое» не характеризует организационно-правовую форму предприятия. «Малое» свидетельствует лишь о небольших размерах предприятия по численности работников, объему хозяйственного оборота или другим параметрам деятельности, устанавливаемым в законодательных актах и постановлениях правительства. В соответствии с действующим законодательством (Федеральный Закон «О малом и среднем предпринимательстве в РФ») к субъектам малого предпринимательства в РФ относятся индивидуальные предприниматели, а также юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в соответствии со следующими критериями:

- совокупный размер годовой валовой выручки не превышает 60 млн. руб.;

- среднесписочная численность работающих не должна превышать следующих предельных уровней: в промышленности и строительстве – 100 человек, в других отраслях сферы материального производства – 60 человек, в отраслях непроизводственной сферы – 50 человек.

Малые предприятия могут создаваться в различных организационно-правовых формах.