logo search
Фин

4.1. Понятие, система и источники бюджетного права Республики Беларусь

Бюджетное право Республики Беларусь–основная подотрасль финансового права, представляющая собойсовокупность финансово-правовых норм, регулирующих особую группу финансовых отношений по поводу образования, распределения и использования республиканского и местных бюджетов,а также регламентирующих бюджетный процесс.

Выделяют материальные и процессуальные нормы бюджетного права:

- материальные закрепляют структуру бюджетной системы; перечень доходов и расходов бюджетов; механизм взаимоотношений между бюджетами и т. п.

- процессуальные регламентируют порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, а также порядок составления и утверждения отчетов об исполнения бюджетов.

Система бюджетного права Республики Беларусь – структура с присущим ей внутренним состоянием, объединением и расположением бюджетно-правовых норм в логической последовательности. Логичность в вопросах системы бюджетного права – это обязательное условия для совершенствования бюджетного законодательства. Система бюджетного права включает в себя общую и особенную часть.

К общей частиотносятся нормы бюджетного права, закрепляющие экономическую и правовую природу бюджета, в частности:

  1. Бюджетное устройство Республики Беларусь;

  2. Состав доходов и расходов бюджета;

  3. Принципы и порядок распределения доходов и расходов между звеньями бюджетной системы, в т.ч. правовое регулирование межбюджетных трансфертов;

  4. Бюджетные права Республики Беларусь и органов местного самоуправления;

  5. Правовое регулирование дефицита бюджета и источников его финансирования;

  6. Правовой режим целевых бюджетных, резервных и внебюджетных фондов;

  7. Правовое регулирование государственных заимствований;

Особенная часть включает в себя;

1. Правовые основы бюджетного процесса;

2. Правовые основы контроля за соблюдением бюджетного законодательства и ответственности за его нарушение.

Источники бюджетного права Республики Беларусь – правовые акты органов представительной и исполнительной власти всех уровней, регулирующие отношения по поводу формирования и использования бюджетных средств.

К источникам относятся:

  1. Конституция Республики Беларусь. Так, статья 133 Конституции устанавливает, что бюджетная система Республики Беларусь включает республиканский и местные бюджеты. Доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений. Общегосударственные расходы осуществляются за счет республиканского бюджета в соответствии с его расходной частью. В соответствии с законом в Республике Беларусь могут создаваться внебюджетные фонды. В статье 135 Конституции определено, что отчет об исполнении республиканского бюджета представляется на рассмотрение Парламента не позднее пяти месяцев со дня окончания отчетного финансового года. Отчеты об исполнении местных бюджетов подаются на рассмотрение соответствующих Советов депутатов в определенный законодательством срок. Отчеты об исполнении республиканского и местных бюджетов публикуются.

  2. Бюджетный кодекс Республики Беларусь от 18.07.2008 № 412-З (с изменениями и дополнениями) (далее – Бюджетный кодекс).

  3. Законы Республики Беларусь. Прежде всего, необходимо назвать ежегодно принимаемый закон о республиканском бюджете.

  4. Декреты, указы Президента Республики Беларусь. Например, в соответствии со ст. 111 Бюджетного кодекса, увеличение или уменьшение утвержденного законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год объема доходов республиканского бюджета, расходов республиканского бюджета, дефицита республиканского бюджета и источников его финансирования, а также уточнение других показателей, утверждаемых законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год производятся декретами и указами Президента Республики Беларусь.

  5. Постановления Совета Министров Республики Беларусь. Так, уточнение показателей республиканского бюджета в пределах сумм доходов и расходов республиканского бюджета, предельного размера дефицита республиканского бюджета и источников его финансирования, утвержденных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год, может производиться, в том числе, Правительством Республики Беларусь либо по его поручению Министерством финансов в пределах прав, предоставленных ему законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

  6. Нормативные правовые акты, принимаемые Министерством финансов Республики Беларусь, или Министерством финансов и Национальным банком Республики Беларусь, или другими республиканскими органами государственного управления совместно с Министерством финансов. Например, Постановление Министерства финансов Республики Беларусь 30 января 2009 г. N 8 «О порядке составления, рассмотрения и утверждения бюджетных смет получателей бюджетных средств, смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций».

  7. Нормативные акты местных органов управления и самоуправления. В частности, решениями местных советов депутатов утверждается местный бюджет и отчет о его исполнении.