logo search
Фин

1.2.Система и источники финансового права. Нормы финансового права

Финансовое право состоит из множества отдельных финансово-правовых норм, совокупность которых выражается в сложной целостной системе. Внутри этой единой системы финансово-правовые нормы группируются в различные институты и более крупные подразделения (подотрасли), располагаемые в определенной последовательности и взаимной связи. Группировка финансово-правовых норм зависит от особенностей и взаимосвязи регулируемых ими финансовых отношений, т. е. имеет объективную основу.

Нормы финансового права- это установленные и охраняемые государством правила поведения участников финансовых общественных отношений, выраженные в их правах и обязанностях, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственных денежных фондов.

В зависимости от характера, содержащегося в нормах предписания, нормы подразделяются на следующие виды:

-обязывающие - регулируют активное поведение субъектов и предписывают участникам финансово-правовых отношений совершить определенные действия;

-запрещающие - регулируют пассивное поведение людей. Они предписывают воздержаться от определенных действий;

-управомачивающие - закрепляют права участников финансово-правовых отношений на совершение определенных действий в установленных рамках. В этих нормах категорический характер предписаний сочетается с определенными полномочиями участников финансово-правовых отношений.

В зависимости от своего содержания финансово-правовые нормы подразделяются на:

-материальные - закрепляют содержание юридических прав и обязанностей участников финансово-правовых отношений;

-процессуальные - устанавливают порядок применения и действия норм материального права.

Финансово-правовые нормы, как и нормы других отраслей права, состоят из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза указывает на условия действия финансово-правовых норм, определяет те обстоятельства, при которых может возникнуть финансово-правовое отношение, определяет круг участников финансово-правовых отношений.

Диспозиция финансово-правовых норм содержит само правило поведения, определяет круг прав и обязанностей участников финансово-правовых отношений.

Санкция выражает меру ответственности, применяемую в случае нарушения финансово-правовой нормы. Она носит денежный характер и соединяет в себе 2 элемента: правовосстановительный и карательный (штрафной).

Финансово-правовые нормы обладают специфическими признаками. К ним, в частности, относятся:

1. Целевое назначение, которое определяется предметом финансового права, т. е. нормы финансового права регулируют общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства по образованию, распределению и использованию денежных фондов.

2. Финансово-правовые нормы носят императивный характер. Как правило, требования к участникам финансово-правовых отношений выражаются в категорической форме. Участники финансовых отношений, урегулированных нормой финансового права, не вправе изменить предписания нормы и условий ее применения. Требования финансово-правовых норм точно определяют объемы прав и обязанностей участников финансовых отношений. Эти права и обязанности направлены на обеспечение общегосударственных интересов, а также интересов каждого из участников финансовых отношений.

3. Общественная предопределенность (публичность), свидетельствующая об объективной направленности норм финансового права на реализацию общественных интересов, так как они опосредованно воздействуют на экономику и обеспечивают необходимые финансовые средства для реализации различных социальных интересов. Этим нормы финансового права отличаются от норм частного права (гражданское, семейное и др.), которые выражают интересы отдельных физических или юридических лиц.

4. Материальное обоснование финансово-правовой нормы. Государственные органы, принимая нормативные правовые акты в финансовой сфере, всегда ограничены объективными экономическими возможностями. Так, государство может финансировать свои потребности только исходя из доходов, получение которых, в свою очередь, зависит от уровня материального производства, что определяет поступление налогов и других платежей в бюджет.

5. Нестабильность норм финансового права, выраженная в постоянном изменении финансового законодательства посредством отмены устаревших и введении новых финансово-правовых норм, обусловленная рядом причин, в первую очередь, экономического характера (различные экономические колебания, политика государственных органов в сфере экономических отношений, проведение экономических реформ и т. д.). Нестабильность норм финансового права не свидетельствует однозначно об отрицательных последствиях для финансовой системы страны, так как многие страны с переходной экономикой подвержены изменениям не только экономической основы общества, но и законодательства.

Одним из основных направлений финансовой деятельности государства является правотворчество, в результате которого образуются источники финансового права. Основным источником любой отрасли права являются нормативные правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти, в которых содержатся правила поведения общего характера соответствующей отрасли права. Следовательно, основные источники финансового права – это нормативные правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти, включающие нормы финансового права.

Источниками финансового права являются:

  1. Конституция Республики Беларусь.Конституция закрепляет основы правовой организации финансовой деятельности государства в целом и по отдельным ее направлениям. В частности, VІІ раздел Конституции посвящен финансово-кредитной системе Республики Беларусь, в 8 главе закреплен статус КГК, статья 56 устанавливает обязанность граждан принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей.

  2. Законы. В данной группе, прежде всего, необходимо выделить кодексы: Бюджетный кодекс Республики Беларусь от 16.07.2008 г. № 412-З, Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть от 19 декабря 2002 г. N 166-З, Особенная часть от 29 декабря 2009 г. № 71-З), Банковский кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. № 441-3 (в редакции закона от 17 июля 2006 г. № 145-З). Что касается законов, то в качестве примеров можно привести Закон Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле» от 22 июля 2003 г. № 226-З, Закон Республики Беларусь «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь» от 09.02.2000 г. № 369-З, Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» от 08.11.1994 г. № 3373 – ХII, ежегодно принимаемый Закон о республиканском бюджете и т.д.

  3. Декреты и указы Президента Республики Беларусь. Этими актами регулируются многие вопросы, связанные с налогообложением, бюджетными отношениями, страховой деятельностью, финансовым контролем и т.д. В качестве примера можно привести Декрет Президента Республики Беларусь от 05.02.1997 г. N 1 «О мерах по обеспечению порядка при осуществлении валютных операций», Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», Указ Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 «О страховой деятельности» и др.

  4. Постановления Правительства Республики Беларусь. Совет Министров Республики Беларусь на основании и во исполнение Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь принимает постановления и контролирует их исполнение. Правительство может принимать совместные акты с другими органами государственного управления (например, с НБ). В частности, Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2001 г. № 1592 «Вопросы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь» и др.

  5. Акты министерств и ведомств, в т.ч. специализированных финансовых органов - нормативные правовые акты, принимаемые коллегиально на основе и во исполнение нормативных правовых актов большей юридической силы в пределах компетенции соответствующего государственного органа и регулирующие общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности. Министерства и ведомства могут принимать и совместные акты.

  6. Решения местных органов управления и самоуправления. В частности, местные бюджеты утверждаются решениями местных Советов депутатов, этими же актами вводятся в действие местные налоги.

Кроме всего вышеперечисленного, к источникам финансового права относятся международные договоры, в частности акты, регламентирующие членство Республики Беларусь в международных финансовых организациях, договоры о привлечении внешних займов, а также об избежании международного двойного налогообложения.

Помимо нормативных актов, являющихся источниками финансового права, выделяют группу актов, которые называют финансовыми актами. К ним относят решения администрации предприятий, локальные акты государственных органов, решения и разъяснения судов, связанные с финансовой деятельностью.

Система финансового права – это его определенная внутренняя структура, которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений в финансовой сфере.

Финансовое право подразделяется на две крупные части: общую и особенную.

Общая частьфинансового права включает в себя нормы, регулирующие:

  1. общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства;

  2. систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, разграничение их полномочий;

  3. организацию, виды, формы и методы финансового контроля.

Нормы общей части финансового права конкретизируются в его особенной части.

Особенная частьсостоит из нескольких разделов, включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты, каждый из которых регулирует группу однородных финансовых отношений.В особенную часть финансового права входят следующие подотрасли и институты:

  1. бюджетное право Республики Беларусь;

  2. налоговое право Республики Беларусь;

  3. правовое регулирование функционирования банковской системы;

  4. правовое регулирование страхования;

  5. правовое регулирование финансов государственных предприятий;

  6. правовые основы денежного обращения и расчетов;

  7. правовые основы валютного регулирования и контроля.