Расходы государственного бюджета.
Расходы государственного бюджета – это эконо-ие отношения, возник-е в связи с распределением фонда денеж. средств госуд-ва и его использ.по отраслевому, целевому и террит-ому назначению.Категория расходов бюджета прояв-ся через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон.Качественная характ-ка позволяет установить эконом-ю природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная – их величину.Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением госуд-вом своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денеж. средств государства по различным направлениям. Расходная часть охватывает всю экономику, так как госуд-во учитывает экономические интересы общества в целом. На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов, как-то: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы. Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели – орган-ии производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Бюджет определяет только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и ссуды. Основные статьи расходов бюджета РФ: управление, оборона, поддерживание правопорядка, социальное обеспечение, здравоохранение, культура, образование, а также обслуживание внешнего государственного долга.
Организация государственных расходов основана на следующих принципах:
Принцип целевого использования средств;Целевой характер использования расходов предполагает использование ассигнаций по утвержденным направлениям. Если получатель бюджетных средств не выполняет условий, определенных законом (решением) о бюджете, министр финансов Российской Федерации, руководитель соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления на любом этапе исполнения бюджета обязан осуществить блокировку расходов, связанных с выполнением определенных условий, впредь до выполнения указанных условий в соответствии с порядком, установленным Кодексом. Нецелевое использование ассигнований может привести к возврату уже использованных средств.
Соблюдение режима экономии;Одной из важнейших задач бюджетного финансирования яв-ся получение максимального эффекта при минимальных затратах, что требует экономности и эффективности использования средств. Эффективность и экономность использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств. В случае необходимости дополнительного финансирования бюджетополучатель должен ориентироваться на собственные средства или искать дополнительные источники финансирования.
Безвозвратность государственных расходов.Экономическая сущность расходов бюджета прояв-ся во множестве видов расходов. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая эконом-ю природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная – их величину. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит от экономической ситуации и общественных приоритетах. Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п.
Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития. Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета.
Для уяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам: По роли в общественном производстве;Общественному назначению;Отраслям производства;Целевому назначению.
По роли в общественном производстве расходы бюджета делят на:Расходы на содержание и развитие материального производства (расходы на расширенное воспроизводство и реконструкцию, новые технологии и т.п.);Расходы на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы (текущие затраты государства – расходы на управление, военные расходы, расходы на пенсии и пособия и т.п.);Расходы на создание государственных резервов (затраты на формирование и обслуживание страховых и резервных фондов).
С помощью этих расходов госуд-во получает инструменты регулирования распределением денеж. средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с экономическими и социальными потребностями общества, и, кроме того, госуд-во как субъект экономики при помощи данного инструмента может воздействовать на стоимостную структуру общественного производства, достигать прогрессивных сдвигов в народнохозяйственных пропорциях, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики, влиять на ускорение научно-технического прогресса. Таким образом, бюджетные расходы, в силу своего перераспределительного характера, способны играть важную роль в государственном регулировании экономики и соц-ых процессов.
В соответствии с общественным назначением (экономическая группировка бюджетных расходов по экономическому назначению отражает выполняемые госуд-вом функции – эконом-ю, социальную, оборонную и т.п.) все расходы федерального бюджета подразделяются на четыре большие группы: Расходы на народное хозяйство и поддержку экономики;Расходы на социально-культурные нужды;Военные расходы;Расходы на управление.
Структура бюджетных расходов по данным группам в течение многих лет была в нашей стране относительно стабильной, демонстрируя давно установившиеся приоритеты в распределении средств бюджета. Основная масса ресурсов (около половины всех бюджетных средств) направлялась на народное хозяйство и поддержку экономики, что обеспечивало выполнение экономической функции государства; и только около трети бюджетных средств расходовалось на социально-культурные мероприятия.
Основой отраслевой группировки расходов федерального бюджета яв-ся общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности:В производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и др.; В непроизводственной по отраслям и видам общественной деятельности: на образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.п.
Такое деление государственных расходов (также как и по роли в воспроизводстве) помогает выявлять пропорции в распределении бюджетных средств, но уже по отраслям. Изменяя эти пропорции, госуд-во может добиваться нужных сдвигов в отраслевой структуре общественного производства.
Классификация расходов по целевому назначению (экономическому содержанию) яв-ся необходимой базой для осуществления финан-го контроля за использованием бюджетных средств. В федеральном бюджете сохраняется пока целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых госуд-вом. Так, в составе расходов на народное хозяйство принято выделять: затраты на капитальные вложения, дотации, операционные расходы и др. По учреждениям и организациям непроизводственной сферы – затраты на заработную плату, стипендии, медикаменты, питание, текущий и капитальный ремонт и т.д.
Одновременно с экономической классификацией расходов бюджета используются и другие группировки, в том числе и организационная, в основе которой лежит распределение ассигнований по целевым программам и уровням управления. Группировка расходов по целевым программам указывает на конкретных получателей бюджетных средств, ответственных за эффективное использование выделяемых бюджетных ресурсов. Также в экономической литературе можно встретить классификацию государственных расходов по источникам на бюджетные ассигнования, расходы за счет резервных и страховых фондов, кредитные источники финансирования (в государственном секторе экономики может быть использован и такой источник, как самофинансирование).
Перечисленные группы расходов определены по предметному признаку. Но, как уже упоминалось, государственные расходы можно классифицировать и по другим признакам (по роли в воспроизводственном процессе, по целевому назначению и др.).
Предоставление бюджетных средств осущ-ется в следующих формах:ассигнования на содержание бюджетных учреждений; средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физ-ими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам; трансферты населению, т.е. бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, компенсаций, других соц-ых выплат, установленных законод-вом Российской Федерации, законод-вом субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления;ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти; ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых орг-и государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов; бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств); субвенции и субсидии физ-им и юридическим лицам; инвестиции в уставные капитал действующих или вновь создаваемых юридических лиц; бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственным внебюджетным фондам; кредиты иностранным государствам; средства на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.
Расходы федерального бюджета – это денежные средства, направляемые на финансирование затрат общегосударственного характера. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели. Расходы федерального бюджета утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
В соответствии с действующим законод-вом в Российской Федерации исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:беспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год; функционирование федеральной судебной системы; осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные орган-ии, другие расходы в области международного сотрудничества, определяемые при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год); национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности; фундаментальные исследования и содействие научно - техническому прогрессу; государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта; государственная поддержка атомной энергетики; ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба; исследование и использование космического пространства; содержание учреждений, находящихся в федеральной собств-ти или в ведении органов государственной власти Российской Федерации; формирование федеральной собств-ти; обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации; компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других соц-ых выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законод-вом Российской Федерации за счет средств федерального бюджета; пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва; проведение выборов и референдумов Российской Федерации; федеральная инвестиционная программа; обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней; обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти; финансовая поддержка субъектов Российской Федерации; официальный статистический учет; прочие расходы.
Средства федерального бюджета используются для финансирования мероприятий регионального и местного значения, включаемых в целевые региональные и местные программы. По согласованию с региональными и местными орг-и власти совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие виды расходов:государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов; обеспечение правоохранительной деятельности; обеспечение противопожарной безопасности; научно - исследовательские, опытно - конструкторские и проектно - изыскательские работы, обеспечивающие научно - технический прогресс; обеспечение социальной защиты населения; обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности; обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба; развитие рыночной инфраструктуры; обеспечение развития федеративных и национальных отношений; обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов РФ в соответствии с законод-вом РФ; обеспечение деятельности средств массовой информации; финансовая помощь другим бюджетам; прочие расходы, находящиеся в совместном ведении РФ, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
- Классиф. Налогов и сборов. Спец.Налог.Режимы.
- Налогоп-щики и объект налог-ния ндс. Операции, освобождаемые от ндс.
- Исполнение обязан. По уплате налогов: понятие и предост-мые отсрочки.
- Понятие налогов и сборов. Принц.И функции налог.Системы рф.
- Налог. Проверки: камер-ые и выездные.
- Налоговые правонаруш.И ответ-ность за их совершение
- Налог-я база, период, ставки и механизм возмещения ндс.
- Налог на игорный бизнес. Налогоп-щики
- Объекты налог-ия:игровой стол;игровой автомат;процессинговый центр тотализатора;процессинговый центр букмекерской конторы;пункт приема ставок тотализатора;пункт приема ставок букмекерской конторы.
- Порядок уплаты налога
- Налогоп-щики, налоговые агенты и налоговые органы: понятие, права, обяз-ти.
- Налогоп-щики, объект и порядок признания доходов при расчёте налога на прибыль орган-ии.
- Порядок признания расходов при исчислении налога на прибыль орган-ии.
- Налоговые ставки, порядок исчисления и уплаты налога на прибыль орган-ии
- Налог на имущество орган-ий: налогоп-щики, порядок исчисления и уплаты налога.
- Налоговые ставки, порядок определения налог-й базы и уплаты налога на доходы физ-х лиц. Налогоп-щики: Физические лица - налоговые резиденты рф- нерезиденты, получающие доход в рф.
- Доходы, не облагаемые ндфл
- Налоговые вычеты
- Состав расходов, принимаемых к вычету, определяется этими налогоп-щиками Определение даты получения дохода
- Порядок и сроки уплаты ндфл налоговыми агентами
- Изменения в налогообложении иностранных граждан
- Общие тарифы страховых взносов (ставки пфр, фсс, ффомс) в 2013 году
- Льготные тарифы страховых взносов на 2013-2014 годы
- Тарифы страховых взносов на переходный период 2011-2019 годов
- Акцизы: понятие, налогоп-щики, объект налог-ия и налог-я база.
- Налогоп-щики - Орган-ии.Ип. Лица, деятельность которых связана с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза. Подакцизные товары
- Объект налог-ия
- Не облагается акцизом
- Налоговые ставки
- Особенности, установленные для табачных изделий
- Определение даты реализации или получения подакцизных товаров
- Налоговые вычеты
- Порядок и сроки уплаты
- Налоговые вычеты (ндфл): стандартные, социальные, имущественные, профессиональные.
- Упрощенная система налог-ия.
- Таможенные платежи: понятие, налогоп-щики, объект налог-ия.
- Классификация таможенных пошлин
- Земельный налог.
- 22. Единый сельскохозяйственный налог.
- Водный налог.
- Налогоп-щиками водного налога признаются орган-ии и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование.
- Налог на имущество физ-х лиц.
- Объект налог-ия
- Транспортный налог.
- Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
- Объекты обложения
- Порядок исчисления сборов
- Соглашение о разделе продукции.
- Система налог-ия при выполнении соглашения
- Правовое регулирование
- Освобождение от налогов и сборов
- Сущность денежного оборота. Денежная база и денежная масса. Оценка денежной массы.
- Денежная система России.
- Направления стабилизации денежной единицы
- Задачи Центрального банка.
- Функции коммерческих банков.
- Сущность и функции денег.
- Порядок открытия банковских счетов.
- Сущность, функции и роль кредитов.
- Классификация банковских кредитов.
- Порядок выдачи кредитов юридическим лицам.
- Определение кредитоспособности заемщика.
- Кредитные ресурсы коммерческих банков.
- Формы и принципы безналичных расчетов.
- Очередность платежей.
- Банк России и его надзорные функции.
- Ссудный процент, его влияние на деятельность коммерческого банка. Примерный порядок исчисления ссудного процента.
- Основные направления денежно-кредитной политики цб до 2015г.
- Процентные ставки и методы их начисления.
- Принципы банковского кредитования.
- Формы государственного кредита, классификация займов.
- Классификация финансовых рисков.
- Общая оценка динамики и структуры статей бухгалтерского баланса.
- Анализ движения денеж. Средств.
- Информационное обеспечение финан-го анализа.
- Виды и формы финан-го анализа.
- По пространственному признаку финансовый анализ подразделяется:
- По степени охвата экономической деятельности:
- Анализ эффективности деятельности орган-ии.
- Анализ деловой активности предприятия.
- Анализ финансовых результатов деятельности орган-ии.
- Текущее и оперативное финансовое план-ие.
- Анализ дебиторской задолженности и способов расчётов с покупателями.
- Оценка платежеспособности, ликвидности баланса.
- Методические подходы к количественной оценке финан-го риска.
- Бюдж-ое устройство унитарных и федеративных государств.
- Бюдж-ое план-ие и бюджетный процесс в рф.
- Принципы бюджетной системы.
- Содержание и значение государственного бюджета.
- Бюджетная политика России.
- Бюджетные кредиты.
- Бюджетный федерализм.
- Расходы государственного бюджета.
- Использование нефтегазовых доходов федерального бюджета.
- Система исполнения федерального бюджета.
- Сущность государственного бюджета и его роль в социально-экономических процессах.
- Цели и задачи финан-го менеджера.
- Базовые концепции финан-го менеджмента.
- Концепции денежного потока, временной ценности и компромисса между риском и доходностью.
- Задачи финан-го планирования.
- Функция финан-го менеджмента.
- Сущность и задачи управления капиталом.
- Принципы и задачи финан-го менеджмента.
- Источники финансирования инвестиционных проектов.
- Причины неплат-ности орган-ии.
- Критерии оценки инвестиц-ных проектов.
- Финансовые решения в условиях инфляции.
- Финансовый аспект формирования и использования оборотных средств.
- Классификация ценных бумаг
- Необходимость выпуска ценных бумаг
- Функции рынка ценных бумаг
- 88.Корпоративные ценные бумаги. Акции.
- 89.Облигации и их виды.
- 90. Дивиденд, стоимостная оценка акции и доходность.
- Доходность акций и проблемы доходности в период кризиса
- Производные ценные бумаги и их характеристика.
- Международные ценные бумаги.
- Порядок эмиссии ценных бумаг.
- Рынок ценных бумаг и его функции.
- Вексель, основные свойства и условия применения.
- Участники рынка ценных бумаг.
- Преимущ-ва и недостатки финансирования за счёт обыкновенных и привилегированных акций
- Роль финансов в кругообороте основных средств.
- Принципы орган-ии финансов на предприятии.
- 102.Основные направления государственного регулирования финансов орган-ий.
- Особенности финансов ооо, зао, оао
- План-ие выручки от реализации продукции.
- Рентабельность орган-ии. Способы ее определения.
- Прибыль орган-ии. Виды прибыли. Распределение прибыли.
- При расчете амортизации исходя из суммы чисел срока полезного использования
- 118.Финансовое план-ие и прогнозирование на предприятии.
- 120.Внебюджетные фонды и их роль в социально-экономическом развитии страны.