Сущность государственного бюджета и его роль в социально-экономических процессах.
Возникновение бюджета связано с зарождением и формированием государства, использующего его в качестве основного инструмента обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения социально-экономической политики.
Сложность выяснения сущности бюджета, прежде всего, связана с тем, что данный термин используется для обозначения различных по своей природе явлений. Одно из них выражает совок-ть финансовых отношений, обусловленных существованием основного централизованного денежного фонда страны. Другое - связано с формой практического использования бюджетных отношений, с законодательным оформлением соответствующего финан-го документа.
Рассматривать бюджет в качестве финансовой, а соответственно, и экономической категории товарного хозяйствования позволяют реальные и объективные отношения, возникающие на стадии стоимостного перераспределения, обусловленные необходимостью обеспечения непрерывности воспроизводства, как одного из способов функционирования финансов.
С овокупность денеж. отношений государства с предприятиями, учреждениями, населением, а также между орг-и государственной власти, связанных с образованием и использованием на общественные потребности основного централизованного фонда, формирует внутреннюю структуру этого фонда и равнозначно, понятию “бюджетные отношения”.
В Бюджетном Кодексе РФ бюджет определен как форма образования и расходования фонда денеж. средств, предназначенных для финан-го обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления1 .
По экономической сущности государственный бюджет это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физ-ими лицами по поводу распределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования экономики, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. По материально-вещественному воплощению - это фонд денеж. средств, по плановой форме – финансовый документ, составляемый в виде баланса доходов и расходов.
Сущность бюджета, как и любой другой экономической категории прояв-ся в двух функциях - распределительной и контрольной.
Благодаря первой происходит концентрация денеж. сре дств в р уках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Это происходит путем перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства (отраслями, территориями и т.д.), уровнями государственного управления, слоями общества. Границы действия распределительной функции очень широки, т.к. в бюджетные отношения вступают почти все участники воспроизводственного процесса.
Вторая – контрольная функция позволяет узнать, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются, сигнализирует об отклонениях в движении бюджетных средств, отображает экономические процессы , происходящие в структурных звеньях экономики. Благодаря ей , можно прогнозировать социально-экономические последствия бюджетной политики.
Д ля осуществления функций бюджета госуд-во вырабатывает бюджетный механизм, представляющий собой совок-ть форм орган-ии бюджетных отношений, методов мобилизации и использования средств общегосударственного фонда. Бюджетный механизм включает в себя бюджетную систему страны, административные органы, правовые основания в виде законов и постановлений высших органов управления страны, систему документации и отчетности и прочие реквизиты, необходимые для конкретной деятельности по исполнению доходной и расходной частей бюджета. Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осущ-ется посредством маневрирования
поступающими в распоряжение государства денежными средствами.
В зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений в структуре бюджетного механизма выделяют три звена: • механизм мобилизации денеж. сре дств в б юджетную систему страны; • механизм расходования бюджетных средств; • механизм межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов. В зависимости от особенностей управления бюджетными отношениями в бюджетном механизме выделяют следующие блоки: • бюдж-ое план-ие; • бюдж-ое прогнозирование; • бюджетный контроль и т.д. На бюджетный механизм оказывает влияние бюджетной устройства страны1 .
Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм, отражающих отдельные этапы перераспределения - доходов и расходов бюджета. Эти экономические категории различны по своим функциональным характеристикам и будут рассмотрены в соответствующих разделах учебного пособия.
Бюджет играет важную эконом-ю, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе, яв-ся инструментом возд-ия на развитие экономики и социальной сферы, выступая ускорителем, а иногда тормозом социально-экономического развития общества. Он яв-ся основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. Через него мобилизуются средства предприятий различных форм собств-ти и часть доходов населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, содержание органов государственного управления, создание государственных материальных и финансовых резервов, финансовую поддержку бюджетов субъектов федерации, погашение и обслуживание государственного долга.
П ри переходе к рыночной экономике государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Но при этом изменяются методы его возд-ия на общественное производство и сферу соц-ых отношений. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры на всей территории РФ. В условиях перехода к рыночным отношениям средства государственного бюджета, прежде всего, должны направляться на финансирование структурной перестройки экономики, выполнение комплексно-целевых программ, наращивание научно-технического потенциала, социальное развитие и социальную защиту населения.
В современных условиях наибольшим приоритетом пользуются агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплекс и транспорт. В расходах на национальную экономику более 60% составляют дотации приоритетным отраслям экономики. Большое значение имеет социальная направленность бюджетных расходов. В силу кризисного этапа переходного периода приоритетом социальной политики РФ яв-ся государственная поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных семей), а также стабилизация финансирования учреждений здравоохранения, образования и культуры. Государственный бюджет влияет на размеры частных накоплений, определение структуры доходов предприятий и реальные доходы населения. В процессе бюджетного планирования устанавливается рациональное соотношение между централизованными и децентрализованными фондами денеж. средств, определяются размеры финансовых ресурсов предприятий, а также степень участия предприятий в формировании доходов бюджетной системы.
- Классиф. Налогов и сборов. Спец.Налог.Режимы.
- Налогоп-щики и объект налог-ния ндс. Операции, освобождаемые от ндс.
- Исполнение обязан. По уплате налогов: понятие и предост-мые отсрочки.
- Понятие налогов и сборов. Принц.И функции налог.Системы рф.
- Налог. Проверки: камер-ые и выездные.
- Налоговые правонаруш.И ответ-ность за их совершение
- Налог-я база, период, ставки и механизм возмещения ндс.
- Налог на игорный бизнес. Налогоп-щики
- Объекты налог-ия:игровой стол;игровой автомат;процессинговый центр тотализатора;процессинговый центр букмекерской конторы;пункт приема ставок тотализатора;пункт приема ставок букмекерской конторы.
- Порядок уплаты налога
- Налогоп-щики, налоговые агенты и налоговые органы: понятие, права, обяз-ти.
- Налогоп-щики, объект и порядок признания доходов при расчёте налога на прибыль орган-ии.
- Порядок признания расходов при исчислении налога на прибыль орган-ии.
- Налоговые ставки, порядок исчисления и уплаты налога на прибыль орган-ии
- Налог на имущество орган-ий: налогоп-щики, порядок исчисления и уплаты налога.
- Налоговые ставки, порядок определения налог-й базы и уплаты налога на доходы физ-х лиц. Налогоп-щики: Физические лица - налоговые резиденты рф- нерезиденты, получающие доход в рф.
- Доходы, не облагаемые ндфл
- Налоговые вычеты
- Состав расходов, принимаемых к вычету, определяется этими налогоп-щиками Определение даты получения дохода
- Порядок и сроки уплаты ндфл налоговыми агентами
- Изменения в налогообложении иностранных граждан
- Общие тарифы страховых взносов (ставки пфр, фсс, ффомс) в 2013 году
- Льготные тарифы страховых взносов на 2013-2014 годы
- Тарифы страховых взносов на переходный период 2011-2019 годов
- Акцизы: понятие, налогоп-щики, объект налог-ия и налог-я база.
- Налогоп-щики - Орган-ии.Ип. Лица, деятельность которых связана с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза. Подакцизные товары
- Объект налог-ия
- Не облагается акцизом
- Налоговые ставки
- Особенности, установленные для табачных изделий
- Определение даты реализации или получения подакцизных товаров
- Налоговые вычеты
- Порядок и сроки уплаты
- Налоговые вычеты (ндфл): стандартные, социальные, имущественные, профессиональные.
- Упрощенная система налог-ия.
- Таможенные платежи: понятие, налогоп-щики, объект налог-ия.
- Классификация таможенных пошлин
- Земельный налог.
- 22. Единый сельскохозяйственный налог.
- Водный налог.
- Налогоп-щиками водного налога признаются орган-ии и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование.
- Налог на имущество физ-х лиц.
- Объект налог-ия
- Транспортный налог.
- Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
- Объекты обложения
- Порядок исчисления сборов
- Соглашение о разделе продукции.
- Система налог-ия при выполнении соглашения
- Правовое регулирование
- Освобождение от налогов и сборов
- Сущность денежного оборота. Денежная база и денежная масса. Оценка денежной массы.
- Денежная система России.
- Направления стабилизации денежной единицы
- Задачи Центрального банка.
- Функции коммерческих банков.
- Сущность и функции денег.
- Порядок открытия банковских счетов.
- Сущность, функции и роль кредитов.
- Классификация банковских кредитов.
- Порядок выдачи кредитов юридическим лицам.
- Определение кредитоспособности заемщика.
- Кредитные ресурсы коммерческих банков.
- Формы и принципы безналичных расчетов.
- Очередность платежей.
- Банк России и его надзорные функции.
- Ссудный процент, его влияние на деятельность коммерческого банка. Примерный порядок исчисления ссудного процента.
- Основные направления денежно-кредитной политики цб до 2015г.
- Процентные ставки и методы их начисления.
- Принципы банковского кредитования.
- Формы государственного кредита, классификация займов.
- Классификация финансовых рисков.
- Общая оценка динамики и структуры статей бухгалтерского баланса.
- Анализ движения денеж. Средств.
- Информационное обеспечение финан-го анализа.
- Виды и формы финан-го анализа.
- По пространственному признаку финансовый анализ подразделяется:
- По степени охвата экономической деятельности:
- Анализ эффективности деятельности орган-ии.
- Анализ деловой активности предприятия.
- Анализ финансовых результатов деятельности орган-ии.
- Текущее и оперативное финансовое план-ие.
- Анализ дебиторской задолженности и способов расчётов с покупателями.
- Оценка платежеспособности, ликвидности баланса.
- Методические подходы к количественной оценке финан-го риска.
- Бюдж-ое устройство унитарных и федеративных государств.
- Бюдж-ое план-ие и бюджетный процесс в рф.
- Принципы бюджетной системы.
- Содержание и значение государственного бюджета.
- Бюджетная политика России.
- Бюджетные кредиты.
- Бюджетный федерализм.
- Расходы государственного бюджета.
- Использование нефтегазовых доходов федерального бюджета.
- Система исполнения федерального бюджета.
- Сущность государственного бюджета и его роль в социально-экономических процессах.
- Цели и задачи финан-го менеджера.
- Базовые концепции финан-го менеджмента.
- Концепции денежного потока, временной ценности и компромисса между риском и доходностью.
- Задачи финан-го планирования.
- Функция финан-го менеджмента.
- Сущность и задачи управления капиталом.
- Принципы и задачи финан-го менеджмента.
- Источники финансирования инвестиционных проектов.
- Причины неплат-ности орган-ии.
- Критерии оценки инвестиц-ных проектов.
- Финансовые решения в условиях инфляции.
- Финансовый аспект формирования и использования оборотных средств.
- Классификация ценных бумаг
- Необходимость выпуска ценных бумаг
- Функции рынка ценных бумаг
- 88.Корпоративные ценные бумаги. Акции.
- 89.Облигации и их виды.
- 90. Дивиденд, стоимостная оценка акции и доходность.
- Доходность акций и проблемы доходности в период кризиса
- Производные ценные бумаги и их характеристика.
- Международные ценные бумаги.
- Порядок эмиссии ценных бумаг.
- Рынок ценных бумаг и его функции.
- Вексель, основные свойства и условия применения.
- Участники рынка ценных бумаг.
- Преимущ-ва и недостатки финансирования за счёт обыкновенных и привилегированных акций
- Роль финансов в кругообороте основных средств.
- Принципы орган-ии финансов на предприятии.
- 102.Основные направления государственного регулирования финансов орган-ий.
- Особенности финансов ооо, зао, оао
- План-ие выручки от реализации продукции.
- Рентабельность орган-ии. Способы ее определения.
- Прибыль орган-ии. Виды прибыли. Распределение прибыли.
- При расчете амортизации исходя из суммы чисел срока полезного использования
- 118.Финансовое план-ие и прогнозирование на предприятии.
- 120.Внебюджетные фонды и их роль в социально-экономическом развитии страны.