logo search
Lektsii_Nalogi_i_nalogooblozhenie-_2011

2. Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции (глава 36 нк рб)

Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции введен на территории Беларуси в 1999г. с целью упрощения налоговой системы государства в целом и системы налогообложения производителей сельскохозяйственной продукции, в частности.

Плательщиками единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции признаются перешедшие на применение единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции:

- организации, производящие на территории Республики Беларусь сельскохозяйственную продукцию;

- организации, у которых есть филиалы и иные обособленные подразделения по производству сельскохозяйственной продукции, имеющие отдельный баланс и для совершения операций которых юридическим лицом открыт банковский счет с предоставлением права распоряжаться таким счетом должностным лицам обособленных подразделений, - в части этой деятельности.

Уплата единого налога освобождает производителей сельскохозяйственной продукции от основных налоговых обязательств перед бюджетом, бюджетными и внебюджетными фондами. Для плательщиков единого налога сохраняется общий порядок уплаты государственной пошлины, таможенных платежей, обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения, акцизов, НДС, налога на прибыль в виде дивидендов.

Переход на единый налог осуществляется по желанию плательщика. Производители сельскохозяйственной продукции, изъявившие желание перейти на уплату единого налога, должны представить в налоговую службу по месту учета в качестве плательщика заявление установленного образца и сведения о своей финансово-хозяйственной деятельности не позднее 1-го числа месяца, предшествующего кварталу, с которого они же­лают перейти на уплату единого налога. При этом у претендентов на переход к единому налогу выручка от реализации произведенной ими продукции рас­тениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства должна составлять не менее 50 % общей выручки за преды­дущий финансовый год. Приве­денное требование к структуре выручки не предъявляется к вновь созданным предприятиям. Решение о переводе на единый налог или мотивированный отказ от перехода к нему выносится налоговой службой в 10-дневный срок со дня подачи заявления.

Объектом налогообложения единым налогом признается осуществление деятельности по производству сельскохозяйственной продукции.

Налоговая база единого налога - валовая выручка, полученная за налоговый период, определяемая как сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов.

В целях поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств в течение 3 лет с момента их регистрации предусмотрено льгот­ное определение валовой выручки, облагаемой единым нало­гом (в валовую выручку не включается выручка от реализации продукции растение­водства (кроме цветов и декоративных растений), животно­водства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчело­водства).

Ставка единого налога составляет 1 % (с 01.01.2011г. по указу №34 от 24.01. 2011) от валовой выручки (в 2010г. применялась ставка, равная 2 %).

Основания для прекращения использования единого налога:

1) желание плательщика вернуться к общей системе налогообложения (для этого необходимо подать соответствующее заявление не позднее 1-го числа месяца, предшествующего кварталу, с которого решено перейти на общий порядок налогообложения);

2) несоблюдение плательщиком требования к структуре выручки. Переход на общий порядок налогообложения осуществляется по инициативе налоговой службы - с начала нового финансового года, следующего за годом, в котором не соблюден названный критерий.

Производители сельскохозяйственной продукции, перешедшие в текущем финансовом году на общий порядок налогообложения, не вправе в этом же году вновь претендовать на переход к единому налогу. Налоговым периодом единого налога признается календарный квартал. Сумма единого налога определяется как произведение налоговой базы и ставки единого налога. Плательщики представляют налоговым органам по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) по единому налогу не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Уплата единого налога производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Сумма единого налога зачисляется в доход местного бюджета областей и г. Минска

3.Налог на игорный бизнес (глава 37 НК РБ)

Налог на игорный бизнес введен Декретом Президента Республики Беларусь от 1 декабря 1998г. № 21 «О мерах по упорядочению игорного бизнеса в Республике Беларусь». Игорный бизнес представляет собой предпринимательскую деятельность, которая не сопровождается реализацией продукции (товаров, работ, услуг) и связана с извлечением игорным заведением дохода от организации азартных игр и пари в виде выигрыша и платы за их проведение. Под игорным заведением понимается предприятие, в котором на основании лицензии (выдаваемой МНС РБ) на осуществление предпринимательской деятельности в области игорного бизнеса проводятся азартные игры и (или) принимаются ставки на пари: казино, тотализатор, букмекерская контора, зал игровых автоматов и иные игорные дома (места).

Плательщиками налога на игорный бизнес являются юридические лица РБ. Объектами налогообложения налогом на игорный бизнес признаются: игровые столы; игровые автоматы; кассы тотализаторов; кассы букмекерских контор. Доходы, полученные плательщиками от игорного бизнеса, не признаются объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость, за исключением НДС, взимаемого при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, и налогом на прибыль. При осуществлении видов деятельности, не относящихся к игорному бизнесу, плательщики уплачивают по этим видам деятельности налоги, сборы (пошлины) в порядке, установленном налоговым кодексом.

Общее количество объектов налогообложения налогом на игорный бизнес каждого вида подлежит обязательной регистрации по письменному заявлению плательщика в налоговых органах по месту постановки на учет до их установки (использования) с обязательной выдачей свидетельства о регистрации общего количества объектов налогообложения. В свидетельстве указывается количество объектов налогообложения каждого вида, принимаемое для определения сумм налога на игорный бизнес, и их местонахождение. Форма свидетельства утверждается Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь. Заверенная налоговым органом копия свидетельства должна храниться по месту нахождения объектов налогообложения налогом на игорный бизнес. Объекты налогообложения налогом на игорный бизнес считаются зарегистрированными с даты выдачи свидетельства. Изменение в игорном заведении общего количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес разрешается только после регистрации этого изменения в налоговых органах.

Налоговая база налога на игорный бизнес определяется как максимальное количество объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, зарегистрированных в налоговых органах в течение отчетного месяца.

Ставки налога на игорный бизнес установлены в фиксированных размерах на единицу объекта налогообложения (указ Президента Республики Беларусь от 19.11.2010 № 599): 16 780 000 рублей – игровой стол;

639 000 рублей – игровой автомат;

5 719 000 рублей – касса тотализатора;

1 720 000 рублей – касса букмекерской конторы.

При наличии у игрового стола более одного игрового поля ставка налога на игорный бизнес увеличивается кратно количеству игровых полей.

Налоговым периодом налога на игорный бизнес признается календарный месяц.

Сумма налога на игорный бизнес исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки, установленной на соответствующий объект налогообложения.

Плательщики представляют налоговым органам по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) по налогу на игорный бизнес не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Уплата налога на игорный бизнес производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем.