Способы и методы проведения проверок налоговыми органами
С 1 января 2010 г. вступил в силу Указ Президента от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». В развитие Указа № 510 принято постановление МНС от 31.12.2009 № 88 «О методах и способах проведения проверок налоговыми органами», которым предусмотрено, что должностные лица налоговых органов могут использовать методы документальной и фактической, сплошной и (или) выборочной проверки.
Методом документальной проверки осуществляются:
1) изучение действующей у проверяемого субъекта системы внутрихозяйственного учета, контроля и экономического анализа;
2) исследование документов в целях установления соблюдения требований законодательства по совершенным хозяйственным и финансовым операциям;
3) анализ первичных учетных и расчетных документов с целью определения их подлинности, принадлежности и соответствия установленным требованиям;
4) сопоставление данных бухгалтерского и (или) налогового учета с данными отчетности, данных учета и отчетности с соответствующими плановыми данными (сметой, балансом доходов и расходов и др.);
5) соотнесение записей, документов и фактических данных по одним операциям с записями, документами и фактическими данными по связанным с ними другим операциям проверяемого субъекта и (или) с записями, документами и фактическими данными, полученными от других организаций и физических лиц;
6) сличение имеющихся у проверяемого субъекта выписок банка по текущим (расчетным, валютным и др.) счетам с подлинными записями по этим счетам в банке, а также ознакомление с документами, послужившими основанием для производства таких записей;
7) оценка заключенных сделок требованиям законодательства Республики Беларусь по форме, содержанию и исполнению.
Под методом фактической проверки следует понимать установление действительного, реального состояния какого-либо материального объекта, операции, деяния, процесса, явления или события путем пересчета, взвешивания, обмера, лабораторного анализа и иных приемов, позволяющих получить данные (информацию) о характеристиках этого объекта, операции, деяния, процесса, явления, события и (или) их состоянии.
Методом сплошной проверки осуществляется анализ всех взаимосвязанных финансово-хозяйственных операций и документов, которыми оформлялись эти операции.
Методом выборочной проверки осуществляется анализ части документов. В ходе экономического анализа отдельные записи бухгалтерского (налогового) учета сверяются с взаимосвязанными первичными документами, выявляются неверно отраженные (не отраженные) в учете факты финансово-хозяйственной деятельности, выясняются причины ошибок и искажений, осуществляется проверка соблюдения субъектом правил учета хозяйственных операций. Если выборочной проверкой устанавливаются нарушения законодательства, то проверяющему предоставлено право принятия решения о проведении проверки сплошным методом (способом).
Проверки при отсутствии у проверяемого субъекта документов
При отсутствии у проверяемого субъекта документов бухгалтерского, налогового учета и (или) других документов, связанных с налогообложением налоговому органу предоставлено право в пределах своей компетенции определять размер причитающихся к уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) двумя способами:
1)на основании сведений о движении денежных средств по счетам в банке и (или) сведений о проверяемом субъекте, полученных от других государственных органов, юридических и физических лиц;
2)расчетным методом на основании сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих аналогичные виды деятельности.
Способами осуществления налоговыми органами проверок являются:
проведение встречных проверок;
осмотр используемых для осуществления деятельности территорий, помещений и иных объектов плательщика (иного обязанного лица). Такой осмотр осуществляется для определения соответствия фактических данных об объектах документальным данным, представленным проверяемым субъектом (имеющимся у него). Доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение плательщика (иного обязанного лица) осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и предписания на проведение проверки этого плательщика (иного обязанного лица).
Осмотр используемых для осуществления деятельности территорий или помещений плательщика (иного обязанного лица) либо иных объектов производится в присутствии плательщика (иного обязанного лица) или его представителя, а осмотр помещений, где хранятся товарно-материальные ценности, - в присутствии материально ответственного лица. При невозможности обеспечить присутствие материально ответственного лица осмотр производится с участием работников плательщика (иного обязанного лица) - организации, определенных его руководителем, и (или) не менее двух понятых. Лица, присутствующие при проведении осмотра, также подписывают документы, составленные по его результатам.
При недопущении должностного лица налогового органа, проводящего проверку, на указанные территории или в помещения должностным лицом налогового органа составляется подписываемый этим лицом и плательщиком (иным обязанным лицом) или его представителем акт. При отказе плательщика (иного обязанного лица) или его представителя подписать акт в нем делается соответствующая запись.
Незаконное воспрепятствование доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих проверку, на территорию или в помещение плательщика (иного обязанного лица) влечет ответственность, предусмотренную законодательными актами;
проведение личного досмотра;
контрольный обмер выполненных объемов работ и произведенных затрат на объектах строительства (в т.ч. реконструкции, ремонта, реставрации, благоустройства);
назначение инвентаризации имущества плательщика (иного обязанного лица). Единый порядок проведения инвентаризации активов и обязательств установлен в Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Минфина от 30.11.2007 № 180;
контрольная закупка товарно-материальных ценностей либо контрольное оформление заказов на выполнение работ (оказание услуг)— это способ контроля, выраженный в искусственном создании контролирующими органами ситуации по приобретению товарно-материальных ценностей, оформлению заказов на выполнение работ, оказание услуг без цели их приобретения (потребления) или последующей реализации (п. 2 Положения Указа № 510). Порядок проведения контрольных закупок товарно-материальных ценностей, контрольного оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг регламентирован постановлением Совмина от 30.04.2009 № 554 «О порядке проведения контрольных закупок товарно-материальных ценностей, контрольного оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг»;
иные определенные законодательными актами способы.
Проверки, проводимые налоговыми органами, подразделяются на плановые и внеплановые. Под плановой проверкой понимается проверка, включенная в координационный план контрольной (надзорной) деятельности. Внеплановой проверкой является проверка, не включенная в координационный план контрольной (надзорной) деятельности. О назначении плановой проверки проверяемый субъект должен быть письменно уведомлен не позднее чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения. Включение в координационный план осуществляется в зависимости от отнесения субъекта к группе риска. Критерии отнесения проверяемых субъектов к группе риска разделены по сферам контроля (надзора): финансово-хозяйственная деятельность; внешнеэкономическая деятельность; банковская деятельность; лицензируемая деятельность; здравоохранение; строительная деятельность; иные сферы контроля.
На основе анализа информации, имеющейся в контролирующем органе, в соответствии с установленными критериями субъекты могут быть отнесены к высокой, средней или низкой группе риска. Отнесение субъекта к определенной группе риска влияет на периодичность плановых проверок:
высокая группа риска - не чаще одного раза в течение календарного года;
средняя группа риска - не чаще одного раза в 3 года;
низкая группа риска - по мере необходимости, но не чаще одного раза в 5 лет.
Указанный период удлиняется, если по результатам проведенной плановой проверки контролирующим органом нарушений законодательства установлено не будет.
Внеплановые проверки назначаются:
1) по поручениям Президента Республики Беларусь, Президиума Совета Министров Республики Беларусь, Председателем Комитета государственного контроля Республики Беларусь и его заместителями, председателями комитетов государственного контроля областей в пределах их компетенции, Генеральным прокурором Республики Беларусь и его заместителями в пределах компетенции, руководителем (или уполномоченным заместителем) МНС Республики Беларусь;
2) руководителем территориального налогового органа или его уполномоченным заместителем в пределах компетенции.
- Лекции «Налоги и налогообложение» 2011 год
- Тема 1.Экономическое содержание и сущность налогов
- 2 Принципы и методы налогообложения
- Тема 2: Налоговая система и основные налоговые термины
- 2.1 Понятие и сущность налоговой системы. Особенности формирования налоговой системы Республики Беларусь
- 2.2Элементы налога и налоговая терминология
- 2.4 Налоговые органы Республики Беларусь и их взаимодействие с другими государственными органами
- 2.5 Классификация налогов
- 2.6 Налоговые льготы: понятие, виды, особенности применения в Республике Беларусь
- Тема 3:Характеристика субъектов и объектов налогообложения.
- 1. Виды налогооблагаемой деятельности и классификация субъектов налогообложения.
- 2. Права и обязанности плательщиков налогов и сборов.
- 3 Характеристика объектов налогообложения
- Тема 4: Налоговое обязательство
- 1.Понятие налогового обязательства
- 3. Принудительное исполнение налогового обязательства
- 4. Зачет и возврат излишне уплаченных и излишне взысканных сумм налогов, сборов, пошлин
- Тема 5: Налоговый учет и контроль
- 1.Постановка на учет плательщиков налогов и сборов
- 3. Налоговые декларации.
- 4. Понятие налогового контроля, виды и способы проведения проверок налоговыми органами
- Способы и методы проведения проверок налоговыми органами
- Результаты проверки
- Тема 6: Налоги на товары и услуги
- 1 Налог на добавленную стоимость (ндс)
- 2 Акцизы
- 1. Экологический налог. Правовая основа: Налоговый кодекс рб, глава 19.
- 2. Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов
- 3. Земельный налог
- 5. Налог на недвижимость
- 6. Прочие сборы (пошлины) и отчисления
- Тема 8: Прямые налоги
- 1. Налог на прибыль организаций в Республике Беларусь.
- 2. Налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство
- Тема 9: Таможенные платежи
- 1 Общие правила уплаты таможенных платежей
- 2 Таможенные пошлины: сущность, назначение, классификация, виды ставок, критерии дифференциации ставок, порядок расчета пошлин
- 3 Таможенные сборы: виды, ставки, порядок расчета и уплаты
- Тема 10: Специальные режимы налогообложения
- 1. Упрощенная система налогообложения (усн) субъектов малого предпринимательства (глава 34 нк рб)
- 2. Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции (глава 36 нк рб)
- 4. Налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности (глава 38 нк рб)
- Особенности налогообложения в свободных экономических зонах (сэз)
- Тема 12: Местные налоги и сборы
- 1Общая характеристика местного налогообложения
- Тема 13: Налогообложение физических лиц
- 1.Общая характеристика налогов и сборов с физических лиц
- 2.Подоходный налог с физических лиц
- Особенности исчисления, порядок и сроки уплаты подоходного налога с физических лиц белорусскими индивидуальными предпринимателями.
- 3 Прочие налоги с населения
- 3.1 Земельный налог с физических лиц
- 3.3.Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц
- Тема 14: Управление налогообложением в организациях
- 1.Налоговая политика фирмы. Понятие, необходимость и принципы налогового планирования.
- 2.Оптимизация налоговых обязательств: методы и основные элементы налогового планирования
- 3. Ответственность плательщиков налогов и сборов за совершение налоговых правонарушений