logo
Lektsii_Nalogi_i_nalogooblozhenie-_2011

1.Налоговая политика фирмы. Понятие, необходимость и принципы налогового планирования.

Налоговое планирование – это целенаправленные действия плательщика налогов, направленные на уменьшение его обязательств в виде налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей.

Необходимость и объем налогового планирования напрямую связаны с величиной налоговой нагрузки конкретного предприятия. Она рассчитывается по формуле:

НН = Н начисл. / В валов. х 100,

где НН – налоговая нагрузка (налоговое бремя), %;

Н начисл. – сумма налогов, начисленная за отчетный период;

В валов. – валовая выручка организации за отчетный период.

Доказано на практике, что при налоговой нагрузке от 10 до 15% необходимость в налоговом планировании минимальна. Если уровень налоговой нагрузки 20% и выше, то необходимо иметь специального работника или группу работников на предприятии, которые будут заниматься налоговым планированием. Налоговое планирование становится частью общей системы финансового управления и контроля. Обязательна специальная подготовка (планирование) контрактных схем, типовых, крупных и долгосрочных контрактов. Требуется наличие специально подготовленного персонала, контроль и руководство со стороны финансового директора, абонентское обслуживание в специализированной компании.

Под налоговой политикой понимают совокупность принципов, которых фирма должна придерживаться для достижения поставленных целей в области налогов, реализуя мероприятия налогового планирования. Их соблюдение создает предпосылки для эффективной работы предприятия и уменьшает возможность отрицательных последствий. Рассмотрим содержание основных принципов налогового планирования в организации.

1. Принцип законности, т.е. строгое соблюдение требований действующего законодательства при определении налоговых обязательств предприятия, исчислении и уплате налогов. Налоговое планирование исключает применение любых форм уклонения от налогов. Необходимо проанализировать все используемые в том или ином методе юридически значимые документы на предмет соответствия их требованиям действующего законодательства. Следует уделять пристальное внимание документальному оформлению операций, так как небрежность в оформлении или отсутствие необходимых документов может послужить формальным основанием для переквалификации налоговыми органами всей операции и как следствие привести к применению более обременительного для организации налогообложения.

2. Принцип оперативности. Разработанная предприятием налоговая политика не может быть неизменной и должна оперативно корректироваться с учетом всех изменений в действующем законодательстве, и, прежде всего, в системе налогообложения. Причем корректироваться должны не только основные направления налоговой политики, но и виды хозяйственной деятельности фирмы. Принцип оперативности тесно связан с прогнозированием будущих правовых и налоговых нововведений. В этой связи предприятию необходимо учитывать такой фактор, как налоговые риски. Они могут быть связаны с изменениями в налоговой политике страны, установлением новых форм обложения, изменением ставок, введением новых налогов, отменой налоговых льгот и т.д.

3. Принцип оптимальности. Его суть заключается в том, что применение механизмов, уменьшающих размер налоговых обязательств, не должно причинять ущерба стратегическим целям предприятия, интересам его собственников. Поддержание оптимального соотношения между величиной налоговых платежей и величиной прибыли, остающейся в распоряжении предприятия для осуществления его финансовой и инвестиционной политики, расширения текущей деятельности, - вот один из главных элементов налогового планирования. Если цель деятельности коммерческого предприятия – извлечение прибыли, то сведение этой прибыли до минимума только ради того, чтобы государство получило меньше налогов, лишает смысла существование предприятия.

4.Принцип разумности. Разумность в налоговой оптимизации означает, что «всё хорошо в меру». Полностью исключить уплату налогов нельзя, а применение необдуманных налоговых схем влечет применение налоговых санкций со стороны государства.

5.Цена решения. Выгода, получаемая от налоговой оптимизации, должна значительно превосходить затраты, которые необходимо осуществить для реализации данного решения.

6.Комплексный подход. Выбрав метод снижения какого-либо налога, необходимо проверить, не приведет ли его применение к увеличению других налоговых платежей.

7. Раздел объектов налогообложения. Для разных объектов налогообложения нужно использовать различные структуры (например, дочерние фирмы), каждая из которых снижает тот или иной налог наиболее существенно. Использование этого принципа позволяет не только уменьшать налоги, но зачастую и увеличивает надежность бизнеса.

8.Индивидуальный подход. Только изучив все особенности деятельности организации, можно рекомендовать тот или иной метод снижения налогов. Механически переносить одну и ту же схему с одной организации в другую нельзя.

Современный механизм экономики и бесконечные изменения в области налогового законодательства вынуждают налогоплательщика искать новые подходы и способы снижения налоговых обязательств так, чтобы, не нарушив закон, вести производственную, коммерческую деятельность с минимальными налоговыми платежами и на более выгодных для налогоплательщика условиях.