logo
Lektsii_Nalogi_i_nalogooblozhenie-_2011

3. Ответственность плательщиков налогов и сборов за совершение налоговых правонарушений

Осуществляя мероприятия налогового менеджмента, необходимо помнить, что плательщики налогов, сборов несут ответственность за соблюдение налогового законодательства. В соответствии с действующим законодательством за совершение налоговых правонарушений предусматриваются следующие виды ответственности юридических лиц (ЮЛ), их должностных лиц, индивидуальных предпринимателей (ИП) и иных физических лиц: административная и уголовная. Уголовная ответственность в отношении должностных лиц наступает, если в результате налогового правонарушения нанесен ущерб организациям, гражданам или государству в особо крупных размерах (свыше 1000 базовых величин). Меры административной ответственности предусмотрены Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) от 21 апреля 2003 года. Различаются они в зависимости от вида нарушений и их повторяемости, типа плательщика, степени его вины, имущественного положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность. Административная ответственность наступает за совершение плательщиком, налоговым агентом, иным обязанным лицом одного из следующих налоговых правонарушений:

1) нарушение срока представления налоговой декларации (расчета);

2) неуплата или неполная уплата суммы налога, сбора (пошлины), таможенного платежа в установленный срок;

3) неуплата или неполная уплата суммы налога, сбора (пошлины), совершённая путём занижения, сокрытия налоговой базы;

4) невыполнение или выполнение не в полном объёме налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора;

5) нарушение срока постановки на учёт в налоговом органе;

6) нарушение правил учёта объектов налогообложения и (или) доходов, расходов, других элементов налогового учета;

7) осуществление деятельности организацией или ИП без постановки на учет в налоговом органе;

8) другие налоговые нарушения согласно КоАП РБ.

Согласно КоАП за допущенные административные правонарушения налагается административное взыскание в виде штрафа, величина которого может быть определена в базовых величинах и (или) в процентах. Например, неуплата или неполная уплата суммы налога, сбора (пошлины) плательщиком, налоговым агентом, иным обязанным лицом влекут наложение штрафа на ИП в размере 20 % от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее 2 базовых величин (БВ), а на ЮЛ – в размере 20 % от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее 10 БВ. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: добровольное возмещение или устранение причиненного вреда либо исполнение возложенной на лицо обязанности; совершение административного правонарушения вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств. Протокол об административном правонарушении не составляется при наличии исключительных обстоятельств: признание вины, согласие на уплату штрафа и возмещение причиненного вреда. При этом в отношении физического лица применяется штраф в размере низшего предела, предусмотренного санкцией статьи КоАП. По налоговым нарушениям (за исключением выявленных в результате камеральных налоговых проверок) суммы штрафов исчисляются с суммы превышения доначисленных налогов, сборов (пошлин) по итогам календарного года (его части) над суммой налогов, сборов (пошлин), уменьшенных за тот же период. Административное взыскание не налагается за неуплату, неполную уплату суммы налога, сбора в установленный срок, если плательщик уплатил причитающуюся сумму налогов, сборов (пошлин) до назначения проверки, в результате которой может быть обнаружена такая неуплата или неполная уплата. Штрафные санкции применяются к налогоплательщикам по каждому году отдельно. При этом может действовать обратная сила закона, если на момент выявления правонарушения акты законодательства смягчают или отменяют ответственность за нарушения порядка налогообложения.

Указом Президента № 510 от 16.10.2009г. установлено освобождение субъектов от административной ответственности при совершении незначительных нарушений в случае их полного устранения. Так, не являются административными нарушениями неуплата или неполная уплата налогов (сборов, пошлин) в размере не более 1% от самостоятельно исчисленных плательщиком сумм налогов (сборов, пошлин) по итогам каждого календарного года.

В случае исполнения налогового обязательства в более поздние сроки по сравнению с установленными налоговым законодательством плательщик обязан уплатить пени. Наложение административных взысканий по результатам налоговых проверок не приостанавливает начисление пеней за просрочку платежа до внесения их в бюджет Республики Беларусь.

Уплата штрафа за административные правонарушения производится за счет средств, остающихся в распоряжении субъекта предпринимательской деятельности после уплаты налогов. При недостаточности денежных средств на счетах плательщика взыскание обращается на его другие активы или имущество в соответствии с действующим законодательством. Налоговые органы имеют право налагать арест на имущество плательщиков с целью обеспечения взыскания в судебном порядке примененных к ним штрафов. Достаточным основанием для ареста имущества может быть наличие не исполненного в установленный срок налогового обязательства, неуплаченных штрафов и пеней.