2. Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов
Порядок исчисления и уплаты налога за добычу (изъятие) природных ресурсов регламентирован положениями главы 20 НК.
Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов по своей сути является платой за природопользование, используется в качестве инструмента организации эффективного природопользования. Это республиканский налог, формирующий местные бюджеты (областные и базового уровня).
Плательщиками налога за добычу (изъятие) природных ресурсов признаются организации и индивидуальные предприниматели. Плательщиками не признаются бюджетные организации.
Объектом налогообложения налогом за добычу (изъятие) природных ресурсов признается добыча (изъятие) природных ресурсов: песка формовочного, стекольного, строительного; песчано-гравийной смеси; камня строительного, облицовочного; воды (поверхностной и подземной); минеральной воды, полиметаллического водного концентрата, минерализованной воды, добываемой для поддержания пластового давления при добыче нефти; грунта для земляных сооружений; глины и трепелов; бентонитовых глин; соли калийной, поваренной; нефти; мела и доломита; гипса (ангидрита); железных руд; торфа влажностью 40 процентов; сапропелей влажностью 60 процентов; мореного дуба; янтаря; золота; виноградной улитки; личинок хирономид.
Налоговая база налога за добычу (изъятие) природных ресурсов определяется как фактический объем добываемых (изымаемых) природных ресурсов.
Ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов устанавливаются в белорусских рублях в размерах согласно приложению 10 к налоговому кодексу.
С целью организации эффективного природопользования устанавливаются для каждого природопользователя годовые лимиты добычи природных ресурсов, контроль за их соблюдением позволяет реализовать регулирующую функцию экологического налога. За превышение установленных лимитов (объемов) добычи (изъятия) природных ресурсов либо добычу (изъятие) природных ресурсов без установленных в соответствии с законодательством лимитов (объемов) налог за добычу (изъятие) природных ресурсов взимается в десятикратном размере установленной ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов.
Налоговым периодом налога за добычу (изъятие) природных ресурсов признается календарный квартал. Сумма налога за добычу (изъятие) природных ресурсов исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки. Плательщики ежеквартально представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Уплата налога за добычу (изъятие) природных ресурсов производится ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Сумма налога за добычу (изъятие) природных ресурсов может исчисляться плательщиками исходя из установленных годовых лимитов и соответствующих ставок налога за добычу (изъятие) природных ресурсов. Плательщики, осуществляющие исчисление и уплату налога за добычу (изъятие) природных ресурсов исходя из установленных годовых лимитов представляют в налоговый орган налоговые декларации (расчеты):
1) не позднее 20 апреля календарного года, исходя из установленного годового лимита. Уплата налога за добычу (изъятие) природных ресурсов производится ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в размере одной четвертой исчисленной суммы налога за добычу (изъятие) природных ресурсов;
2) не позднее 20 января года, следующего за истекшим годом, на основании фактических годовых объемов добычи (изъятия) природных ресурсов и не позднее 22 января года, следующего за истекшим, производят доплату налога за добычу (изъятие) природных ресурсов. При этом в случае, когда указанные объемы не превышают установленных годовых лимитов, излишне уплаченные суммы налога за добычу (изъятие) природных ресурсов подлежат зачету либо возврату плательщикам.
Суммы налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в пределах установленных лимитов и в случаях, если законодательством установление лимитов не предусмотрено, включаются организациями и индивидуальными предпринимателями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.
Суммы налога за добычу (изъятие) природных ресурсов сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов в случаях, когда необходимость их установления предусматривается законодательством, не включаются плательщиками в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.
- Лекции «Налоги и налогообложение» 2011 год
- Тема 1.Экономическое содержание и сущность налогов
- 2 Принципы и методы налогообложения
- Тема 2: Налоговая система и основные налоговые термины
- 2.1 Понятие и сущность налоговой системы. Особенности формирования налоговой системы Республики Беларусь
- 2.2Элементы налога и налоговая терминология
- 2.4 Налоговые органы Республики Беларусь и их взаимодействие с другими государственными органами
- 2.5 Классификация налогов
- 2.6 Налоговые льготы: понятие, виды, особенности применения в Республике Беларусь
- Тема 3:Характеристика субъектов и объектов налогообложения.
- 1. Виды налогооблагаемой деятельности и классификация субъектов налогообложения.
- 2. Права и обязанности плательщиков налогов и сборов.
- 3 Характеристика объектов налогообложения
- Тема 4: Налоговое обязательство
- 1.Понятие налогового обязательства
- 3. Принудительное исполнение налогового обязательства
- 4. Зачет и возврат излишне уплаченных и излишне взысканных сумм налогов, сборов, пошлин
- Тема 5: Налоговый учет и контроль
- 1.Постановка на учет плательщиков налогов и сборов
- 3. Налоговые декларации.
- 4. Понятие налогового контроля, виды и способы проведения проверок налоговыми органами
- Способы и методы проведения проверок налоговыми органами
- Результаты проверки
- Тема 6: Налоги на товары и услуги
- 1 Налог на добавленную стоимость (ндс)
- 2 Акцизы
- 1. Экологический налог. Правовая основа: Налоговый кодекс рб, глава 19.
- 2. Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов
- 3. Земельный налог
- 5. Налог на недвижимость
- 6. Прочие сборы (пошлины) и отчисления
- Тема 8: Прямые налоги
- 1. Налог на прибыль организаций в Республике Беларусь.
- 2. Налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство
- Тема 9: Таможенные платежи
- 1 Общие правила уплаты таможенных платежей
- 2 Таможенные пошлины: сущность, назначение, классификация, виды ставок, критерии дифференциации ставок, порядок расчета пошлин
- 3 Таможенные сборы: виды, ставки, порядок расчета и уплаты
- Тема 10: Специальные режимы налогообложения
- 1. Упрощенная система налогообложения (усн) субъектов малого предпринимательства (глава 34 нк рб)
- 2. Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции (глава 36 нк рб)
- 4. Налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности (глава 38 нк рб)
- Особенности налогообложения в свободных экономических зонах (сэз)
- Тема 12: Местные налоги и сборы
- 1Общая характеристика местного налогообложения
- Тема 13: Налогообложение физических лиц
- 1.Общая характеристика налогов и сборов с физических лиц
- 2.Подоходный налог с физических лиц
- Особенности исчисления, порядок и сроки уплаты подоходного налога с физических лиц белорусскими индивидуальными предпринимателями.
- 3 Прочие налоги с населения
- 3.1 Земельный налог с физических лиц
- 3.3.Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц
- Тема 14: Управление налогообложением в организациях
- 1.Налоговая политика фирмы. Понятие, необходимость и принципы налогового планирования.
- 2.Оптимизация налоговых обязательств: методы и основные элементы налогового планирования
- 3. Ответственность плательщиков налогов и сборов за совершение налоговых правонарушений