6. Прочие сборы (пошлины) и отчисления
Отчисления в инновационные фонды
Правовая основа: Указ Президента Республика Беларусь от 07.12.2009 № 596 «О некоторых вопросах формирования и использования средств инновационных фондов» (в ред. Указа от 07.06.2011 №232).
Плательщиками отчислений в инновационные фонды являются организации, находящиеся в ведении республиканского или коммунального органа государственного управления и хозяйственные общества, не входящие в состав подчиненных Правительству Республики Беларусь организаций, но имеющие доли (акции) государственной собственности в уставном фонде. Взносы осуществляются пропорционально доле государства в уставном фонде организации. Размеры отчислений в инновационные фонды утверждены Указом Президента РБ. Предельный размер отчислений – 0.25% от себестоимости товаров, работ, услуг. Для отдельных распорядителей инновационных фондов установлены повышенные размеры отчислений, а также предоставлена возможность организациям, подведомственным этим распорядителям, направлять в инновационные фонды часть прибыли, остающейся после налогообложения.
Под себестоимостью для целей определения отчислений в инновационные фонды понимаются себестоимость (С реализ.) реализованной продукции (работ, услуг) и (или) сумма издержек обращения реализованных товаров за каждый истекший квартал, без учета отчислений в инновационные фонды.
Исчисление отчислений в инновационные фонды производится ежеквартально по установленным распорядителями средств инновационных фондов нормативам (не выше чем по Указу Президента) по формуле:
О иннов. = С реализ. х Ст / 100,
где Ст – ставка отчислений в инновационный фонд.
Уплата отчислений в инновационные фонды осуществляется не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
Организации, участвующие в формировании инновационных фондов, отражают информацию об исчисленных суммах отчислений в инновационные фонды (за исключением сумм отчислений из прибыли) в налоговой декларации по налогу на прибыль и отчислениям в инновационные фонды в сроки, установленные законодательством для налога на прибыль.
Суммы отчислений включаются организациями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении.
Организации не производят отчисления в инновационные фонды в части:
1) работ по строительству жилья;
2)оказываемых населению жилищно-коммунальных услуг, услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования.
Средства инновационных фондов используются для финансирования мероприятий по реализации программы инновационного развития Республики Беларусь, по подготовке и освоению производства новых видов наукоемкой продукции, проведению опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ, реализации отраслевых программ по энергосбережению, внедрению новых энергоэффективных технологий и оборудования.
Гербовый сбор
В соответствии с гл.25 НК за осуществление операций с простыми и переводными векселями, их копиями, экземплярами переводного векселя взимается гербовый сбор.
Плательщиками гербового сбора признаются организации и физические лица.
Объектами обложения данным сбором являются:
передача и получение простых и переводных векселей, их копий и экземпляров переводных векселей в целях изменения права собственности или иных вещественных прав на них, в т. ч. при выдаче, индоссировании, авалировании простых и переводных векселей;
предъявление к оплате составленного (выданного), индоссированного или авалированного вРБ простого и переводного векселя, информация о которых не представлена в РУП «Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг» (далее – Депозитарий).
Таким образом, гербовый сбор уплачивает и передающая и принимающая вексель сторона. Налоговой базой гербового сбора признается:
а) вексельная сумма, в пределах которой плательщик сбора отвечает по векселю, а при невозможности определения этой суммы – наибольшая сумма, обозначенная в векселе;
б) сумма, предъявленная к оплате векселя (при наличии объекта обложения, указанного во втором пункте).
Гербовый сбор взимается по ставке 0,1%, кроме следующих случаев:
при передаче международным организациям, иностранным государственным органам и организациям, иностранным гражданам и лицам без гражданства и получении от них простых и переводных векселей – ставка сбора составляет 15% налоговой базы;
при выдаче копий простых и переводных векселей, экземпляров переводных векселей – ставка сбора составляет 20% налоговой базы;
при предъявлении к оплате составленного, индоссированного или авалированного в РБ простого или переводного векселя, его копии и экземпляра переводного векселя, информация о которых (в нарушение законодательства) не представлена в Депозитарий – ставка сбора составляет 25 % налоговой базы.
Гербовый сбор уплачивается в республиканский бюджет в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления указанных выше операций с векселями.
Суммы гербового сбора включаются организациями и индивидуальными предпринимателями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.
Оффшорный сбор
Оффшорный сбор в соответствии с гл. 24 НК уплачивают организации и индивидуальные предприниматели – резиденты РБ при наличии следующих обстоятельств (объектов обложения):
перечисления денежных средств резидентом РБ нерезиденту, зарегистрированному в оффшорной зоне, иному лицу по обязательству перед этим нерезидентом или на счет, открытый в оффшорной зоне;
исполнение обязательства в неденежной форме перед нерезидентом РБ, зарегистрированным в оффшорной зоне;
перехода в соответствии с законодательством имущественных прав и (или) обязанностей в связи с переменой лиц в обязательстве, сторонами которого выступают резидент РБ и нерезидент, зарегистрированный в оффшорной зоне.
Ставка оффшорного сбора – 15%. Налоговой базой выступает сумма денежных средств, перечисляемых плательщиком сбора на счета нерезидента РБ в оффшорной зоне (а также сумма исполнения указанных выше обязательств в неденежной форме). Оффшорный сбор уплачивается в республиканский бюджет до перечисления денежных средств, а при неденежной форме исполнения обязательств – не позднее дня, следующего за днем исполнения обязательств или перемены лиц в обязательствах.
Суммы оффшорного сбора включаются организациями и индивидуальными предпринимателями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.
- Лекции «Налоги и налогообложение» 2011 год
- Тема 1.Экономическое содержание и сущность налогов
- 2 Принципы и методы налогообложения
- Тема 2: Налоговая система и основные налоговые термины
- 2.1 Понятие и сущность налоговой системы. Особенности формирования налоговой системы Республики Беларусь
- 2.2Элементы налога и налоговая терминология
- 2.4 Налоговые органы Республики Беларусь и их взаимодействие с другими государственными органами
- 2.5 Классификация налогов
- 2.6 Налоговые льготы: понятие, виды, особенности применения в Республике Беларусь
- Тема 3:Характеристика субъектов и объектов налогообложения.
- 1. Виды налогооблагаемой деятельности и классификация субъектов налогообложения.
- 2. Права и обязанности плательщиков налогов и сборов.
- 3 Характеристика объектов налогообложения
- Тема 4: Налоговое обязательство
- 1.Понятие налогового обязательства
- 3. Принудительное исполнение налогового обязательства
- 4. Зачет и возврат излишне уплаченных и излишне взысканных сумм налогов, сборов, пошлин
- Тема 5: Налоговый учет и контроль
- 1.Постановка на учет плательщиков налогов и сборов
- 3. Налоговые декларации.
- 4. Понятие налогового контроля, виды и способы проведения проверок налоговыми органами
- Способы и методы проведения проверок налоговыми органами
- Результаты проверки
- Тема 6: Налоги на товары и услуги
- 1 Налог на добавленную стоимость (ндс)
- 2 Акцизы
- 1. Экологический налог. Правовая основа: Налоговый кодекс рб, глава 19.
- 2. Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов
- 3. Земельный налог
- 5. Налог на недвижимость
- 6. Прочие сборы (пошлины) и отчисления
- Тема 8: Прямые налоги
- 1. Налог на прибыль организаций в Республике Беларусь.
- 2. Налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство
- Тема 9: Таможенные платежи
- 1 Общие правила уплаты таможенных платежей
- 2 Таможенные пошлины: сущность, назначение, классификация, виды ставок, критерии дифференциации ставок, порядок расчета пошлин
- 3 Таможенные сборы: виды, ставки, порядок расчета и уплаты
- Тема 10: Специальные режимы налогообложения
- 1. Упрощенная система налогообложения (усн) субъектов малого предпринимательства (глава 34 нк рб)
- 2. Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции (глава 36 нк рб)
- 4. Налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности (глава 38 нк рб)
- Особенности налогообложения в свободных экономических зонах (сэз)
- Тема 12: Местные налоги и сборы
- 1Общая характеристика местного налогообложения
- Тема 13: Налогообложение физических лиц
- 1.Общая характеристика налогов и сборов с физических лиц
- 2.Подоходный налог с физических лиц
- Особенности исчисления, порядок и сроки уплаты подоходного налога с физических лиц белорусскими индивидуальными предпринимателями.
- 3 Прочие налоги с населения
- 3.1 Земельный налог с физических лиц
- 3.3.Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц
- Тема 14: Управление налогообложением в организациях
- 1.Налоговая политика фирмы. Понятие, необходимость и принципы налогового планирования.
- 2.Оптимизация налоговых обязательств: методы и основные элементы налогового планирования
- 3. Ответственность плательщиков налогов и сборов за совершение налоговых правонарушений