1. Упрощенная система налогообложения (усн) субъектов малого предпринимательства (глава 34 нк рб)
Налогообложение по упрощенной системе применяется в Республике Беларусь с 1998г. с целью создания благоприятных условий осуществления предпринимательской деятельности путем упрощения налогообложения малых организаций (численностью не более 100 человек) и индивидуальных предпринимателей. Согласно НК (глава 34) плательщиками налога при упрощенной системе могут стать организации и индивидуальные предприниматели (изъявившие желание перейти на УСН) при условии одновременного соблюдения критериев средней численности работников и валовой выручки в течение первых девяти месяцев года, предшествующего году, с которого претендуют на применение УСН: организации с численностью работников не более 100 человек (в среднем за период с начала года) и индивидуальные предприниматели, если валовая выручка составляет не более 9 млрд. руб. (в год – не более 12 млрд. руб.) (указ Президента РБ от 09.08.2011 №349 – действует с 01.01.2011).
Не вправе применять упрощенную систему:
1. организации и индивидуальные предприниматели:
- производящие подакцизные товары;
- реализующие (в том числе по договорам поручения, комиссии, консигнации и иным аналогичным договорам) ювелирные изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней (включая сдачу указанных изделий ломбардами в Государственное хранилище ценностей Министерства финансов Республики Беларусь);
- осуществляющие туристическую деятельность; профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг; деятельность в рамках простого товарищества и (или) хозяйственной группы, холдинга; деятельность в качестве резидентов свободных экономических зон или Парка высоких технологий;
2. организации, осуществляющие:
- лотерейную деятельность;
- деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр;
- риэлтерскую деятельность;
- страховую деятельность (страховые организации, в том числе общества взаимного страхования, объединения страховщиков);
- банковскую деятельность (банки);
- организации, занимающиеся игорным бизнесом;
- организации, производящие на территории Республики Беларусь сельскохозяйственную продукцию и уплачивающие единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции;
3. индивидуальные предприниматели в части деятельности, по которой уплачивается единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.
Уплата налога по упрощенной системе заменяет уплату большинства налогов, сборов (пошлин), отчислений в целевые бюджетные фонды. При этом сохраняется общий порядок уплаты следующих налогов, отчислений:
-налогов, сборов (пошлин), взимаемых при ввозе (вывозе) товаров на таможенную территорию РБ;
-государственной пошлины, патентной пошлины;
-оффшорного сбора; гербового сбора; консульского сбора;
-обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты;
-НДС (кроме организаций с численностью не более 15 человек и индивидуальных предпринимателей, валовая выручка которых нарастающим итогом с начала года составляет не более 3,4 млрд. белорусских рублей);
- налога на прибыль в отношении дивидендов и приравненных к ним доходов; прибыли, полученной от реализации (погашения) ценных бумаг;
- части прибыли (дохода) в бюджет – для республиканских и коммунальных унитарных предприятий, хозяйственных обществ с долями государственной собственности в уставном фонде.
Объектом налогообложения при УСН признается осуществление предпринимательской деятельности.
Налоговой базой является валовая выручка, определяемая как сумма выручки, полученной за отчетный период от реализации товаров, (работ, услуг), имущественных прав, и внереализационных доходов, состав которых определяют положения налогового кодекса о налоге на прибыль и подоходном налоге с физических лиц:
НБ = Ввал. = Вреализ. + Двнер.
В налоговую базу не включаются:
- выручка от продажи иностранной валюты;
- суммы НДС, уплачиваемые из выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, а также суммы НДС, уплаченные (удержанные) в иностранных государствах в соответствии с законодательством этих государств, – для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему и уплачивающих НДС;
- суммы НДС, исчисленные доверительным управляющим из выручки от оказания вверителю услуг по доверительному управлению имуществом;
- выручка индивидуальных предпринимателей от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении деятельности, по которой уплачивается единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;
- выручка от реализации (погашения) ценных бумаг, прибыль от которых облагается налогом на прибыль.
Организации со средней численностью работников, не превышающей 15 человек, и индивидуальные предприниматели, валовая выручка которых не превышает 3,4 млрд. белорусских рублей в год, осуществляющие розничную торговлю и (или) оказывающие услуги общественного питания, вправе использовать в качестве налоговой базы валовой доход. Валовой доход определяется как разница между валовой выручкой и покупной стоимостью реализованных товаров за отчетный период:
НБ = Ввал. – ПС = Вреализ. + Двнер. – ПС.
Упрощенная система предусматривает следующие варианты ставок налога:
8 % – для организаций и индивидуальных предпринимателей, не уплачивающих НДС;
6 % – для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДС;
3 % (2 % - с 01.04.2011 при условии документального подтверждения факта экспорта товаров, работ, услуг согласно указу № 358 от 30,08.2011) – для организаций и индивидуальных предпринимателей в отношении выручки от реализации товаров и услуг за пределы Республики Беларусь. Реализованными за пределы Республики Беларусь признаются услуги, местом реализации которых не признается территория Республики Беларусь;
15 % – для организаций и индивидуальных предпринимателей, использующих в качестве налоговой базы валовой доход.
Для организаций и индивидуальных предпринимателей с местом нахождения (жительства) в сельских населенных пунктах и населенных пунктах, указанных в приложении 24 к Налоговому кодексу, при осуществлении деятельности по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг) в этих населенных пунктах, а также на территориях, входящих в пространственные пределы сельсоветов (за исключением территорий поселков городского типа и городов районного подчинения), ставки налога при упрощенной системе снижены и установлены в следующих размерах:
5 % – для организаций и индивидуальных предпринимателей, не уплачивающих НДС;
3 % – для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДС.
Пониженные ставки налога при упрощенной системе не применяются:
- при реализации товаров, работ, услуг (в том числе по сдаче имущества в аренду (лизинг), производство, выполнение, оказание которых осуществляются с использованием основных средств и (или) труда работников организаций или индивидуальных предпринимателей за пределами вышеуказанных территорий;
- для торговой посреднической деятельности по осуществлению оптовой и (или) розничной торговли товарами несобственного производства.
Организации и индивидуальные предприниматели с местом нахождения (жительства) в сельских населенных пунктах и населенных пунктах, указанных в приложении 24 к Налоговому кодексу, оказывающие транспортные услуги, вправе применять пониженные ставки налога при упрощенной системе, если эти населенные пункты являются пунктами отправления (погрузки) и (или) назначения (разгрузки), а транспортные средства, используемые для оказания таких услуг, зарегистрированы в установленном порядке в органах Государственной автомобильной инспекции МВД Республики Беларусь по месту нахождения (жительства) этих организаций и индивидуальных предпринимателей.
Организации и индивидуальные предприниматели вправе применять различные ставки налога при упрощенной системе на основании данных раздельного учета.
Налоговым периодом налога при упрощенной системе признается календарный год. Отчетным периодом по налогу при упрощенной системе признается:
календарный месяц – для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему с уплатой НДС ежемесячно;
календарный квартал – для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему без уплаты НДС либо с уплатой НДС ежеквартально.
Сумма налога при упрощенной системе исчисляется нарастающим итогом с начала налогового периода как произведение налоговой базы и ставки налога.
Плательщики, применяющие упрощенную систему, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) по налогу при упрощенной системе. Уплата налога при упрощенной системе производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Организации (с численностью не более 15 человек) и индивидуальные предприниматели, не уплачивающие НДС, освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета и отчетности и ведут только учет в книге доходов и расходов субъектов, применяющих УСН.
Организации и индивидуальные предприниматели имеют право перейти на УСН с начала календарного года, для этого необходимо подать заявление соответствующей формы в налоговый орган не позднее 30 ноября предшествующего года. Возможно также применение УСН со дня государственной регистрации организаций и индивидуальных предпринимателей. Применение УСН прекращается и организации и индивидуальные предприниматели переходят на общий порядок уплаты налогов, сборов (пошлин) с месяца, следующего за месяцем, в котором:
1) не соблюдены критерии по численности и валовой выручке;
2) плательщики приняли решение об отказе от применения УСН (проинформировав налоговые органы не позднее, чем за 15 дней до начала следующего месяца).
Налогоплательщики, перешедшие на общий порядок налогообложения в текущем календарном году, не вправе в следующем календарном году перейти на УСН.
Суммы налога, уплачиваемого по УСН, зачисляются в местные бюджеты.
- Лекции «Налоги и налогообложение» 2011 год
- Тема 1.Экономическое содержание и сущность налогов
- 2 Принципы и методы налогообложения
- Тема 2: Налоговая система и основные налоговые термины
- 2.1 Понятие и сущность налоговой системы. Особенности формирования налоговой системы Республики Беларусь
- 2.2Элементы налога и налоговая терминология
- 2.4 Налоговые органы Республики Беларусь и их взаимодействие с другими государственными органами
- 2.5 Классификация налогов
- 2.6 Налоговые льготы: понятие, виды, особенности применения в Республике Беларусь
- Тема 3:Характеристика субъектов и объектов налогообложения.
- 1. Виды налогооблагаемой деятельности и классификация субъектов налогообложения.
- 2. Права и обязанности плательщиков налогов и сборов.
- 3 Характеристика объектов налогообложения
- Тема 4: Налоговое обязательство
- 1.Понятие налогового обязательства
- 3. Принудительное исполнение налогового обязательства
- 4. Зачет и возврат излишне уплаченных и излишне взысканных сумм налогов, сборов, пошлин
- Тема 5: Налоговый учет и контроль
- 1.Постановка на учет плательщиков налогов и сборов
- 3. Налоговые декларации.
- 4. Понятие налогового контроля, виды и способы проведения проверок налоговыми органами
- Способы и методы проведения проверок налоговыми органами
- Результаты проверки
- Тема 6: Налоги на товары и услуги
- 1 Налог на добавленную стоимость (ндс)
- 2 Акцизы
- 1. Экологический налог. Правовая основа: Налоговый кодекс рб, глава 19.
- 2. Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов
- 3. Земельный налог
- 5. Налог на недвижимость
- 6. Прочие сборы (пошлины) и отчисления
- Тема 8: Прямые налоги
- 1. Налог на прибыль организаций в Республике Беларусь.
- 2. Налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство
- Тема 9: Таможенные платежи
- 1 Общие правила уплаты таможенных платежей
- 2 Таможенные пошлины: сущность, назначение, классификация, виды ставок, критерии дифференциации ставок, порядок расчета пошлин
- 3 Таможенные сборы: виды, ставки, порядок расчета и уплаты
- Тема 10: Специальные режимы налогообложения
- 1. Упрощенная система налогообложения (усн) субъектов малого предпринимательства (глава 34 нк рб)
- 2. Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции (глава 36 нк рб)
- 4. Налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности (глава 38 нк рб)
- Особенности налогообложения в свободных экономических зонах (сэз)
- Тема 12: Местные налоги и сборы
- 1Общая характеристика местного налогообложения
- Тема 13: Налогообложение физических лиц
- 1.Общая характеристика налогов и сборов с физических лиц
- 2.Подоходный налог с физических лиц
- Особенности исчисления, порядок и сроки уплаты подоходного налога с физических лиц белорусскими индивидуальными предпринимателями.
- 3 Прочие налоги с населения
- 3.1 Земельный налог с физических лиц
- 3.3.Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц
- Тема 14: Управление налогообложением в организациях
- 1.Налоговая политика фирмы. Понятие, необходимость и принципы налогового планирования.
- 2.Оптимизация налоговых обязательств: методы и основные элементы налогового планирования
- 3. Ответственность плательщиков налогов и сборов за совершение налоговых правонарушений