logo
Lektsii_Nalogi_i_nalogooblozhenie-_2011

2 Принципы и методы налогообложения

Использование налогов в качестве основного источника доходов государства требует разработки определенных правил (принципов) налогообложения. Наиболее точно впервые они были сформированы шотландским экономистом и философом Адамом Смитом в его книге «Исследование о природе и причинах богатства народов»(1776г.). Эти принципы налогообложения (справедливость, определенность, удобство и экономия) актуальны и сегодня, и поэтому их называют классическими. Рассмотрим их содержание.

1.Принцип справедливости предусматривает всеобщность налогообложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам.

2. Принцип определенности требует, чтобы способ, сумма и время платежа были точно заранее известны плательщику.

3. Принцип удобства предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для плательщика.

4. Принцип экономии заключается в сокращении издержек взимания налога, рационализации системы налогообложения.

Классические принципы относятся к общенациональным экономическим принципам построения идеальной (оптимальной) системы налогообложения, и, так или иначе, используются в налоговых системах разных стран.

Наряду с общенациональными (классическими) принципами налогообложения выработаны современные внутринациональные принципы, учитывающие тип государства, политический строй, возможности экономики и сложившиеся социальные условия развития конкретной страны. Эта подсистема принципов налогообложения включает экономические, организационные и правовые (юридические) принципы построения системы взаимоотношений государства и налогоплательщиков.

К группе экономических относятся следующие принципы:

- хозяйственная независимость (необходимость наличия объекта налогообложения в собственности плательщика);

- справедливость (сумма налогового изъятия с конкретного налогоплательщика должна зависеть от величины его доходов);

- соразмерность (взаимозависимость величины налоговой базы, ставки налога и налоговых доходов бюджета).

К правовым (юридическим) принципам относятся:

- принцип нейтральности (равного налогового бремени), предусматривающий всеобщность уплаты налогов и равенство плательщиков перед налоговым законом;

- принцип установления налогов законами (а не подзаконными актами);

- принцип запрета обратной силы налоговых законов (вновь принятый закон, изменяющий размер налоговых платежей, не распространяется на налоговые отношения, возникшие до его принятия);

- принцип приоритета налогового закона над неналоговыми законами;

- принцип наличия всех элементов налога в налоговом законе;

- принцип сочетания интересов государства и других субъектов налоговых отношений (предполагает неравенство прав участников налоговых отношений при применении налоговых законов, например, при взыскании недоимок, штрафов, возврате переплаченных налогов).

К группе организационных принципов можно отнести:

- принцип единства налоговой системы (не допускаются налоги, ограничивающие свободное перемещение в пределах территории страны товаров, работ, услуг, препятствующие реализации конституционных прав граждан, позволяющие наполнять бюджеты одних регионов за счет других);

- принцип стабильности (в интересах всех субъектов налоговых отношений налоговая система должна функционировать в течение многих лет без серьезных изменений);

- принцип эластичности (налоги могут быть оперативно изменены в соответствии с объективными нуждами государства, при этом налоги должны быть уменьшаемы, или вообще отменяемы, если они сокращают потребление);

- принцип простоты, ясности (легкость и доступность для плательщиков техники расчета налогов и заполнения налоговых деклараций);

- принцип четкого разграничения полномочий между уровнями власти по установлению и взиманию налогов разных уровней;

- принцип множественности налогов (позволяет учесть разнообразие форм организации бизнеса, видов деятельности, доходов, обеспечить подвижность (эластичность) налоговой системы, перераспределить налоговое бремя по плательщикам);

- принцип исчерпывающего перечня общегосударственных и местных налогов (направлен на недопущение дискриминации налогоплательщиков по каким-либо основаниям);

- принцип гармонизации налогообложения с другими странами (направлен на создание условий для участия страны в интеграционных процессах, устранение двойного налогообложения).

Налоговая система, построенная и функционирующая по вышеизложенным правилам, способствует повышению конкурентоспособности экономики страны, улучшению социального положения в обществе.

Принципы налогообложения на практике реализуются через методы налогообложения. Под методом налогообложения следует понимать установление зависимости между величиной ставки налога и размером объекта налогообложения или налоговой базы. Разработаны следующие методы налогообложения:

1) Равное налогообложение, означающее взимание налога в равной сумме с каждого плательщика. Данный метод не учитывает имущественное положение и платежеспособность плательщика, поэтому применяется редко (например, при взимании госпошлины за оформление документов).

2) Пропорциональное налогообложение, предусматривающее взимание налога по единой ставке, установленной в процентах, не меняющейся при изменении налоговой базы. При этом с ростом налоговой базы пропорционально возрастает сумма налога. Данный метод активно применяется в налоговой системе Беларуси (например, налог на прибыль, налог на недвижимость, налог на добавленную стоимость). Пропорциональное налогообложение основывается на идее справедливости обложения соразмерно с доходами каждого. Однако при пропорциональном обложении совокупного дохода менее состоятельный плательщик несет более тяжелое бремя налога, чем более состоятельный. Поэтому возникает необходимость введения прогрессивного налогообложения.

3) Прогрессивное налогообложение – метод, при котором с ростом налоговой базы растет ставка налога по заранее установленной шкале. Может применяться два вида прогрессии – простая и сложная. При простой прогрессии ставка налога возрастает по мере роста налоговой базы для всей ее суммы (дохода или стоимости имущества). При сложной прогрессии доходы делятся на ступени, каждая из которой облагается по своей ставке, т.е. повышенные ставки применяются не ко всему возросшему доходу, а только к его части, превышающей предыдущую ступень. В настоящее время для налогообложения доходов физических лиц во многих странах мира применяют систему сложной прогрессии.

4) Регрессивное налогообложение предусматривает снижение ставки налога при увеличении налоговой базы. Этот метод налогообложения применяется при установлении ставок государственной пошлины за подачу исковых заявлений имущественного характера в судебные инстанции, примером также может служить единый социальный налог в России (чем больше сумма фонда оплаты труда, тем ниже ставка социального налога).

В целом принципы и методы налогообложения, которые положены в основу системы налогообложения той или иной страны, зависят от экономической ситуации в стране, плана государственных мероприятий, отношения государственной власти и населения к отдельным его группам.

3 Налоговая политика государства

Для современных государств характерно расширяющееся и усиливающееся вмешательство государства в различные сферы экономики. Воздействуя на экономику, государство преследует такие цели как достижение постоянного устойчивого экономического роста; обеспечение стабильности цен на основные товары, услуги; обеспечение полной занятости трудоспособного населения; обеспечение определенного минимального уровня доходов; создание социальной защиты населения; достижение равновесия во внешнеэкономической деятельности. Важнейшим инструментом государственного регулирования является налоговая политика, которая является неотъемлемой частью финансовой политики государства (вместе с бюджетной и денежно – кредитной политикой). Под налоговой политикой понимают систему мер, проводимых государством в области налогов и налогообложения, включающих установление круга плательщиков, объектов налогообложения, видов применяемых налогов, величин налоговых ставок, налоговых льгот и санкций и т.д. Основы налоговой политики закладываются на каждый финансовый (бюджетный) год при принятии бюджета, ее проведение связано с принятием соответствующих законодательных и нормативных актов. Налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, представляющий собой совокупность организационно – правовых норм, методов и форм государственного управления налогообложением через систему различных надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.). Налоговая политика и налоговый механизм отражают экономическую и политическую специфику развития общества. В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач налоговая политика делится на налоговую стратегию и тактику. Налоговая стратегия определяет долговременный курс государства в области налогов и предусматривает решение крупномасштабных задач, налоговая тактика предусматривает решение задач конкретного периода развития путем внесения изменений и дополнений в налоговую систему и налоговый механизм. В зависимости от масштаба и сферы влияния налоговая политика подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя налоговая политика проводится в рамках одной страны и территориальной единицы для решения внутренних задач. Внешняя налоговая политика направлена на избежание двойного налогообложения, сближение, унификацию налоговых систем разных стран.

Выделяется три типа налоговой политики. тип – это политика максимальных налогов, при осуществлении которой существует вероятность того, что повышение налогов приведет к снижению мотивации деятельности и сокращению доходов бюджета (предельная налоговая ставка зависит от множества факторов, но по данным зарубежных ученых она не должна превышать 40 – 50 % ВВП).  тип – политика оптимальных (умеренных) налогов, способствующая развитию предпринимательства, в т.ч. и малого. Для создания благоприятного налогового климата предпринимательство максимально выводится из-под налогообложения. Следствием такой политики является сокращение социальных программ, т.к. снижаются государственные доходы.  тип - налоговая политика, предусматривающая довольно высокий уровень обложения при значительной государственной социальной защите (примером могут служить Швеция, Дания). Следует отметить, что при эффективной экономике все три типа налоговой политики успешно сочетаются. Для Республики Беларусь характерно наличие элементов налоговой политики всех типов.

Целями налоговой политики в современных условиях являются:

  1. Обеспечение государства финансовыми ресурсами (на основе перераспределения ВВП).

  2. Создание условий для регулирования экономики страны в отраслевом и региональном разрезах.

  3. Сглаживание возникающего в рыночных условиях неравенства в уровнях доходов населения.

Достижение указанных целей возможно при относительном равновесии фискальной и регулирующей функций налогов.

В соответствии с поставленными целями государство в процессе реализации налоговой политики решает следующие задачи: 1) учет действия экономических законов; 2) обеспечение налоговой поддержки принятых решений по реформированию экономики, поддержанию макроэкономической стабилизации и определение мер налогового стимулирования приоритетных направлений оздоровления экономики, развития малого и среднего бизнеса; создания благоприятного инвестиционного климата; 3) определение оптимального и сбалансированного соотношения между доходами государства и субъектов хозяйствования, доли участия физических лиц в формировании государственного бюджета; 4) повышение эффективности налогового механизма за счет снижения налоговой нагрузки на экономику путем снижения ставок налогов, упрощения работы налогоплательщиков ужесточения подходов к предоставлению индивидуальных налоговых льгот, унификации налогового законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации.

Основными направлениями реализации налоговой политики на 2011-2015 годы являются снижение налоговой нагрузки на прибыль и фонд заработной платы организаций; упрощение порядка исчисления и переход к квартальным срокам уплаты основных налогов и сборов, развитие системы электронного налогового декларирования.