logo search
Финансы и финансовый рынок для КД

Тема 1.3 государственный бюджет – главный централизованный фонд государства

  1. Сущность бюджета, его функции.

  2. Бюджетное устройство и принципы построения бюджетной системы государства.

  3. Доходы и расходы бюджетов.

  4. Дефицит бюджета и пути его сокращения.

  5. Бюджетный процесс.

  1. Сущность бюджета, его функции

Возникновение государственного бюджета связано с появлением государства и товарно-денежных отношений, поэтому его следует считать исторической категорией. Как экономическая категория государ­ственный бюджет связан с формированием и распреде­лением централизованного фонда финансовых ресурсов государства.

На стадии разработки проект бюджета является основным финансовым планом государ­ства.

Ключевым назначением централизованного фонда фи­нансовых ресурсов является удовлетворение общегосудар­ственных потребностей. Последние обеспечиваются при выполнении государством его основных функций.

Основные функции государственного бюджета: распределительная, регулирующая, финансирование социальной сферы, контрольная.

Благодаря распределительной функции происходит распределение и перераспределение ВВП и национального дохода между отдельными отраслями народного хозяй­ства, материальной и социально-культурной сферами.

Ре­гулирующая функция бюджета посредством косвенных и прямых методов влияет на формирование доходной и рас­ходной частей бюджета.

На обеспечение бесплатного медицинского обслужива­ния, определенного уровня образования, содержание не­трудоспособных граждан, поддержку многих других со­циальных и культурных мероприятий направляется зна­чительная часть государственного бюджета. В этом заключается функция финансирования социаль­ной сферы.

В процессе составления и исполнения бюджета осуще­ствляется постоянный контроль за своевременной и пол­ной мобилизацией всех источников поступлений, а также за рациональным расходованием бюджетных ресурсов.

  1. Бюджетное устройство и принципы построения бюджетной системы государства

Для выполнения функций государственного бюджета создается разветвленная сеть самостоятельных структур. В соответ­ствии с Законом о государственном бюджете формируется организационно-правовая структура, которая характери­зует бюджетное устройство любого государства.

Бюджетное устройство отражает государственное ус­тройство данной страны и определяет содержание бюджет­ной системы, а также принципы ее построения.

В Республике Беларусь, являющейся унитарным госу­дарством, бюджетная система включает два уровня: рес­публиканский и местные бюджеты.

Республиканский бюджет как ведущее звено концен­трирует примерно половину бюджетных ресурсов государства. За счет его средств финансируются объекты республикан­ской собственности, общереспубликанские программы, социально-культурные учреждения рес­публиканского подчинения, резервные фонды Совета Ми­нистров Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь.

Местные бюджеты в основном обеспечивают развитие хозяйства регионов, благоустройство их территорий и осу­ществление социально-культурных мероприятий местно­го значения.

Республиканский бюджет перераспределяет финансо­вые ресурсы между местными бюджетами (областями и го­родом Минском) для выравнивания их экономического и социально-культурного развития.

Бюджетная система Республики Беларусь определяет­ся административно-территориальным делением государ­ства и строится на основе принципов единства всех звень­ев, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех входящих в нее бюджетов.

Единство бюджетной системы обеспечивается общи­ми законодательной базой, формами бюджетной докумен­тации, бюджетной классификацией.

Полнота бюджетов обеспечивается включением в них в полном объеме всех налогов, установленных законода­тельством Республики Беларусь и других обязательных пла­тежей, а также определением разме­ра и порядка расходования денежных средств.

Реальность бюджетов подтверждается финансирова­нием расходов исходя из объема реально поступающих до­ходов и средств, привлекаемых для покрытия дефицита бюджета.

Гласность бюджетов достигается доведением до граж­дан через средства массовой информации хода обсуждения и принятия Закона о бюджете Республики Беларусь, реше­ний местных Советов депутатов о соответствующем мест­ном бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год.

Самостоятельность бюджетов всех уровней обусловлена поряд­ком их утверждения: республиканский бюджет утвержда­ется Законом о бюджете Республики Беларусь, местные – решениями местных органов власти. Исполнение возлага­ется на Правительство Республики Беларусь и местные исполнительные и распорядительные органы соответствен­но, а осуществляется на основе бюджетного регулирова­ния. Кроме того, самостоятельность бюджетов обеспечива­ется наличием собственных источников доходов и правом уполномоченных государственных органов самостоятель­но составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.