logo search
Lektsii_Nalogi_i_nalogooblozhenie-_2011

1Общая характеристика местного налогообложения

Налоговые поступления, формирующие доходы местных бюджетов (областные, городские, районные, поселковые, сельские) в Республике Беларусь, можно разделить на три группы:

  1. налоговые доходы в виде отчислений от республиканских налогов, таких как НДС, налог на прибыль – эта часть доходов занимает наибольший удельный вес;

  2. налоговые доходы в виде республиканских налогов и сборов, закрепленных за местными бюджетами (зачисляемых в местные бюджеты): акцизов на вина и слабоалкогольные напитки, земельного налога, налога на недвижимость, подоходного налога с физических лиц, налога на игорный бизнес, налога при упрощенной системе налогообложения и др.;

  3. налоговые доходы в виде местных налогов и сборов, вводимых местными Советами депутатов.

Налоговым кодексом РБ (раздел 6, главы 29-33) определено, что местные Советы депутатов в пределах предоставленных им полномочий могут вводить обязательные к уплате на соответствующих территориях местные налоги и сборы. В 2011 году установлены следующие местные налоги и сборы: налог за владение собаками, курортный сбор, сбор с заготовителей. Решениями местных Советов депутатов утверждены инструкции о порядке исчисления и уплаты местных налогов и сборов.

В последние годы происходит сокращение количества местных налогов и сборов и снижение их роли в формировании доходов местных бюджетов. С 2010 года в целях упрощения налогообложения и снижения налоговой нагрузки на хозяйствующих субъектов отменен налог на продажу товаров в розничной торговле (5 % к розничной цене товара), с 2011 года отменены налог на услуги (косвенный налог, который включался в стоимость оказываемых услуг по ставке 5 % и уплачивался из выручки от реализации) и сбор на развитие территорий (взимался в размере 3 % из прибыли (дохода), остающейся в распоряжении плательщика).

Местные налоги и сборы являются неотъемлемым звеном региональной экономической политики, хотя их значение в разных странах различно: в США местные налоги служат основным источником доходов местных бюджетов, во Франции все налоги централизованы, в России доля местных налогов невелика, но имеет тенденцию к росту. В Республике Беларусь местные налоги и сборы являются лишь дополнительным источником средств для решения социальных проблем регионов. Доля местных налогов и сборов в местных бюджетах невелика – не более 5 %, а с отменой налога на услуги и сбора на развитие территорий станет совсем незначительной. В связи с этим увеличивается доля республиканских налогов (в частности налога на прибыль), направляемых на формирование местных бюджетов. Основными источниками доходов местных бюджетов Витебской области в 2011г. (согласно прогнозу) являются: НДС (34 % от общей суммы доходов), подоходный налог (26 %), налог на прибыль (13 %), налоги на землю и недвижимость (7 %), платежи по особам режимам налогообложения (7 %), неналоговые доходы.

2 Основные элементы налогообложения местных налогов и сборов

Представим характеристику основных элементов налогообложения для местных налогов и сборов.

Сбор с заготовителей

Плательщиками сбора с заготовителей признаются организации и индивидуальные предприниматели. Объектом обложения сбором с заготовителей признается осуществление промысловой заготовки (закупки) дикорастущих растений (их частей), грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения в целях их промышленной переработки или реализации, за исключением их заготовки, при которой плательщиком внесена плата за побочное лесное пользование.

Налоговая база сбора с заготовителей определяется как стоимость объема заготовки (закупки), определенная исходя из заготовительных (закупочных) цен.

Ставка сбора с заготовителей - 5 процентов.

Налоговым периодом сбора с заготовителей признается календарный квартал.

Плательщики ежеквартально исчисляют сбор и представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Уплата сбора с заготовителей производится ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Суммы сбора с заготовителей включаются организациями и индивидуальными предпринимателями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.

Налог за владение собаками и курортный сбор взимаются только с физических лиц. Плательщиками налога за владение собаками признаются физические лица (глава 30 НК). Объектом налогообложения налогом за владение собаками признается владение собаками в возрасте трех месяцев и старше. Налоговая база налога за владение собаками определяется как количество собак в возрасте трех месяцев и старше на 1-е число первого месяца налогового периода. Ставки налога за владение собаками устанавливаются кратно базовой величине в зависимости от высоты в холке (например, при высоте до 40 сантиметров - не более 0,5 базовой величины за каждый месяц налогового периода). При исчислении суммы налога за владение собаками принимается размер базовой величины, установленный на 1-е число первого месяца налогового периода (календарного квартала).

Уплата налога за владение собаками производится плательщиками путем внесения сумм налога организациям, осуществляющим эксплуатацию жилищного фонда, одновременно с внесением платы за пользование жилым помещением (платы за техническое обслуживание). Организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда, производят прием сумм налога за владение собаками и их перечисление в бюджет не позднее 27-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, а также представляют в налоговый орган по месту постановки на учет информацию о перечислении налога за владение собаками в произвольной форме не позднее 30-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Курортный сбор

Плательщиками курортного сбора признаются физические лица, за исключением лиц, направляемых на оздоровление и санаторно-курортное лечение бесплатно в соответствии с законодательными актами. Ставки курортного сбора не могут превышать 3 процентов. Налоговым периодом курортного сбора признается календарный квартал.

Уплата курортного сбора производится плательщиками путем внесения сумм сбора санаторно-курортным или оздоровительным организациям, которые осуществляют прием сумм курортного сбора и их перечисление в бюджет не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Санаторно-курортные и оздоровительные организации не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют в налоговый орган по месту постановки на учет информацию о перечислении курортного сбора в произвольной форме.