Чем отличаются цели финансового директора и главного бухгалтера?
Должностные обязанности финансового директора и главного бухгалтера очень похожи: и у того и у другого они связаны с финансами организации, с составлением отчетов, отражением расходов. Именно поэтому на предприятиях, особенно небольших, возможно совмещение этих должностей одним специалистом. Какие выгоды может принести такое совмещение и о чем руководителю необходимо помнить, возлагая дополнительные обязанности и полномочия на сотрудника?
Финансовый директор
Для достижения целей бизнеса, поставленных собственниками компании, генеральному директору необходим помощник, которому можно делегировать значительную часть полномочий в финансовой сфере. Так в компании появляется должность директора по финансам.
Рассмотрим основные направления деятельности главного финансиста компании:
Бизнес-планирование.
Консолидация.
Текущее бюджетирование.
Денежные потоки.
Управленческий учет и отчетность.
Отчетность по МСФО или USGAAP.
Снижение налоговой нагрузки и налоговых рисков.
Если улучшаются результаты работы компании, в частности растет ее рентабельность, и увеличивается чистая прибыль, то можно сказать, что финансовый директор работает эффективно.
Главный бухгалтер
Не менее важна для любого российского предприятия работа, выполняемая главным бухгалтером. Он отвечает за следующие направления:
Составление бухгалтерской, налоговой, статистической отчетности, по которой судят о состоянии предприятия заинтересованные пользователи – учредители, налоговые, статистические органы и внебюджетные фонды Российской Федерации и др.
Ведение бухгалтерского и налогового учета на предприятии в соответствии с нормами российского бухгалтерского и налогового законодательства.
Разработка учетной политики предприятия для целей бухгалтерского и налогового учета.
Начисление заработной платы, учет реализации собственной продукции (товаров, работ, услуг), сверка с поставщиками и покупателями и прочие примерно одинаковые обязанности для предприятий различных видов деятельности.
Итак, отразим главные отличия деятельности финансового директора и главного бухгалтера в таблице.
Характеристики | Финансовый директор | Главный бухгалтер |
1. Источники информации для работы | Прогнозные данные, фактические данные, полученные из различных источников | Только законодательно регламентированные формы первичных учетных документов |
2. Формируемая отчетность | Не регламентирована законодательством. Формы и сроки определяются генеральным директором компании | Сроки регламентированы, отчетные формы законодательно унифицированы |
3. Функции планирования | Один из основных видов выполняемой работы | Отсутствуют |
4. Функции контроля | Устанавливаются внутрифирменным распорядком | Утверждены законодательством |
5. Подчиненность | Генеральному директору компании. Одновременно имеет полномочия управлять другими подразделениями компании | По законодательству только генеральному директору, фактически финансовому директору тоже. Не имеет возможности самостоятельно определять финансовую политику организации |
Таким образом, деятельность главного бухгалтера и финансового директора отличается тем, что бухгалтер отражает уже свершившиеся факты хозяйственной деятельности и так, как они записаны в первичных учетных документах, а финансист, обладая большей информацией, составляет отчетность, которая интересует внутренних пользователей – генерального директора, акционеров и собственников бизнеса. Причем толкование некоторых операций финансовым директором отлично от толкования их бухгалтером.
- Методическое пособие «Ведение управленческого финансового учета Оглавление
- Общие вопросы
- Целевая аудитория Какие цели стоят перед финансовым директором?
- Чем отличаются цели финансового директора и главного бухгалтера?
- Какие показатели финансового учета наиболее актуальны для генерального директора?
- Возможно ли с помощью уменьшения затрат на 10% увеличить прибыль в несколько раз?
- Бюджетирование Что такое бюджетирование. Основные и операционные бюджеты.
- Что такое бюджетное планирование «сверху вниз» и «снизу вверх»?
- Что такое «горизонт планирования»? Бюджеты с разными горизонтами планирования.
- Цели консолидации. Внутригрупповые обороты.
- Аналитическая структура бюджетов Основные аналитические разрезы бюджетного планирования.
- Финансовая структура компании. Центры финансовой ответственности.
- Статьи управленческого учета.
- Денежные потоки Казначейство предприятия.
- Оперативное планирование денежных средств.
- Финансовый контроль.
- Управление финансовыми рисками.
- Анализ денежных потоков.
- Финансовый анализ и финансовые показатели Финансовый анализ.
- Прибыль и ее виды.
- Автоматизация управленческого финансового учета