logo
Методическое пособие по финансовому учету_v1

Чем отличаются цели финансового директора и главного бухгалтера?

Должностные обязанности финансового директора и главного бухгалтера очень похожи: и у того и у другого они связаны с финансами организации, с составлением отчетов, отражением расходов. Именно поэтому на предприятиях, особенно небольших, возможно совмещение этих должностей одним специалистом. Какие выгоды может принести такое совмещение и о чем руководителю необходимо помнить, возлагая дополнительные обязанности и полномочия на сотрудника?

Финансовый директор

Для достижения целей бизнеса, поставленных собственниками компании, генеральному директору необходим помощник, которому можно делегировать значительную часть полномочий в финансовой сфере. Так в компании появляется должность директора по финансам.

Рассмотрим основные направления деятельности главного финансиста компании:

  1. Бизнес-­планирование.

  2. Консолидация.

  3. Текущее бюджетирование.

  4. Денежные потоки.

  5. Управленческий учет и отчетность.

  6. Отчетность по МСФО или USGAAP.

  7. Снижение налоговой нагрузки и налоговых рисков.

Если улучшаются результаты работы компании, в частности растет ее рентабельность, и увеличивается чистая прибыль, то можно сказать, что финансовый директор работает эффективно.

Главный бухгалтер

Не менее важна для любого российского предприятия работа, выполняемая главным бухгалтером. Он отвечает за следующие направления:

  1. Составление бухгалтерской, налоговой, статистической отчетности, по которой судят о состоянии предприятия заинтересованные пользователи – учредители, налоговые, статистические органы и внебюджетные фонды Российской Федерации и др.

  2. Ведение бухгалтерского и налогового учета на предприятии в соответствии с нормами российского бухгалтерского и налогового законодательства.

  3. Разработка учетной политики предприятия для целей бухгалтерского и налогового учета.

  4. Начисление заработной платы, учет реализации собственной продукции (товаров, работ, услуг), сверка с поставщиками и покупателями и прочие примерно одинаковые обязанности для предприятий различных видов деятельности.

Итак, отразим главные отличия деятельности финансового директора и главного бухгалтера в таблице.

Характеристики

Финансовый директор

Главный бухгалтер

1.  Источники информации для работы 

 Прогнозные данные, фактические данные, полученные из различных источников

Только законодательно регламентированные формы первичных учетных документов

2. Формируемая отчетность 

Не регламентирована законодательством. Формы и сроки определяются генеральным директором компании

Сроки регламентированы, отчетные формы законодательно унифицированы

3. Функции планирования

Один из основных видов выполняемой работы

Отсутствуют

4. Функции контроля

Устанавливаются внутрифирменным распорядком

Утверждены законодательством

5. Подчиненность

Генеральному директору компании. Одновременно имеет полномочия управлять другими подразделениями компании

По законодательству только генеральному директору, фактически финансовому директору тоже. Не имеет возможности самостоятельно определять финансовую политику организации

Таким образом, деятельность главного бухгалтера и финансового директора отличается тем, что бухгалтер отражает уже свершившиеся факты хозяйственной деятельности и так, как они записаны в первичных учетных документах, а финансист, обладая большей информацией, составляет отчетность, которая интересует внутренних пользователей – генерального директора, акционеров и собственников бизнеса. Причем толкование некоторых операций финансовым директором отлично от толкования их бухгалтером.