19. Основные направления бюджетной политики в рф.
Бюджет (эк.категория) - Материальный аспект – централизованный фонд государственных денежных средств./ Общественный аспект – система экономических взаимоотношений, которые складываются в процессе распределения национального дохода.
Бюджет (правовая категория) – Форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Бюджетный кодекс был принят в 1998г, вступил в силу в 2000г.
Бюджетная политика это совокупность принимаемых решений, осуществляемых органами власти мер, связанных с определением основных направлений развития бюджетных отношений и выработкой конкретных путей их использования.
Субъекты бюджетной политики - органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, которые определяют и утверждают основные направления развития бюджетных отношений, разрабатывают конкретные пути их организации.
Объекты бюджетной политики - совокупность бюджетных отношений и бюджетных ресурсов, образующих звенья и виды бюджетов, а также основные характеристики бюджетов.
Закон был принят Государственной думой 21 ноября и одобрен Советом федерации 26 ноября 2014 г.
Определены приоритеты бюджетной политики на 2015 - 2017 годы
Основной целью бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов является обеспечение устойчивости бюджетной системы РФ и безусловное исполнение принятых обязательств наиболее эффективным способом.
В рамках совершенствования нормативно-правового регулирования бюджетного процесса планируется подготовка новой редакции Бюджетного кодекса, которая должна подвести итоги проведенных бюджетных реформ, консолидировать в единую систему многочисленные принятые федеральные законы и разработанные законопроекты о внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ.
Предусматривается дальнейшая реализация принципа формирования бюджетов на основе государственных (муниципальных) программ, призванного повысить обоснованность бюджетных ассигнований на этапе их формирования, обеспечить их большую прозрачность для общества и наличие более широких возможностей для оценки их эффективности.
В плановом периоде будут решены задачи интеграции двух новых субъектов Российской Федерации - Республики Крым и г.Севастополя - в единую финансовую систему Российской Федерации.
Для сохранения уровня финансовой поддержки субъектов Российской Федерации с относительно низким уровнем доходов в рамках планового периода предусматривается увеличение, с учетом темпов инфляции, общего объема дотаций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации на выравнивание бюджетной обеспеченности.
Для субъектов Российской Федерации, являющихся получателями дотаций, будут установлены ограничения по осуществлению внешних заимствований на международных рынках капитала.
Планируется сократить масштабы и перечень льгот, предоставляемых в соответствии с федеральным законодательством, в отношении налогов и сборов, зачисляемых полностью или частично в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.
Предусматривается реализация отдельных мероприятий, направленных на снижение зависимости бюджета Пенсионного фонда РФ от трансфертов федерального бюджета (повышение базы для начисления страховых взносов с 160% номинально начисленной среднемесячной заработной платы до 230%; стимулирование более позднего назначения трудовой пенсии; уточнение требований к минимальному страховому стажу с 5 до 15 лет).
В 2014 - 2015 годах будет проработан вопрос целесообразности передачи администрирования страховых взносов из государственных внебюджетных фондов в ФНС России.
Бюджетная политика в сфере транспорта и дорожного хозяйства будет осуществляться с учетом приоритета реализации крупных инвестиционных проектов в сфере развития транспортной инфраструктуры (в том числе строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург, Центральной кольцевой автомобильной дороги, Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, развитие аэропортов Московского авиационного узла).
В целях повышения доходов от управления средствами Резервного фонда и ФНБ (фонд национального благосостояния России. Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учёту и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.) планируется размещение части средств ФНБ в российские ценные бумаги, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов, генерирующих устойчивый инвестиционный доход.
20. Особенности бюджетного устройства и бюджетной системы в Российской Федерации. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является бюджет.
Бюджет является важным звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.
Государственный бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задачи и функций государства и местного самоуправления.
Государственный бюджет является основным финансовым планом государства и дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий.
Бюджет выполняет следующие задачи:
- перераспределение ВВП;
- государственное регулирование и стимулирование экономики;
- финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства;
- контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.
Функции бюджета во многом схожи с функциями финансов.
Накопительная (фискальная) функция означает аккумуляцию налоговых и неналоговых поступлений в бюджеты трех уровней (федер, регион, муниц) (доходы бюджетов).
Распределительная функция проявляется через планирование и осуществление расходов бюджетов.
Регулирующая функция – это организация межбюджетных отношений.
Контрольная функция – проверка исполнения бюджетов всех уровней и соблюдение правовых норм межбюджетных отношений.
Бюджетное устройство Российской Федерации – это организация бюджетной системы, принципы ее построения. Оно осуществляется в соответствии с Федеральным Законом «Об основах бюджетного устройства и бюджетном процессе».
Бюджетная система РФ — это совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов), местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ бюджетная система состоит из 3 уровней:
федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
местных бюджетов, в том числе:
- бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов,
- бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
- бюджеты городских и сельских поселений.
Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, т. е. бюджеты субъектов РФ не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты. Консолидированный бюджет РФ (свод бюджетов всех уровней).
- Вопросы
- 1. Экономическая сущность и функции финансов.
- 2. Взаимосвязи и различия между деньгами, кредитом и финансами.
- 3. Роль финансов в общественном воспроизводстве
- 4. Структура финансовой системы
- 5. Государственные финансы: понятие, сущность, состав, роль в экономике
- 6. Территориальные финансы: понятие, сущность, состав, роль в экономике
- 6. Особенности и проблемы функционирования муниципальных финансов в Российской Федерации
- 8. Финансы предприятий: понятие, место и роль в финансовой системе страны
- 9. Финансы населения как важное звено финансовой системы
- 10. Финансовый рынок: понятие, структура, участники
- 11. Финансовые посредники: понятие, функции, типы
- 12. Денежная система: понятие, элементы, типы, особенности современных денежных систем.
- 13. Методы регулирования валютного курса.
- 14. Сущность и виды кредитных денег
- 15. Пластиковые деньги: особенности, виды, специфика использования в рф.
- 16. Денежные реформы
- 17. Денежная масса. Денежные агрегаты.
- 18. Инфляция: сущность, виды, методы борьбы, специфика инфляции в России
- 19. Основные направления бюджетной политики в рф.
- 21. Принципы построения бюджетной системы в России
- 22. Характеристика основных звеньев бюджетной системы в рф
- 23. Бюджет как инструмент бюджетной политики: понятие, сущность, методы воздействия на экономику.
- 25. Налоги как основной источник доходов бюджета
- 26. Содержание и основы классификации гос доходов, их состав и структура
- 27. Виды расходов гос бюджета, их воздействие на экономику.
- 28. Понятие бюджетного процесса и его основные этапы.
- 29. Казначейская система исполнения бюджета: понятие, сущность, принципы, преимущества.
- 30. Бюджетный дефицит: понятие, виды, причины возникновения и источники финансирования.
- 2) Внешние источники:
- 31. Понятие и виды государственного долга, его воздействие на сбалансированность бюджетной системы.
- 32. Управление государственным долгом: понятие, принципы и основные методы.
- 33. Стабилизационный фонд гос-ва: понятие, назначение, источники, направления использования, роль в управлении го-ым долгом.
- 34. Государственные внебюджетные фонды: понятие, назначение, особенности формирования и использования.
- 35. Бюджетный федерализм: понятие, сущность, принципы реализации
- 36. Межбюджетные отношения в Российской Федерации: сущность, элементы, проблемы, реформирование
- 37. Сущность и функции финансов организации.
- 38. Принципы организации финансов предприятий.
- 39. Выручка от продаж продукции, работ, услуг.
- 40. Доходы организаций
- 41. Классификация затрат на производство и реализацию продукции
- 42.Расходы организаций
- 43. Нематериальные активы: состав, сущность, амортизация.
- 44. Основные средства: состав, сущность, амортизация.
- 45. Амортизационная политика организаций.
- 46. Состав и источники формирования внеоборотных активов.
- 47. Состав, классификация и источники оборотных активов.
- Раздел 2 бухг. Баланса «ОбА» объединяет разные статьи, включающие оборотные средства (текущие активы)
- 48. Методы определения потребности в оборотных активах.
- 49. Показатели эффективности использования оборотных активов.
- 50. Сущность и функции прибыли.
- 51. Алгоритм формирования финансовых результатов.
- 52. Направления использования прибыли в коммерческих организациях.
- 53. Факторы, влияющие на величину прибыли.
- 54. Финансовый контроль на предприятиях
- 55. Сущность, цели и методы финансового планирования (бюджетирования).
- 56. Виды финансовых планов
- 57. Особенности организации финансов в акционерных обществах
- 58. Особенности организации финансов некоммерческих организаций
- 59. Особенности организации финансов в структурах малого бизнеса.
- 60. Банкротство организаций (предприятий).
- 61. Методы финансового оздоровления организаций.
- 62. Понятие и сущность цены в рыночной экономике
- 63. Государственное регулирование цен: цели и задачи.
- 64. Формы и методы регулирования цен
- 65. Методы формирования цены
- 66. Виды цен
- 67. Понятие и экономическая сущность кредита
- 68. Кредит как форма движения ссудного капитала. Понятие и источники ссудного капитала.
- 69. Функции кредита в рыночной экономике.
- 70. Классификация форм кредита
- 71. Коммерческий и банковский кредит: понятия, общие черты и ключевые отличия
- 72. Государственный и частный кредит: понятия, отличительные черты, сферы использования
- 73. Международный кредит: понятие, условия возникновения, роль и функции в развитии международных экономических отношений.
- 74. Кредиты международных финансовых организаций. Их характер, условия предоставления, режим погашения.
- 75. Понятие кредитного рынка и его взаимосвязь с другими сегментами финансового рынка
- 76. Факторы, определяющие спрос и предложение на кредитном рынке
- 77. Кредитный портфель. Принципы формирования кредитного портфеля.
- 78. Способы минимизации кредитных рисков
- 79. Коммерческие банки как основные операторы кредитного рынка
- 80. Современные тенденции развития международных кредитных рынков.
- 81. Кредитная система и ее структура
- 82. Виды кредитных организаций в России и их функции
- 83. Банковская система и ее структура
- 84. Особенности банковских систем различных рыночных государств.
- 85. Понятие банка и его отличие от других кредитных организаций.
- 86. Цели, функции и инструменты Центрального банка рф, банка Развития
- 87. Типы коммерческих банков.
- 88. Активные и пассивные операции Банка России
- 89. Структура органов управления коммерческого банка
- 90. Формирования филиальной сети банка
- 91. Клиентская база банка и основные направления работы с ней
- 92. Типы денежно-кредитной политики
- 93. Экономические методы регулирования банковской системы в России
- 94. Управление наличным и безналичным денежным оборотом в России
- 95. Резервные отчисления и их воздействие на деятельность коммерческих банков
- 96. Банк России как орган государственного надзора за деятельностью коммерческих банков
- 97. Сущность и разновидность пассивных операций
- 98. Активные операции банка: направления, разновидности.
- 99. Основные виды активных операций.
- 100. Состояние и развитие банковского анализа как эффективного средства управления
- 101. Планирование деятельности банка и роль анализа финансового состояния банка в этом процессе
- 102. Анализ финансового состояния банка, его надежности, устойчивости, рисков.
- 103.Автоматизация процессов управления банком и банковские информационные технологии
- 104. Сущность и функции налогов.
- 105. Роль налогов в регулировании экономики
- 106. Классификация налогов.
- 107. Прямые налоги: преимущества и недостатки
- Недостатки. Высокие ставки подавляют мотивацию людей , подавляют предпринимательский дух, не стимулируют высокой производительности, стимулируют уклонение от налогов.
- 108. Косвенные налоги: преимущества и недостатки
- 109. Классификация налогов по бюджетам
- 110. Причины возникновения налогов.
- 111. Тенденции развития налоговой системы России
- 112.Кейнсианская концепция теории налогов
- 113. Налоговая теория в воззрениях монетаристов.
- 114. Налоговая концепция а.Лаффера.
- 115. Налоговые теории в трудах российских ученых.
- 116. Сущность и функции страхования.
- 117. Формирование финансовых результатов деятельности страховой организации.
- 118. Современный страховой рынок и перспективы его развития.
- 119. Финансовые риски: определение, виды и практика страхования.
- 120. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев.
- 121. Страхование жизни.
- 122. Особенности медицинского страхования.
- 123. Взаимное страхование.