logo search
Учебное пособие ННО

1.2.2.3 Функции структурных подразделений фнс рф.

Федеральная налоговая служба (центральный аппарат) выполняет контрольно-распорядительные и методологические функции. Феде­ральную налоговую службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра финансов Российской Федерации.

Федеральная налоговая служба принимает участие в разработке проектов законодательных актов о налогообложении; составляет планы-прогно­зы налоговых поступлений; осуществляет учет поступлений налогов; составляет отче­ты о ходе их поступлений и представляет Минфину России и Прави­тельству РФ доклады о ходе налоговых поступлений.

Кроме того, ФНС России осуществляет методологическое обес­печение налогового администрирования. Она разрабатывает методи­ческие рекомендации для налоговых органов и консультирует их; координирует деятельность налоговых органов и осуществляет контроль проводимого ими налогового администрирования, принимает меры по созданию, развитию и внедрению автоматизированной инфор­мационной системы ФНС России; устанавливает для налоговых орга­нов единые стандарты обслуживания налогоплательщиков и контро­лирует их соблюдение, разрабатывает рекомендации по организации типовых рабочих мест налоговых органов и др. Федеральная налого­вая служба проводит комплексные проверки нижестоящих налоговых органов; разрабатывает обязательные для налоговых органов формы отчетов о проделанной работе, обобщает и анализирует их выполне­ние.

Допол­нительно она осуществляет и иные функции:

- регистрирующего органа;

- уполномоченного органа государства в делах о банкротстве (;

- лицензирования и контроля (над производством и оборотом спирта и алкогольной продукции; табачных изделий, игорного бизне­са и др).

В непосредственном подчинении ФНС России находятся межре­гиональные инспекции. Назначение межрегиональных инспек­ций — повысить эффективность налогового администрирования. Администрирование налогоплательщиков в вы­шеуказанных инспекциях строится не по территориальному принци­пу, а исходя из отраслевой принадлежности налогоплательщика по ос­новному виду деятельности и с учетом специфики отрасли. Важное место среди межрегиональных инспекций, непосредственно подчиненных службе, принадлежит межрегиональной инспекции ФНС России по централизованной обработке данных (МИ ФНС Рос­сии по ЦОД). В функции данной инспекции входит информационное обеспечение деятельности ФНС России.

Непосредственно в подчинении ФНС России находятся ее меж­региональные инспекции по семи федеральным округам: Центрально­му, Южному, Уральскому, Дальневосточному, Сибирскому, Северо-Западному, Приволжскому.

Они выполняют следующие функции:

- контроль и надзор за деятельностью налоговых органов на тер­ритории федерального округа;

- проверки территориальных налоговых органов;

- проведение повторных выездных налоговых проверок;

- оказание помощи территориальным налоговым органам;

Центральное место среди территориальных налоговых органов занимают управления Федеральной налоговой службы — УФНС Рос­сии по субъектам Российской Федерации. Функции УФНС России по субъектам Российской Федерации состоят в следующем: государственная регистрация лиц, в отношении кото­рых установлен специальный порядок регистрации учет и отчетность поступлений налогов, сборов, их анализ на террито­рии субъекта Российской Федерации; принятие решения об измене­нии срока уплаты налогов; контроль деятельности нижестоящих налоговых органов; прове­дение повторных выездных проверок налогоплательщи­ков; бесплатное инфор­мирование налогоплательщиков о законодательстве о налогах и сборах; методическое обеспечение налогового администрирования, осуществ­ляемого нижестоящими инспекциями;.

Для выполнения задач и функций, которыми наделены УФНС России по субъектам Российской Федерации, создаются функциональ­ные внутренние подразделения — отделы. При их формировании за основу, как правило, берется структура ФНС России.

Первичные территориальные налоговые органы — инспекции Федеральной налоговой службы (ИФНС России) по району, району в городе и городу без районного деления, а также межрайонные ин­спекции. Состав и количество первичных территориальных инспек­ций (городов, районов и межрайонного уровня) определяются в зави­симости от административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации.

Инспекции ФНС России находятся в не­посредственном подчинении УФНС России по субъектам Российской Федерации и ему подконтрольны. Инспекцию возглавляет руководи­тель, назначаемый на должность приказом ФНС России. Структура инспекции утверждается УФНС России по субъектам Российской Федерации. На них возложены задачи по непосредственной работе с налогоплательщиками па администрируемой ими территории. В их функции входит государственная регистрация и учет юридических и физических лиц. Они осуществляют прием налоговых деклараций и других форм отчетности, проводят проверки их достоверности; конт­ролируют правильность, полноту и своевременность внесения в бюд­жет налогов; применяют меры, в том числе санкции по пресечению фактов нарушения законо­дательства Российской Федерации по налогам и сборам. Инспекции ведут оперативно-бухгалтерский учет налоговых поступлений по каж­дому налогоплательщику и виду налогов, подлежащих упла­те и фактически поступивших в бюджетную систему Российской Фе­дерации, взыскивают недоимки и осуществляют иные функции, исходя из предоставленных налоговым органам прав и возложенных обязан­ностей, в том числе представление интересов государства в делах о бан­кротстве; бесплатное информирование налогоплательщиков о действующих налогах, сборах, законода­тельстве о налогах и сборах; регистрация контрольно-кассовых машин (ККМ) и контроль применения законодательства о ККМ.

Инспекции ФНС России имеют структуру, устанав­ливаемую на основе типовой (см. схему).

Инспекции ФНС России межрайонного уровня функционируют двух видов: как территориальные налоговые органы, созданные на базе объединения двух (и более) инспекций по районам (району и городу) и как специализированные по отраслям экономики и сферам деятель­ности.

Специали­зированные инспекции межрайонного уровня функционируют в ряде регионов России. Их назначение — налоговое администрирование крупнейших налогоплательщиков, функционирующих в отраслях эко­номики и сферах деятельности, которые не охвачены на федеральном уровне.

Для того чтобы не ухудшалось качество обслуживания налого­плательщиков установлено, что в случае, если налоговые инспекции находятся на значительном отдалении от места нахождения нало­гоплательщиков, следует создавать территориально обособленные рабочие места (ТОРМ) в администра­тивных центрах муниципальных образований. Их назначение — рабо­та должностных лиц налогового органа с налогоплательщиками, ин­формирование их о действующем налоговом законодательстве, предоставление налогоплательщикам форм документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, прием налоговых деклараций, бух­галтерской отчетности, выдача справок юридическим и физическим лицам о состоянии расчетов с бюджетом по их письменным заявлениям.

Однако анализ показывает, что функции ТОРМ ограничены глав­ным образом получением заявлений от налогоплательщиков и выда­чей им справок о состоянии расчетов с бюджетом, а также приемом налоговой отчетности.