logo search
Фин менеджмент

14 Понятие и классификация облигаций

Облигация – это ценная бумага, закрепляю–щая право ее держателя на получение от эми–тента облигации в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного иму–щественного эквивалента.

Облигации классифицируются по следую–щим признакам:

1) по видам эмитентов: облигации внутрен–него государственного займа, облигации внутренних местных займов, облигации предприятий;

2) по сроку погашения: облигации рентные, пролонгированные, промежуточные;

3) по особенностям регистрации и погаше–ния: облигации именные, на предъявителя;

4) по формам выплаты доходов: облигации процентные, беспроцентные;

5) по региональной принадлежности эми–тента: облигации отечественных эмитентов, облигации зарубежных эмитентов.

Деление облигаций по видам эмитентов имеет существенное значение для инвесторов прежде всего с позиции уровня их риска. Наи–менее рискованными являются облигации внут–реннего государственного займа, в ряде стран с развитой рыночной экономикой они служат эталоном безрисковых инвестиций. Наиболь–шим уровнем риска в данной группе обладают облигации предприятий. Соответственно диф–ференцируется и уровень доходов по этим об–лигациям: наибольший доход обычно предлага–ется по облигациям предприятия.

Деление облигаций по сроку погашения определяет те же инвестиционные особенности, что и в предыдущем случае. Чем больше срок погашения облигаций, тем больше риск инфля–ции. По уровню риска для инвестора наиболее предпочтительны краткосрочные облигации. Рентная облигация – это бессрочная облига–ция, не имеющая фиксированной даты погаше–ния. Особенностью пролонгированной обли–гации является то, что она не погашается по истечении срока ее обращения, а пролонгирует–ся и продолжает приносить прибыль инвестору. Промежуточная облигация (или временная облигация) – это облигация, выпускаемая на период до эмиссии постоянных облигаций с целью удовлетворения потребности эмитента в капитале.

Деление облигаций по формам выпла–ты доходов представляет для инвестора инте–рес с точки зрения целей инвестирования. Ес–ли такой целью является рост текущего дохода, то в наибольшей степени ее удовлетворяют процент–ные облигации с периодическими выплатами суммы процента. Если же целью инвестирова–ния является рост капитала в более отдаленном периоде, то в этом случае предпочтительными могут оказаться облигации беспроцентные (эти облигации предусматривают также выплату до–хода по ним в виде определенного товара или услуги).