logo
Фин менеджмент

45 Функции и источники получения прибыли

Прибыль как важнейшая категория рыноч–ных отношений выполняет следующие функции:

1) результативную функцию. Прибыль отра–жает конечный финансовый результат, т.е. характеризует экономический эффект, полу–ченный в результате деятельности предприя–тия. Получение прибыли на предприятии озна–чает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью. На величину и динамику прибыли воздейству–ют факторы, как зависящие, так и не завися–щие от усилий предприятия;

2) стимулирующую функцию. Она состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элемен–том финансовых ресурсов предприятия. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть доста–точной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития пред–приятия;

3) бюджетообразующую функцию. Прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, го–сударственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.

В условиях рыночных отношений, как свиде–тельствует мировая практика, имеются три ос–новных источника получения прибыли.

Первый источник образуется за счет мо–нопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или (и) уникального про–дукта. Поддержание этого источника на относи–тельно высоком уровне предполагает постоян–ное обновление продукта.

Второй источник непосредственно связан с производственной и предпринимательской деятельностью.

Величина прибыли в данном случае зависит, во-первых, от правильности выбора производ–ственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбора продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом); во-вторых, от создания конкурентоспособных условий прода–жи своих товаров и оказания услуг (важны цена, сроки поставки, обслуживание покупателей; после–продажное обслуживание и т.д.); в-третьих, от объемов производства (чем больше объем про–изводства, тем больше масса прибыли); в-чет–вертых, от снижения издержек производства.

Третий источник связан с инновационной деятельностью предприятия. Его использова–ние предполагает постоянное обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализа–ции и увеличение массы прибыли.