logo
Фин менеджмент

84 Сущность и концепции управления затратами

Управление затратами и результатами – составная часть финансового менеджмента. Основными концепциями управления затрата–ми являются:

1) концепция затратообразующих факто–ров. В основу концепции положены функцио–нальные (операционные) и структурные затратообразующие факторы. Функциональ–ные (операционные) факторы связаны со спо–собностью компании успешно функционировать (все виды внутрифирменных ресурсов (мощно–стей) и эффективность их использования, а так–же вовлеченность рабочей силы в процесс по–стоянного усовершенствования, комплексное управление качеством и т.п.). Структурныые фак–торы – масштаб деятельности и объем инвести–ций, горизонтальная и вертикальная интегра–ция и т.п. При некоторых допущениях возможно определение влияния на за–траты каждого такого фактора;

2) концепция добавленной стоимости. В рамках данной концепции составляющие за–трат рассматриваются на всех стадиях добав–ления стоимости, начиная с закупок сырья и материалов и заканчивая реализацией соб–ственной продукции, работ и услуг. Ключевым моментом такого подхода является макси–мизация разницы (добавленной стои–мости) между закупками и реализацией;

3) концепция цепочки ценностей исходит из необходимости выхода за пределы фирмы для эффективного управления затратами и пере–носит акцент в анализе затрат на процессы, происходящие за пределами фирмы. Управ–ление затратами на основе добавленной стои–мости, с одной стороны, начинается слишком поздно и не позволяет использовать в своих интересах связи с поставщиками, так как многие управленческие решения могут быть сведены на нет из-за их несогласованности с цепочкой ценностей поставщиков; с другой стороны, заканчивается слишком рано и упус–кает все возможности использования связей с клиентами, так как для успешного позицио–нирования на рынке необходимо учитывать не только собственные затраты, но и затраты потребителя после покупки товара или полу–чения услуги;

4) концепция альтернативности затрат, или затрат упущенных возможностей, осно–вывается на том, что любое финансовое ре–шение принимается в результате сравнения альтернативных затрат, а практическая реа–лизация всякого управленческого решения в этом случае связана с отказом от какого-то альтернативного варианта;

5) концепция трансакционных издержек. Отличительной чертой концепции является тот факт, что в любой экономике есть два вида издержек: производственные (опера–ционные) и трансакционные. Трансакцион-ные издержки включают издержки сбора и переработки информации, проведения переговоров и принятия решений, контроля за соблюдением контрактов и принуждения к их выполнению.