1.2.2.1 Статус налогоплательщика.
Налогоплательщики подразделяются на физических лиц и организации.
Согласно ст. 11 НК РФ к физическим лицам относятся:
а) граждане Российской Федерации;
б) иностранные граждане;
в) лица без гражданства. Возраст и вменяемость не влияют на признание физического лица налогоплательщиком.
Среди физических лиц в отдельную категорию налогоплательщиков выделены индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты.
К налогоплательщикам-организациям законодатель относит две категории субъектов:
а) российские организации;
б) иностранные организации.
Под российскими организациями понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, под иностранными - иностранные юридические лица, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.
Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций налогоплательщиками не являются, но исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по своему месту нахождения.
Налоговое законодательство отдельно выделяет такую категорию налогоплательщиков, как взаимозависимые лица. Признание лиц взаимозависимыми дает право налоговым органам проверять правильность применения цен, указанных сторонами в сделках, для целей налогообложения. Взаимозависимыми лицами признаются лица, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:
1) одна организация участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20%;
2) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
3) лица состоят в соответствии с семейным законодательством РФ в брачных отношениях, отношениях родства.
Обязанность налогоплательщиков — встать на учет в налоговых органах. Соответствующая обязанность есть и у налоговых органов. Они должны вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц.
В обязательном порядке подлежат постановке на учет в налоговых органах налогоплательщики-организации и индивидуальные предприниматели. Постановке на учет предшествует их государственная регистрация. Федеральная налоговая служба и территориальные налоговые органы — уполномоченные федеральные органы исполнительной власти по государственной регистрации организаций и физических лиц — индивидуальных предпринимателей.
Порядок государственной регистрации регулируется Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Государственная регистрация и постановка на учет организаций и индивидуальных предпринимателей с 2004 г. осуществляются по принципу «одного окна», Данный принцип означает, что налогоплательщик одновременно подает в налоговый орган документы, необходимые для госрегистрации и постановки на учет, а сама процедура осуществляется налоговым органом самостоятельно. При этом документы, свидетельствующие о государственной регистрации и постановке на учет, выдаются налогоплательщикам одновременно.
Организации регистрируются в налоговом органе по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, а физические лица — по месту жительства (регистрации).
Осуществляя государственную регистрацию, налоговые органы делают об этом запись в специальных документах: едином государственном реестре юридических лиц (если регистрируются организации) и едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (если регистрируются физические лица); присваивают регистрируемым лицам основной государственный регистрационный номер (ОГРН) и выписывают свидетельство о госрегистрации.
Для постановки на учет организации и индивидуального предпринимателя не обязательна повторная явка в налоговый орган. Постановка на учет организации осуществляется самим налоговым органом по месту регистрации, т.е. нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа, на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). Индивидуальные предприниматели становятся на учет в налоговых инспекциях по месту жительства на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). Организации и физические лица - индивидуальные предприниматели ставятся на учет в качестве налогоплательщиков не позднее пяти дней после госрегистрации.
Осуществляя постановку на учет, налоговые органы делают об этом запись в Едином государственном реестре налогоплательщиков (ЕГРН). Датой постановки на учет является дата записи в ЕГРЮЛ (или соответственно в ЕГРИП). Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель теряют свой статус с момента исключения их из вышеуказанных реестров автоматически в тот же день.
При постановке на учет налоговые органы не только делают об этом запись в ЕГРН, но и присваивают налогоплательщикам специальный информационный код - идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Кроме того, организациям присваивается еще один номер — код причины постановки на учет (КПП). Идентификационный номер налогоплательщика и КПП имеют определенное число цифровых знаков и структуру.
Так, ИНН организации состоит из десяти знаков:
NNNNXXXXXC,
где первые четыре — код инспекции (первые два знака — субъект Федерации, третий и четвертый знаки — номер инспекции), последующие пять знаков — порядковый номер налогоплательщика при постановке на учет в инспекции, последнее — десятое число — рассчитывается по специальному алгоритму, установленному ФНС России.
Код причины постановки на учет, присвоенный организации, состоит из девяти цифровых знаков:
NNNNPPXXX,
где первые четыре знака - код инспекции, в которой организация ставится на учет по определенной причине, последующие два числа предназначены для идентификации причины; эти причины могут иметь численное значение от 01 до 99 (см. перечень); три последние знака означают порядковый номер организации, под которым она поставлена в инспекции по определенной причине.
Налогоплательщику - физическому лицу присваивается только ИНН, который состоит из 12 цифровых знаков:
NNNNХХХХХХСС,
где первые четыре - это код инспекции (первые два знака - субъект Федерации, третий и четвертым - номер инспекции), последующие шесть знаков - порядковый номер налогоплательщика, последние числа - одиннадцатый и двенадцатый СС - это числа, рассчитанные по алгоритму устанавливаемому ФНС России.
Присвоенный налогоплательщику идентификационный номер не подлежит изменению. Он не может быть повторно присвоен другому налогоплательщику. В случае ликвидации организации или кончины физического лица присвоенные им ИНН считаются недействительными и не могут быть присвоены другим налогоплательщикам. Вновь возникшим в результате реорганизации организациям присваиваются новые идентификационные номера. Идентификационный номер налогоплательщика и КПП записываются в свидетельство о постановке на учет и в дальнейшем проставляются налогоплательщиком в декларациях и других документах, представляемых в налоговый орган, а налоговым органом - во всех документах, направляемых налогоплательщику.
Согласно ст. 83 ИК РФ, в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет не только в налоговых органах по месту нахождения организации, но и по месту нахождения каждого ее обособленного подразделения, а также по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.
Для постановки на учет юридических лиц по месторасположению обособленных подразделений установлен заявительный принцип, т.е. для постановки на учет по месту нахождения обособленного подразделения организация должна подать заявление в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения. Заявление о постановке на учет подается в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения. Одновременно с заявлением о постановке на учет представляются в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения и документы, подтверждающие создание обособленного подразделения. Так же осуществляется постановка на учет организации по месту нахождения имущества.
В обязательном порядке подлежат постановке на учет в налоговых инспекциях не только организации и индивидуальные предприниматели, но и физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями. Они ставятся на учет в налоговых органах по месту жительства физического лица на основе информации, предоставляемой в налоговую инспекцию уполномоченными органами (ЗАГСы, ПВС и др.) или по заявлению плательщика.
Учет физических лиц по месту нахождения имущества осуществляется налоговыми органами по данным регистрирующих организаций.
В Оренбургской области, в ходе эксперимента, создана ИФНС №10 – единый регистрационный центр в г. Оренбурге.
- Раздел 1 Основы налогообложения.
- Тема 1.1 Система налогов и сборов Российской Федерации. Экономическая сущность налогов.
- Возникновение и развитие налогообложения.
- Сущность и функции налогов.
- Определения налога и сбора
- 1.1.3 Современные принципы налогообложения
- 1.1.4. Особенности построения налоговой системы России.
- 1. 1. 5 Классификация налогов. Виды налогов в рф.
- Элементы налога.
- Тема 1.2. Государственное регулирование налоговых правоотношений
- 1.2.1. Налоговые правоотношения.
- 1.2.2. Участники налоговых правоотношений.
- 1.2.2.1 Статус налогоплательщика.
- 1.2.2.2 Состав и структура налоговых органов.
- 1.2.2.3 Функции структурных подразделений фнс рф.
- 1.2.3 Налоговая деятельность государства. Понятие и типы налоговой политики.
- Налоговая политика рф на современном этапе.
- 1.2.4 Права и обязанности субъектов налоговых правоотношений.
- 1.2.4.1 Права и обязанности налоговых органов.
- 1.2.4.2 Права и обязанности налогоплательщиков.
- Тема 1.3. Налоговый контроль. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
- 1.3.1. Условия возникновения, изменения и прекращения обязанностей по уплате налога.
- Добровольное исполнение обязанности по уплате налогов. Способы обеспечения исполнения обязанности
- 1.3.1.2. Принудительное исполнение обязанности по уплате налогов. Способы обеспечения исполнения обязанности
- Налоговая ответственность. Налоговые правонарушения.
- 1.3.3. Санкции за нарушение налогового законодательства.
- Раздел 2 Федеральные налоги и сборы.
- Тема 2.1. Налог на добавленную стоимость.
- Экономическая сущность ндс. Налогоплательщики и объекты налогообложения по ндс.
- 2.1.2 Налоговая база и налоговые ставки по ндс.
- Порядок исчисления налога и применения налоговых вычетов.
- Тема 2.2. Налог на прибыль организаций
- Экономическая сущность налога на прибыль. Налогоплательщики и объекты налогообложения по налогу на прибыль организаций.
- Классификация доходов и расходов для целей налогообложения.
- Налоговая база и налоговые ставки по налогу на прибыль организаций.
- Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций.
- Тема 2.3. Налог на доходы физических лиц
- 2.3.1 Экономическая сущность ндфл. Налогоплательщики и объекты налогообложения.
- 2.3.2 Налоговая база и налоговые ставки ндфл.
- Налоговые вычеты по ндфл. Виды налоговых вычетов_______________________
- На детей
- 2.3.3.1 Стандартные налоговые вычеты.
- Порядок предоставления социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов.
- Порядок исчисления и уплаты ндфл.
- Особенности исчисления ндфл налоговыми агентами
- 2.3.4.2 Особенности исчисления ндфл налоговыми органами
- Тема 2.4. Другие виды федеральных налогов и сборов
- Понятие государственной пошлины. Плательщики госпошлины, порядок ее уплаты и возврата.
- Основные элементы налога на добычу полезных ископаемых.
- Основные элементы водного налога.
- Сборы за право пользования объектами животного мира и водных биологических ресурсов.
- Раздел 3 Региональные налоги Тема 3.1 Налог на имущество организаций
- 3.1.1 Налогоплательщики, объекты налогообложения и льготы
- 3.1.2 Порядок исчисления и уплаты налога
- Тема 3.2. Транспортный налог
- 3.2.1 Налогоплательщики, объекты налогообложения и льготы по транспортному налогу.
- 3.2.2 Порядок исчисления и уплаты налога.
- 3.2.2.1 Порядок исчисления и уплаты транспортного налога для налогоплательщиков - организаций.
- 3.2.2.2 Порядок исчисления и уплаты транспортного налога для налогоплательщиков – физических лиц.
- Раздел 4 Местные налоги Тема 4.1. Земельный налог
- 4.1.1 Налогоплательщики, объекты налогообложения и налоговые льготы по земельному налогу.
- 4.1.2 Порядок исчисления и уплаты налога.
- 4.1.2.1 Порядок исчисления земельного налога для налогоплательщиков – организаций.
- 4.1.2.2 Порядок исчисления земельного налога для физических лиц.
- Тема 4.2. Налог на имущество физических лиц
- 4.2.1 Налогоплательщики, объекты налогообложения и льготы.
- 4.2.2 Порядок исчисления и уплаты налога.
- Рекомендуемая литература
- 1. Александров и.М. Налоги и налогообложение. Учебное пособие. – м.: Дашков и к, 2006 г.
- 4. Косолапов а.И. Налоги и налогообложение. Учебное пособие. – м.: Дашков и к, 2005 г.