logo search
Фин менеджмент

74 Управление дебиторской задолженностью (кредитная политика)

Управление дебиторской задолженно–стью предполагает прежде всего контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Управ–ление дебиторской задолженностью реализует–ся в ходе формирования кредитной политики предприятия. Рассмотрим этапы формирова–ния кредитной политики по отношению к дебиторам.

1. Определение принципов кредитной политики по отношению к дебиторам. В процессе определения принципов кредитной политики по отношению к дебиторам решается основной вопрос: какой тип кредитной политики следует избрать предприятию:

1) безрисковый тип кредитной политики предприятия направлен на минимизацию кредитного риска: существенное сокращение круга покупателей продукции в кредит за счет групп повышенного риска; минимизацию сро–ков предоставления кредита и его размера; ужесточение условий предоставления креди–та и повышение его стоимости;

2) умеренный тип кредитной политики предприятия ориентируется на средний уро–вень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа;

3) рисковый тип кредитной политики пред–приятия приоритетной целью кредитной дея–тельности ставит максимизацию дополни–тельной прибыли за счет расширения объема реализации продукции в кредит. Механизма–ми реализации политики такого типа являют–ся распространение кредита на более риско–ванные группы покупателей продукции; уве–личение периода предоставления кредита и его размера.

2. Формирование системы кредитных условий. В состав этих условий входят следую–щие элементы: срок предоставления кредита; размер предоставляемого кредита; стоимость предоставления кредита; система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями.

3. Формирование стандартов оценки по–купателей и дифференциация условий предоставления кредита. В основе установ–ления таких стандартов оценки покупателей ле–жит их кредитоспособность.

4. Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности. В этой процеду–ре должны быть предусмотрены сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей; возможности и усло–вия продления сроков возврата долга по пре–доставленному кредиту; условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.

5. Обеспечение использования на пред–приятии современных форм рефинанси–рования дебиторской задолженности.

Развитие рыночных отношений и инфраструкту–ры финансового рынка позволяет использовать в практике финансового менеджмента новые формы управления дебиторской задолженно–стью – ее рефинансирование, например уско–ренный перевод в другие формы оборотных ак–тивов предприятия, такие как денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бу–маги.