logo search
lekcii_nalogi_i_nalogooblozhenie_2011_god

3.8. Государственная пошлина

Государственная пошлина представляет собой обязательный платеж в государственный бюджет, взимаемый за совершение юридически значимых для налогоплательщиков действий. К таким действиям российское законодательство относит:

- прием и рассмотрение заявлений и жалоб, подаваемых в суды различных инстанций;

- совершение нотариальных действий государственными но­тариусами или уполномоченными должностными лицами;

- государственную регистрацию актов гражданского состоя­ния;

- рассмотрение и выдачу документов в связи с приобретени­ем или выходом из гражданства Российской Федерации;

- другие юридически значимые действия либо выдачу доку­ментов государственными органами, органами местного самоуправления или другими уполномоченными органами и должностными лицами.

Взимание государственной пошлины регулируется в настоя­щее время Законом Российской Федерации «О государственной пошлине», принятым 9 декабря 1991 г., № 2002—1 и последую­щими изменениями и дополнениями этого Закона. Налоговый кодекс Российской Федерации относит государственную по­шлину к федеральным налогам и сборам, обязательным к уплате на всей территории Российской Федерации. По сути, в Налоговом кодексе понятие пошлины отсутствует, государственная пошли­на относится к сборам, которые представляют собой по опреде­лению, приведенному в ст. 8 НК, обязательные платежи органи­заций и физических лиц за совершение по отношению к ним соответствующими органами или лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или вы­дачу разрешений и лицензий.

Плательщиками государственной пошлины являются как юри­дические, так и физические лица (рис. 14). Обязанность уплачивать госу­дарственную пошлину у них появляется при обращении в суды различных инстанций, нотариальные конторы, консульские и дру­гие учреждения с исковыми заявлениями, апелляционными или кассационными жалобами, запросами, при получении виз, разре­шений и лицензий, а также других документов, предоставление которых означает выполнение юридически значимых действий по отношению к этим лицам. Все виды таких действий и состав документов, при получении которых юридические и физические лица приобретают статус плательщиков государственной пошли­ны, определяются законодательством Российской

Федерации.

Юридически значимые действия, с оказанием которых у гра­ждан и организаций появляется обязанность уплачивать госу­дарственную пошлину, представляют собой объект налогообло­жения государственной пошлиной (в Законе «О государственной пошлине» — «объекты взимания»). Объект налогообложения классифицируется Законом «О государственной пошлине» по сле­дующим признакам:

- в зависимости от органа, оказывающего юридически значи­мые действия. В состав этих органов входят судебные уч­реждения общей юрисдикции; арбитражные суды; Кон­ституционный Суд Российской Федерации; нотариальные органы; органы местного самоуправления; органы испол­нительной власти; консульские учреждения; органы запи­си актов гражданского состояния и некоторые другие.

- в зависимости от вида оказываемых юридически значимых действий. По видам действий выделяются рассмотрение исковых заявлений, запросов, жалоб; совершение нотари­альных действий; составление проектов документов; выдача и удостоверение копий и дубликатов документов; регистра­ция актов гражданского состояния и некоторые другие. • в зависимости от формы документа, с которым совершают­ся юридически значимые действия. К ним относятся иско­вые заявления имущественного и неимущественного ха­рактера; жалобы, запросы, ходатайства; доверенности, до­говора дарения, поручительства, завещания; свидетельства, справки и т.д.

Налоговая база плательщиков государственной пошлины оп­ределяется по каждому элементу объекта налогообложения в со­ответствии с порядком, предусмотренным действующим законо­дательством. Так, например, по исковым заявлениям имущест­венного характера, рассматриваемым в арбитражных судах, нало­говая база разделена на налоговые разряды, включающие шесть позиций — от заявлений с ценой иска менее 10 млн. руб. до заяв­лений с ценой иска превышающей 1 млрд. руб. При совершении нотариальных действий налоговая база определяется суммой до­говора, денежной суммой или стоимостью принятых на депозит ценных бумаг и т.д. Но чаще всего налоговая база определяется по элементам объекта обложения, установленным законодатель­ством в данном периоде минимальным размером оплаты труда.

Налоговые ставки дифференцированы по элементам объекта налогообложения плательщиков государственной пошлины. Став­ки в основном применяются пропорциональные и регрессивные. В некоторых случаях применяются твердые налоговые ставки.

Пропорциональные ставки установлены, как правило, крат­но минимальному размеру оплаты труда. Например, по делам, рассматриваемым Конституционным Судом Российской Феде­рации, с жалобы юридического лица государственная пошлина взимается в 15-кратном размере минимального размера оплаты труда, а с жалобы гражданина — в однократном размере. В не­которых случаях пропорциональные ставки устанавливаются в процентах от минимального размера оплаты труда. В качестве примера можно привести ставку, равную 5 % минимального размера оплаты труда, за свидетельствование подлинности под­писи на заявлениях и других документах (за исключением бан­ковских карточек). За выдачу свидетельств о праве на наследст­во ставка установлена в процентах от стоимости наследуемого имущества: наследникам первой очереди — 1 % от стоимости наследуемого имущества, а другим наследникам — 2 %. Пропорциональные ставки по государственной пошлине могут уста­навливаться также в процентах к сумме сделки, сумме договора, взыскиваемой сумме и некоторым другим. Некоторые налоговые ставки имеют «необлагаемый минимум» — например, за удосто­верение договоров поручительства взимается пошлина величи­ной 0,5 % от суммы, на которую принимается обязательство, но не менее 30 % от минимального размера оплаты труда.

Регрессивные адвалорные (в процентах) ставки государствен­ной пошлины применяются лишь при рассмотрении дел в судах общей юрисдикции и арбитражных судах по исковым заявлени­ям имущественного характера. Например, при цене такого иска от 1 до 10 млн. руб. применяется ставка 50 тыс. руб. + 4 % от суммы свыше 1 млн. руб., а при цене иска в пределах 10— 50 млн. руб. взимается 410 тыс. руб. + 3 % от суммы превышаю­щей 10 млн. руб. и т.д.

Действующий Закон Российской Федерации «О государст­венной пошлине» предусматривает развернутую подсистему льгот по уплате государственной пошлины.

Прежде всего от уплаты государственной пошлины освобож­даются Герои Советского Союза и Российской Федерации, пол­ные кавалеры ордена Славы, участники и инвалиды Великой Отечественной войны. В эту же подгруппу Закон включает гра­ждан, подпадающих под действие законов о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации. От уплаты по­шлины эта категория налогоплательщиков освобождается по де­лам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, арбитражных судах (по делам о несостоятельности (банкротстве)) и Конститу­ционном Суде РФ. Льготы этим гражданам предоставляют также в нотариальных органах и органах, осуществляющих государст­венную регистрацию актов гражданского состояния.

Вторая подгруппа в число плательщиков, которым предос­тавляются льготы по уплате государственной пошлины, включа­ет не только физические, но и юридические лица. В частности, не уплачивают пошлину налоговые, финансовые, таможенные органы и органы по валютному и экспортному контролю по ис­кам о взыскании налогов, сборов, пошлин и других обязатель­ных платежей в бюджет и возврате их из бюджета; Пенсионный фонд и его органы по искам о взыскании с граждан обязатель­ных платежей; органы государственной власти и местного само­управления при защите государственных и общественных инте­ресов и т.д. Не взимается пошлина по искам о взыскании зара­ботной платы, алиментов, о возмещении вреда, по спорам об авторстве и т.д. Льготы этой подгруппы освобождают граждан и организации от уплаты государственной пошлины в судах общей юрисдикции.

Органы государственной власти и органы местного самоуправ­ления при защите государственных и общественных интересов, а также прокуроры освобождаются от уплаты государственной пошлины и в арбитражных судах (третья подгруппа). По делам, рассматриваемым арбитражными судами, получают льготы и об­щественные организации инвалидов, и антимонопольные орга­ны по искам о взыскании штрафов с хозяйствующих субъектов за невыполнение ими предписаний. При этом арбитражный суд имеет право отсрочить или рассрочить уплату государственной пошлины или уменьшить ее размер, исходя из имущественного положения сторон.

Четвертая подгруппа льгот по уплате государственной пошли­ны касается обращений граждан в Конституционный Суд Рос­сийской Федерации. Решение о полном освобождении от таких платежей или их уменьшении принимает Конституционный Суд, учитывая имущественное положение плательщика. Также не взи­мается государственная пошлина с запросов судов и о толкова­нии Конституции Российской Федерации, с некоторых хода­тайств Президента России.

Пятая — восьмая подгруппы льгот, предусмотренных дейст­вующим законодательством, представлены льготами, связанными:

- с нотариальными действиями;

- с государственной регистрацией актов гражданского состоя­ния;

- с вопросами гражданства или въезда и выезда из Россий­ской Федерации;

- с регистрацией граждан по месту их жительства.

Законодательные (представительные) органы субъектов Рос­сийской Федерации, а также органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут предоставлять отдельным ка­тегориям плательщиков дополнительные льготы по уплате в бюджет государственной пошлины. Это правило не распростра­няется на уплату пошлины по делам, рассматриваемым судами.

Порядок исчисления государственной пошлины прежде всего определяется видом применяемой налоговой ставки.

При расчете размера государственной пошлины в некоторых случаях необходимо определить стоимость объектов, являющих­ся предметом юридически значимых действий — стоимость жилого дома, квартиры, дачи, транспортных средств и т.п. Такая оценка осуществляется органами технической инвентаризации, местного самоуправления или страховыми организациями, а при оценке транспортных средств — судебно-экспертными учрежде­ниями органов юстиции или организациями, связанными с тех­ническим обслуживанием и продажей транспорта. При этом, ес­ли договора отчуждения имущества заключаются на сумму ниже оценочной, государственная пошлина определяется исходя из величины оценки, указанной в оценочном документе.

При исчислении государственной пошлины следует учиты­вать и другие правила, установленные действующим законода­тельством. Так, при совершении нотариальных действий вне по­мещения нотариальной конторы государственная пошлина взи­мается в размере, превышающем установленный для стандарт­ного положения. При удостоверении сделок, совершаемых в иностранной валюте или в том случае, когда иностранная валюта наследуется, государственная пошлина пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, действую­щему на день уплаты государственной пошлины. Также на день уплаты учитывается установленный законом минимальный раз­мер оплаты труда. Это правило применяется в тех случаях, когда государственная пошлина исчисляется кратно минимальному размеру оплаты труда.

Порядок уплаты государственной пошлины предусматривает платежи как в наличной, так и безналичной формах. Уплачива­ется государственная пошлина в рублях в банки или их филиа­лы — в каждом случае плательщику выдается квитанция уста­новленной формы. Зачисляется государственная пошлина в фе­деральный бюджет по делам, рассматриваемым арбитражными судами. Конституционным и Верховным Судами Российской Фе­дерации; в остальных случаях пошлина зачисляется в доход мест­ного бюджета по месту нахождения банка, принявшего платеж.

Сроки уплаты государственной пошлины определяются в за­висимости от вида юридически значимых действий, оказываемых плательщику. Государственная пошлина уплачивается:

- до подачи заявлений (других обращений) по делам, рассмат­риваемым судами;

- до выдачи соответствующих документов при регистрации граждан по месту жительства; по делам, связанным с при­обретением (выходом) гражданства РФ, и т.п.;

- при совершении нотариальных действий;

- при выдаче копий документов судами или нотариальными конторами; повторных свидетельств, справок — органами регистрации актов гражданского состояния.

Действующее законодательство оговаривает в ряде случаев полный или частичный возврат уплаченной государственной по­шлины. Возврат осуществляется, если пошлина была внесена в большем размере, чем требуется по закону; при отказе в приня­тии заявления, жалобы судами; отказе в выдаче заграничного паспорта и т.д. Для того чтобы вернуть уплаченную государст­венную пошлину, требуется подать в течение года заявление в налоговый орган, и, если решение о ее возврате принято, она будет выдана плательщику не позднее месяца со дня принятия этого решения.

Вопросы для самоконтроля

  1. Обязательна ли государственная пошлина к уплате на всей терри­тории Российской Федерации?

  2. Являются ли юридические лица плательщиками государственной пошлины?

  3. Назовите основные виды юридически значимых действий, за со­вершение которых уплачивается государственная пошлина.

  4. Назовите виды налоговых ставок, применяемых при взимании го­сударственной пошлины.

  5. В каких случаях возможен возврат плательщикам государственной пошлины?

  6. Возможна ли уплата государственной пошлины после получения документов о приобретении гражданства Российской Федерации?