logo
lekcii_nalogi_i_nalogooblozhenie_2011_god

3.7.1. Налог на добычу полезных ископаемых

С 1 января 2002 г. введена в действие глава 26 Н К РФ « Налог на добычу по­лезных ископаемых». Она отменила три ранее взимаемых платежа: платежи на воспроизводство минерально-сырьевой базы, платежи за добычу полезных ископаемых и акциз на нефть и стабильный газовый конденсат, природный газ.

Плательщиками налога на добычу полезных ископаемых яв­ляются пользователи недр (организации и индивидуальные предприниматели), которые обязаны встать на учет в налоговом органе по месту нахождения участка недр в течение 30 дней с момента государственной регистрации лицензии на пользование участком недр (рис.10).

В случае добычи полезных ископаемых на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, а также за пределами территории РФ плательщики подлежат регистра­ции в налоговом органе по месту нахождения.

Объектом налогообложения являются полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ, континентального шельфа, исключительной экономической зоне, а также на территории за пределами РФ, но при условии, что эта территория находится под юрисдикцией России.

К видам добытых полезных ископаемых относят:

- антрацит, уголь каменный, уголь бурый и горючие сланцы;

- торф;

- углеводородное сырье (нефть, природный газ, газовый кон­денсат);

- товарные руды (черных, цветных, редких, радиоактивных металлов; многокомпонентные комплексные руды);

- горно-химическое неметаллическое сырье;

- сырье редких металлов;

- неметаллическое сырье, используемое в строительстве;

- кондиционный продукт пьезооптического сырья; особо чис­того кварцевого и камнесамоцветного сырья;

- природные алмазы и драгоценные камни из коренных, россыпных и техногенных месторождений;

- концентраты, содержащие драгоценные металлы;

- природную соль и чистый хлористых натрий;

- подземные воды, содержащие полезные ископаемые, мине­ральные воды или воды, используемые для получения теп­ловой энергии.

Не относятся к объектам налогообложения общераспростра­ненные полезные ископаемые, минералогические, палеонтологи­ческие и другие коллекционные материалы, добытые индивиду­альными предпринимателями для личного потребления, а также добытые из недр при использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых объектов.

Добытое ископаемое определяется по каждому виду отдельно.

Налоговая база определяется плательщиком самостоятельно как стоимость полезных ископаемых.

Количество добытых полезных ископаемых определяется в единицах нетто-массы прямым или косвенным методом. Прямой метод предполагает подсчет с помощью измерительных приборов. При использовании косвенного метода количество ископаемого определяется расчетно по показателям содержания добытого по­лезного ископаемого в сырье (коэффициент извлечения).

Стоимость добытых полезных ископаемых оценивается пла­тельщиками самостоятельно, при этом используется такой пока­затель, как стоимость единицы добытого полезного ископаемого.

Стоимость добытых полезных ископаемых определяется сле­дующими способами:

1. Определение стоимости исходя из сложившихся цен реализа­ции за налоговый период без учета государственных субвенций.

Стоимость единицы полезного ископаемого оценивается ис­ходя из выручки, определяемой с учетом сложившихся цен реа­лизации без учета субвенций на возмещение разницы между оп­товой ценой и расчетной стоимостью.

2. Определение стоимости исходя из сложившихся цен реализа­ции за налоговый период.

В этом случае стоимость единицы добытого полезного иско­паемого оценивается исходя из выручки от реализации.

При использовании этих способов стоимость единицы добы­того полезного ископаемого рассчитывается как отношение вы­ручки от реализации к количеству реализованного добытого по­лезного ископаемого. Выручка от реализации определяется исхо­дя из цен реализации, установленных с учетом ст. 40 части I НК без НДС, акциза и расходов по доставке полезного ископаемого в соответствии с условиями договора. Стоимость добытого полез­ного ископаемого определяется как произведение количества до­бытого полезного ископаемого на стоимость его единицы.

Оценка производится отдельно по каждому виду полезного ископаемого.

3. Определение стоимости исходя из расчетной стоимости добы­тых полезных ископаемых.

В этом случае расчетная стоимость определяется на основа­нии данных налогового учета.

Налоговым периодом является календарный месяц.

Ставки по налогу установлены в следующих размерах (%):

по налоговой ставке 0 процентов (0 рублей в случае, если в отношении добытого полезного ископаемого налоговая база определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении) при добыче:

1) полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых;

2) попутного газа;

3) подземных вод, содержащих полезные ископаемые (промышленных вод), извлечение которых связано с разработкой других видов полезных ископаемых, и извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых, а также при строительстве и эксплуатации подземных сооружений;

4) полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых;

5) минеральных вод, используемых налогоплательщиком исключительно в лечебных и курортных целях без их непосредственной реализации (в том числе после обработки, подготовки, переработки, розлива в тару);

7) подземных вод, используемых налогоплательщиком исключительно в сельскохозяйственных целях, включая орошение земель сельскохозяйственного назначения, водоснабжение животноводческих ферм, животноводческих комплексов, птицефабрик, садоводческих, огороднических и животноводческих объединений граждан.

3,8 - Калийные соли.

4,0 – при добыче: торфа, угля каменного, бурого, антрацитов и горючих сланцев.

4,8 - руды черных металлов.

5,5 - горно-химическое неметаллическое сырье, соль природная и чистый хлористый натрий, радиоактивные металлы, теплоэнергетические и промышленные воды, неметаллическое сырье, используемое в строительстве.

6,0 - горнорудное неметаллическое сырье, битуминозные породы, золото.

6,5 - драгоценные металлы.

7,5 - подземные минеральные воды.

8,0 - редкие металлы, природные алмазы, другие драгоценные и полудраго­ценные камни, цветные металлы.

16,5 – при добыче углеводородного сырья.

17,5 - газовый конденсат.

135 рублей за 1000 м3 газа при добыче природного газа.

419 рублей за 1тонну нефти в период по 31 декабря 2006г.

Кроме того, внесены изменения в законодательную базу по платежам при пользовании недрами. Так, при пользовании недра­ми взимаются следующие платежи:

- разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;

- регулярные платежи за пользование недрами;

- плата за геологическую информацию о недрах;

- сбор за участие в конкурсе (аукционе);

- сбор за выдачу лицензий.

Минимальные размеры разовых платежей за пользование недрами — не менее 10 % от суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую проектную мощность добывающей организации. Окончательные размеры разовых пла­тежей определяются по результатам конкурса или аукциона и указываются в лицензии. Порядок уплаты разовых платежей так­же указывается в лицензии.

Регулярные платежи взимаются за предоставление исключи­тельных прав на поиск и оценку месторождений полезных иско­паемых, разведку полезных ископаемых, геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуата­ции сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Регулярные платежи взимаются с недропользователей по каж­дому виду работ, за исключением:

а) пользования недрами для регионального геологического изучения;

б) пользования недрами для образования особо охраняемых геологических объектов;

в) пользования недрами для сбора коллекционных материалов;

г) разведки полезных ископаемых на месторождениях, вве­денных в промышленную эксплуатацию;

д) разведки полезного ископаемого в границах горного отво­да, предоставленного пользованию для его добычи.

Размеры регулярных платежей за пользование недрами опреде­ляются в зависимости от экономико-географических условий, раз­мера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительно­сти работ, степени геологической изученности территории и сте­пени риска. Эти платежи взимаются в форме разовых и (или) регу­лярных взносов за единицу использованного участка недр или площади. Размеры регулярных взносов, как правило, возрастают в зависимости от продолжительности проведения работ.

Максимальные и минимальные границы ставок регулярных платежей устанавливаются Правительством РФ, а органы государ­ственной власти субъектов РФ устанавливают конкретный раз­мер ставки.

Регулярные платежи за пользование недрами уплачиваются ежеквартально в денежной форме и зачисляются в федеральный, региональный и местные бюджеты, в соответствии с бюджетным законодательством.

Плата за геологическую информацию взимается за пользова­ние геологической информацией о недрах, полученной от феде­рального органа управления государственным фондом недр. Ее размер и порядок уплаты определяется Правительством РФ.

Сбор за участие в конкурсе (аукционе) и за выдачу лицензий.

Сбор за участие в конкурсе (аукционе) вносится всеми участни­ками таких конкурсов и аукционов и является одним из условий регистрации заявки.

Сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса (аукцио­на), оплату труда привлекаемых экспертов. Сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензии направляется в органы, выдающие лицензии на право пользования недрами, а также ор­ганов власти субъектов РФ, регулирующих процесс пользования недрами, и на проведение конкурсов (аукционов). Сбор за вы­дачу лицензий уплачивается при ее получении, а сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, оформ­ление и регистрацию лицензии.

Пример:

ЗАО «Искра» добыло на месторождении А 30000 тонн руды черных металлов, а на месторождении В 10000 тонн. При этом ЗАО «Искра» полностью возместила все расходы государства на поиск и разведку запасов этого вида полезных ископаемых на месторождении В. Стоимость руды черных металлов за отчетный период составила 1600 руб./тн. с учетом НДС.